Консультация для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
консультация (младшая группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация для родителей

 

« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                        Подготовили: воспитатели: 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Симдянкина Н.М.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Бочкарева Т.А. 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                   Саранск

 

 

 «Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

 

       Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических  процедур и пр.) Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. С другой стороны, в последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие ребенка». Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать  малыша школьным предметам - чтению, письму, счету и др. Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и методах его воспитания, приводит к тому, что обучение приводит к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Использование словесных объяснений, инструкций, фронтальных занятий не достигают своей цели. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

     Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

 Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения.  Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, кругами, а с колобком, солнышком (форма, цвет), курочкой Рябой (количество). Игру посредством сказки можно упростить в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. С помощью одной сказки можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает, узнает и запоминает много нового.

    Нередко можно слышать от мамы, что годовалый малыш постоянно сует свой маленький любопытный носик в каждый уголок знакомого и незнакомого пространства. И неудивительно, ведь раннее детство ребенка характеризуется постоянным процессом познания окружающего мира. Это нам взрослым все давно известно и знакомо, а маленький исследователь делает важнейшие открытия в своей жизни. Ребенок познает мир при помощи органов чувств, вот почему ему мало увидеть и услышать, но нужно еще потрогать и даже попробовать. В педагогике процесс освоения окружающего мира через ощущения и восприятия называется сенсорным развитием.

Этапы сенсорного развития

Развитие сенсорной сферы детей, безусловно, не может происходить без участия взрослых, ведь именно от них ребенок узнает об общепризнанных образцах. Суть сенсорного развития ребенка заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может продвигаться дальше. Поэтому сенсорное развитие детей условно делят на два этапа: ранний и дошкольный.

Сенсорное развитие детей раннего возраста происходит благодаря активно развивающемуся мозгу. Именно в раннем детстве так важно для малыша накопить знания о внешних свойствах предметов: форма, цвет, размер, запах, вкус и т.д., что важно для дальнейшего развития его памяти, речи и мышления. Целью сенсорного обучения не является машинальное запоминание названий цветов или форм, но формирование умений использовать общепринятые образцы при оценке свойств предметов и веществ.

Игры на сенсорное развитие детей

Ведущая роль в сенсорном воспитании детей отведена взрослым, но также важно, чтоб сам малыш чувствовал свою значимость и участие. Игры на развитие восприятия детей являются неотъемлемой частью сенсорного обучения. Именно играя, ребенок приобретает необходимый опыт.

1.     Игры с геометрическими фигурами. Найти нужную фигуру среди других, распределить фигуры по цветовому признаку или размеру, составить картинку из фигур. Затем можно взять определенную фигуру и найти предметы интерьера похожие по форме и цвету, это поможет соотнести полученные знания с окружающим миром.

2.     Игры на определение размера. Здесь можно привлекать в игру любимые игрушки малыша: построить домик для плюшевого мишки, подобрать к тарелкам для сказочных героев нужные по размеру ложки или одеть кукол в подходящие по размеру одежды.

3.     Игры на подражание. Предложите ребенку улыбнуться, нахмурить брови, надуть щечки, а затем можно прочитать потешки, выполняя движения по ходу текста.

4.     Игры на восприятие. Дайте ребенку потрогать различные по ощущениям предметы – махровое полотенце, шершавую губку, шелестящую бумагу. А затем повторите это упражнение с закрытыми глазами и попросите малыша вспомнить ощущения.

Привлекайте в игру не только игрушки: кубики, пирамидки, конструкторы, мозаики, но и «взрослые предметы», которые так влекут малышей. Кастрюли, крышки, пуговицы отлично подойдут для игр на определение цвета и размера.

Отдельно можно выделить игры на свежем воздухе. Во время прогулки обратите внимание на цвет и размер проезжающих машин, на величину и цвет домов, на количество деревьев и столбов.

Если в раннем детстве ребенок знакомится и усваивает сенсорные эталоны, то особенностью сенсорного развития детей дошкольного возраста является использование общепринятых эталонов и более глубокие познания признаков каждого предмета. Например, обучение цветов дополняется введением оттенков, к изучению геометрических форм добавляется формирование письменных навыков (обведение по контурам), и т.д. Такие приемы способствуют развитию элементарных аналитических способностей.

Планомерное воспитание сенсорной культуры ребенка с раннего возраста является основой для его успешной учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Количество.

Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один - много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.

 

Величина.

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Поэтому очень важно, развивая представления о величине опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что обследование предметов необходимо организовать через действия детей с предметами. Одновременно важно создать условия для появления у детей и использования ими условных обозначений. Например, выделяя высоту как особую размерность, дети, как правило, самостоятельно вводят кинестический условный знак – движение ладонью руки снизу вверх, длина обозначается движениями руки слева направо, ширина указывается разведением большого и указательного пальцев, а толщина – жестом напоминающим обнимание предмета (кольцо рук). По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» - «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя».  Медведи – высота, кровати –  длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу.

Форма.

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» - коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прчтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.

 

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

·        различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная  вода»)

·        зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.

·        закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)

 

Знакомство детей с цветом  можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду).

 

Развитие пространственных представлений.

Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)

Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно - развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.

 

Используемая литература:

Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Н.Я.Большунова  «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки»

Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_rebenku_v_sensornom_razvitii.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40»

Консультация для родителей

« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

                                            Подготовили:

Воспитатели: Симдянкина Н.М.

                                                                                                       Бочкарева Т.А.

        Саранск

 «Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

       Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности. Сенсорное развитие имеет огромное значение у ребенка на определенном этапе его развития. Потери в развитии ребенка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Это обстоятельство накладывает особую ответственность на взрослых за успешность ребенка в будущем. Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода. Однако в современной практике воспитания детей часто не реализуются огромные резервы раннего возраста. С одной стороны, многие родители и педагоги до сих пор рассматривают этот период жизни ребенка как время преимущественно физического развития и физиологического созревания (обеспечение правильным питанием, проведение гигиенических  процедур и пр.) Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные возможности малыша. С другой стороны, в последнее время все большее распространение получает мода на «раннее развитие ребенка». Стремление родителей как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать  малыша школьным предметам - чтению, письму, счету и др. Большинство игр и занятий, которым приписывают название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. Такой подход свидетельствует о том, что развитие ребенка понимается исключительно как усвоение им информации и овладение навыками. При этом эмоциональная и социальная сферы жизни ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Отсутствие знаний о закономерностях психического развития, о возможностях ребенка раннего возраста и методах его воспитания, приводит к тому, что обучение приводит к «дрессуре», заучиванию формальных, бесполезных для жизни малыша знаний. Использование словесных объяснений, инструкций, фронтальных занятий не достигают своей цели. Действия под диктовку взрослого, как и правильные ответы на его вопросы, не являются истинными показателями развития ребенка. Более того, установка взрослых на формальное усвоение ребенком знаний и умений, не соответствующих его интересам и возрастным возможностям, может стать тормозом в развитии. При таком обучении ребенок не чувствует себя свободным, активным и самостоятельным, а приобретенные знания остаются чуждыми ему. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

     Ребенок познает мир играя. Играя, он учится различным приемам зрительного, слухового, и осязательного обследования, позволяющим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения. Воображение развивает эмоции и все психические функции: восприятие, внимание, память, речь, мышление, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.

 Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения.  Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками, кругами, а с колобком, солнышком (форма, цвет), курочкой Рябой (количество). Игру посредством сказки можно упростить в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. С помощью одной сказки можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает, узнает и запоминает много нового.

    Нередко можно слышать от мамы, что годовалый малыш постоянно сует свой маленький любопытный носик в каждый уголок знакомого и незнакомого пространства. И неудивительно, ведь раннее детство ребенка характеризуется постоянным процессом познания окружающего мира. Это нам взрослым все давно известно и знакомо, а маленький исследователь делает важнейшие открытия в своей жизни. Ребенок познает мир при помощи органов чувств, вот почему ему мало увидеть и услышать, но нужно еще потрогать и даже попробовать. В педагогике процесс освоения окружающего мира через ощущения и восприятия называется сенсорным развитием.

Этапы сенсорного развития

Развитие сенсорной сферы детей, безусловно, не может происходить без участия взрослых, ведь именно от них ребенок узнает об общепризнанных образцах. Суть сенсорного развития ребенка заключается в том, что процесс восприятия проходит путь от простого к сложному, и только усвоив начальный этап, ребенок может продвигаться дальше. Поэтому сенсорное развитие детей условно делят на два этапа: ранний и дошкольный.

