Как помочь ребенку в сенсорном развитии
консультация по коррекционной педагогике
Игры на сенсорное развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebenku_v_sensornom_razvitii_1.docx | 71.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ?
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).
Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов:
- эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности;
- эталоны формы — геометрические фигуры;
- эталоны величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим);
- эталоны слухового восприятия - звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др.
- эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания.
- эталоны обонятельного восприятия - узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
Знакомство ребенка с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как он научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства с цветом можно выделить следующие этапы:
• различение цветов по принципу «такой — не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребенку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
• зрительное соотнесение цветов — восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребенком задания назовите цвет;
• закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
Игра «Цветная вода»
Цель: Знакомить с цветами.
Материалы: Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.
Ход: В ряд расставьте на столе стаканы и наполовину наполните их водой. Обмакните кисточку в краску одного из основных цветов и разведите ее в стакане с водой. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка. Таким же образом разведите остальные краски.
Дайте ребенку краски, кисточки и стакан с водой (сначала по одному стакану). Пусть ребенок выберет понравившуюся краску и разведет в воде. Если ему захочется продолжить игру, можно поменять воду и предложить развести другую краску.
Если ребенку понравится это занятие, то в следующий раз можно дать несколько стаканов с водой, предложить смешать две-три краски в одном стакане с целью получения нового цвета, делать растворы разной концентрации, чтобы увидеть разные оттенки одной краски.
Игра «Цветные кубики»
Цель: Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.
Материалы: Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).
Ход: Разложите кубики на ковре. Затем возьмите один кубик и покажите ребенку: «Вот какой кубик я выбрала. Давайте найдем такой же кубик».
Возьмите кубик контрастного цвета и приложите к выбранному кубику. Таким же образом прикладывайте другие кубики, пока цвет кубиков не совпадет. Комментируйте свои действия: «Такой? Нет, не такой. И этот тоже не такой. Вот этот такой. Одинаковые кубики».
Затем дайте ребенку кубики разных цветов и предложите найти им пары.
В следующий раз увеличьте число кубиков каждого цвета и попросите найти все кубики заданного цвета. Со временем можно ввести дополнительные цвета.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Закреплять знание цветов.
Материалы: Игрушки и предметы разных цветов; карточки, на которых нарисованы по четыре предмета (в отдельных рамках):
- желтая груша, желтый банан, желтое яблоко, оранжевый апельсин;
- зеленый огурец, зеленое яблоко, зеленая груша, синяя слива;
- красная клубника, красный помидор, красная редиска, зеленый арбуз;
- оранжевый апельсин, оранжевая хурма, оранжевая тыква, желтая дыня и др.
Можно нарисовать не только фрукты и овощи, но и различные игрушки.
Ход: Положите на стол четыре предмета, три из которых одного цвета, а один отличается по цвету. Предложите найти и показать лишний предмет. Затем разложите другие предметы и повторите игру.
Такую же игру можно провести с использованием карточек. Раздайте карточки и предложите внимательно рассмотреть нарисованные на них предметы. Затем предложите найти и показать предмет, который отличается от остальных по цвету.
Говоря о сенсорных эталонах формы, следует различать плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед («кирпичик»), эллипсоид («яйцо»), цилиндр, конус).
Сначала знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда ребенок усвоит эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.
Параллельно можно дать детям представление об объемных геометрических телах — шаре и кубе, а затем — о параллелепипеде («кирпичик») и эллипсоиде («яичко»).
В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:
- практические действия. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий о которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» (коробка с отверстиями разной формы) и др.). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой»), не называя ее;
- зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий;
- запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.
Игра «Разложи фигуры по местам!»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материалы: Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».Предложите найти место для каждой из них. Когда малыш разложит фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя повторения.
Игра «Катится — не катится»
Цель: Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход: Покажите шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их».
Дайте кубики и шарики и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.
Игра «Найди такую же фигуру»
Цель: Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы: Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).
Ход: Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы: «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно можно увеличивать количество фигур, использовать фигуры разного размера и цвета.
Величина — это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т. д. Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет. Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться и большим, н маленьким. Так, лист дерева кажется маленьким по сравнению с самим деревом, но большим по сравнению с маленьким жучком.