Сенсорное развитие детей раннего возраста происходит благодаря активно развивающемуся мозгу. Именно в раннем детстве так важно для малыша накопить знания о внешних свойствах предметов: форма, цвет, размер, запах, вкус и т.д., что важно для дальнейшего развития его памяти, речи и мышления. Целью сенсорного обучения не является машинальное запоминание названий цветов или форм, но формирование умений использовать общепринятые образцы при оценке свойств предметов и веществ.

Игры на сенсорное развитие детей

Ведущая роль в сенсорном воспитании детей отведена взрослым, но также важно, чтоб сам малыш чувствовал свою значимость и участие. Игры на развитие восприятия детей являются неотъемлемой частью сенсорного обучения. Именно играя, ребенок приобретает необходимый опыт.

  1. Игры с геометрическими фигурами. Найти нужную фигуру среди других, распределить фигуры по цветовому признаку или размеру, составить картинку из фигур. Затем можно взять определенную фигуру и найти предметы интерьера похожие по форме и цвету, это поможет соотнести полученные знания с окружающим миром.
  2. Игры на определение размера. Здесь можно привлекать в игру любимые игрушки малыша: построить домик для плюшевого мишки, подобрать к тарелкам для сказочных героев нужные по размеру ложки или одеть кукол в подходящие по размеру одежды.
  3. Игры на подражание. Предложите ребенку улыбнуться, нахмурить брови, надуть щечки, а затем можно прочитать потешки, выполняя движения по ходу текста.
  4. Игры на восприятие. Дайте ребенку потрогать различные по ощущениям предметы – махровое полотенце, шершавую губку, шелестящую бумагу. А затем повторите это упражнение с закрытыми глазами и попросите малыша вспомнить ощущения.

Привлекайте в игру не только игрушки: кубики, пирамидки, конструкторы, мозаики, но и «взрослые предметы», которые так влекут малышей. Кастрюли, крышки, пуговицы отлично подойдут для игр на определение цвета и размера.

Отдельно можно выделить игры на свежем воздухе. Во время прогулки обратите внимание на цвет и размер проезжающих машин, на величину и цвет домов, на количество деревьев и столбов.

Если в раннем детстве ребенок знакомится и усваивает сенсорные эталоны, то особенностью сенсорного развития детей дошкольного возраста является использование общепринятых эталонов и более глубокие познания признаков каждого предмета. Например, обучение цветов дополняется введением оттенков, к изучению геометрических форм добавляется формирование письменных навыков (обведение по контурам), и т.д. Такие приемы способствуют развитию элементарных аналитических способностей.

Планомерное воспитание сенсорной культуры ребенка с раннего возраста является основой для его успешной учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Количество.

Главная задача состоит в том, чтобы дети обнаружили для себя такое свойство окружающего мира, как количество, обнаружили его как явление. Для этого им нужно предлагать своеобразные игры с количеством, организованные средствами сказки. Например, в сказке «Курочка Ряба» изменяется количество предметов (яиц), так для детей раннего возраста становится доступным понятия «один - много». В сказке «Теремок» изменяется количество зверей в домике. Становятся понятными слова «ни одного», «один», «мало», «много». Подобные упражнения желательно проводить и в обыденных жизненных ситуациях. Например, убирая игрушки, можно все грузовые машины поставить в один гараж, а легковые в другой и сравнить их количество (аналогично: все большие и маленькие, все красные и не красные, одноцветные и разноцветные). Можно попросить малышей накрыть стол: положить на стол столько же ложек, сколько на нем тарелок. Однако в любом случае важно, чтобы игры с количеством ребенок осуществлял в контексте смыслов, образуемых сказкой, игрой, задачами реальной жизни ребенка. Это позволяет, с одной стороны, сделать освоение математических представлений детьми внутренне мотивированными и осмысленными. С другой стороны, осваиваемые ребенком знания, представления открываются ему не как отчужденные абстрактные понятия. Операции с множествами ведут к развитию логического мышления.

Величина.

Проблема развития представлений о величине – это проблема не только развития мышления, но и восприятия. Ребенок получает представление о предметах и явлениях окружающего мира, в том числе и об их величине, прежде всего, путем их обследования в действии: ощупывают игрушку, проходят расстояние, поднимают предмет, ощущая его вес и т.д. Поэтому очень важно, развивая представления о величине опираться на кинестетику ребенка. Это означает, что обследование предметов необходимо организовать через действия детей с предметами. Одновременно важно создать условия для появления у детей и использования ими условных обозначений. Например, выделяя высоту как особую размерность, дети, как правило, самостоятельно вводят кинестический условный знак – движение ладонью руки снизу вверх, длина обозначается движениями руки слева направо, ширина указывается разведением большого и указательного пальцев, а толщина – жестом напоминающим обнимание предмета (кольцо рук). По существу, в этом случае мы имеем дело с формированием сенсорных эталонов величин: длины, ширины, толщины посредством «языка жестов». Однако прежде чем ввести обозначение размерностей необходимо их обнаружить. Детям раннего возраста вначале нужно помочь осуществить дифференциацию представлений о «большом» - «маленьком» по размерностям: длина, ширина, высота, толщина. Эти размерности ребенок обнаруживает в процессе экспериментирования с величинами средствами сказки. Например, в сказке «Три медведя».  Медведи – высота, кровати –  длина и ширина, деревья – толщина. Уже в раннем возрасте важно научить ребенка сравнивать предметы по величине и посредством наложения или приложения их друг к другу.

Форма.

Геометрические фигуры представляют собой сенсорные эталоны, пользуясь которыми, человек ориентируется в формах окружающего мира. Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки и игры. В ходе игры малыши начинают понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик» - коробка с отверстиями разной формы и др.) Развитие сенсорных эталонов геометрических фигур осуществляется посредством их свойств, проявляющих себя внутри сказочного сюжета. Например, с Колобком именно поэтому и происходит известная история, что он круглый и хорошо катится; будь Колобок квадратным, он не смог бы убежать ни от дедушки с бабушкой, ни от других героев сказки. Здесь можно предложить игру для детей «Катится – не катится». Другой вариант развития сенсорных эталонов геометрических форм представляет собой создание ситуаций, в которых различие геометрических фигур необходимо для решения проблем, возникших в ходе игры или драматизации сказки. Например, чтобы открыть дверь в сказку (перед прчтением) нужно найти правильный ключ, соответствующий сечению замка. Таким образом, организуется, во-первых, анализ геометрической фигуры и выделение ее особенностей, и, во-вторых, выделение ее существенных, отличительных сторон посредством сравнения с другими формами.

Цвет.

Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделять практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделять объект среди других и запомнить его.

Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого, синего. В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:

  • различение цветов по принципу «такой – не такой» (Игра «Цветная  вода»)
  • зрительное соотнесение цветов – выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребенку карточку определенного цвета и предложить найти мячи и кубики такого же цвета.
  • закрепление представлений о цвете в слове. (Игра «Построим башню»)

Знакомство детей с цветом  можно осуществлять в ходе специальных занятий и в быту при рассмотрении различных предметов и картинок (овощи, фрукты, цветы, игрушки, одежду).

Развитие пространственных представлений.

Пространственная ориентация – это сложное явление, включающее в себя оценку расстояний, размеров, формы, взаимного расположения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Ориентировка в пространстве понимается как ориентировка на местности, в том числе процесс движения: выбор направления движения, определение положение объектов (вверху – внизу, около, под и т.д.)

Трудности, с которыми связано овладение пространственными представлениями, связаны с тем, что, ориентируясь в пространстве, ребенок находится внутри его, поэтому они остаются не наблюдаемыми. Значит для того, чтобы ребенок мог наблюдать пространственные отношения, исследовать и экспериментировать с ним, нужно «вывести» его за пределы данного пространства. В игре с условным (сказочным) пространством он становится в позицию наблюдателя тех изменений, которые происходят в это условном пространстве, одновременно являясь участником драматизируемого действия. В качестве такого условного пространства может выступать поверхность стола, пола, фланелеграф и т.д. В домашних условиях с ребенком можно играть в настольный театр, развлекательно - развивающие игры, например, «Где прячется зайчик» и т.д.

Используемая литература:

Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Н.Я.Большунова  «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки»

Л.Н.Павлова, Э.Г.Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация – для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умс...

« Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

Не каждый родитель знает как развивать своего ребенка. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного,...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку в сенсорном развитии"

В  раннем  возрасте  закладываются  основы  сенсорного  развития  ребенка....

"Как помочь ребенку в сенсорном развитии"

Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительност...

Консультация – семинар для родителей « Как помочь ребенку в сенсорном развитии»

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познав...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку в сенсорном развитии"

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...