В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:
- практические действия. При знакомстве детей с величиной можно использовать различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши-башенки, пирамидки, матрешки и др.). Действуя с такими предметами, ребенок начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат игры, то есть величина становится значимым признаком;
- зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз;
- использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни).
Игра «Спрячь в ладошке!»
Цель: Познакомить с понятием величины.
Материалы: Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.).
Ход: Сначала дайте маленькие шарики и предложите спрятать их в ладошках. Затем предложите таким же образом спрятать предметы разной величины.
Подведите итог игры: «Маленькие предметы можно спрятать в ладошках, а большие нет».
Игра «Покормим кукол»
Ход: Знакомить с величиной в ходе практических действий с предметами, с понятиями большой, маленький, средний по величине.
Материалы: Миски-вкладыши одного цвета; большая и маленькая ложки; большая и маленькая куклы.
Цель: Возьмите два вкладыша, резко различающиеся по величине, и предложите ребенку накормить большую и маленькую кукол. Подберите куклам тарелки и ложки подходящей величины: «Большая кукла ест из большой тарелки большой ложкой. А маленькая кукла ест из маленькой тарелки маленькой ложкой. Давай покормим кукол. Теперь пошли гулять». Усложняя игру, можно предложить ребенку три вкладыша-миски и три ложки разного размера и разыграть сюжет сказки «Три медведя». Также в тарелки можно класть еду разного размера.
Игра «Две башни»
Цель: Закреплять знания о величине предметов; познако¬мить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.
Материалы: Кубики, маленькие игрушки.
Ход: Постройте из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные — высокая и низкая. Вместе с ребенком сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем отличаются башни? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь ты построй башни!» Предложите построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни.
Развитие слухового восприятия предполагает знакомство с самыми разнообразными звуками и их сочетаниями, их тонкое различение и запоминание. При этом развитие слуха у ребенка происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой — восприятие звуков человеческой речи, то есть формируется фонематический слух.
Игра Постучим, погремим!
Цель: Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.
Материалы: Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).
Ход: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, по шуршите газетой, пакетом, ударьте деревянными или металлическими ложками друг о друга, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол и т. п. Через некоторое время предложите малышам послушать звуки с закрытыми глазами и угадать, какие предметы их издают. (Можно производить звуки за ширмой). Можно пригласить ребенка в центр комнаты и производить звуки у него за спиной. Ребенок должен показать предмет — источник звука.
Игра «Кто там?»
Цель: Развивать речевой слух.
Материалы: Игрушки: кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями.
Ход: В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал, другой проводит игру. За дверью раздается крик животного (мяу, ав-ав, пи-пи, ко-ко, чик-чирик, и-го-го, му-му, ква-ква и др.). Предложите детям прислушаться и отгадать, кто так кричит: «Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там?» Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словом. Откройте дверь и возьмите игрушку: «Молодцы, угадали. Послушайте, кто еще кричит за дверью». Игра продолжается с другими игрушками. Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за ширмой.
Осязание — это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы: мешочек; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.
Ход: Предложите ребенку внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить ощупывать предметы с закрытыми глазами. Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть. «Я спрячу в мешочек предмет, а ты просунешь внутрь коробки руки и угадаешь, что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать». Незаметно для ребенка положите в мешочек один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа.
Игра «Прячем руки»
Цель: Развивать осязание; знакомить со свойствами раз¬личных круп.
Материалы: Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.
Ход: В начале объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь потри ладошки друг о друга — немножко колется, да?» Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее. Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.
Игра «Горячо — холодно»
Цель: Развивать осязание.
Материалы: Вода разной температуры, ведерки или миски.
Ход: В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите ребенку по очереди опустить руки в воду и определить, какая она — холодная или горячая. Сначала предлагайте для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теплая). Можно также сравнивать воду трех температур — холодную, теплую и горячую.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация – для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...
Статья для родителей.Как помочь родителям в сенсорном развитии детей
Статья для родителей.Как помочь родителям в сенсорном развитии детей...
« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Не каждый родитель знает как развивать своего ребенка. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного,...
Консультация для родителей "Как помочь ребенку в сенсорном развитии"
В раннем возрасте закладываются основы сенсорного развития ребенка....
Консультация для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 40» Консультация для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развит...
"Как помочь ребенку в сенсорном развитии"
Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительност...
Консультация – семинар для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познав...