Авторская программа адаптационных игр-занятий с кинетическим песком "Волшебная песочница" для детей раннего возраста.
рабочая программа по коррекционной педагогике
В программе представлены адаптационные игры-заняти с кинетическим песком для детей раннего возраста, методические рекомендации, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_igr-zanyatiy_s_kineticheskim_peskom_dlya_detey_rannego_vozrasta.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято
Педагогическим советом
МДОУ «Детский сад №50»
Протокол № ____от « »_______20___
Авторская программа
адаптационных игр-занятий
для детей раннего возраста
«Волшебная песочница».
Составила:
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад № 50»
Смирнова О.В.
Актуальность.
Осуществляя сопровождение адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, мною разработана и применяется на практике программа адаптационных игр - занятий с кинетическим песком «Волшебная песочница».
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Так, он утверждал, что процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Песок как терапевтический, обучающий и диагностический материал в настоящее время нашел место практически во всех видах психотерапии и стал отдельным направлением - песочной терапией.
Игры с кинетическим песком – это инновационная арт-терапевтическая техника, основным инструментом которой является уникальный по своему составу кинетический песок. Полимерные материалы и кварц, входящие в его состав, обеспечивают пластичность и текучесть песка, он замечательно держит форму, легко распадается, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и одежде, поверхностях, безопасен для детей – аллергиков. Кинетический песок используется как расслабляющее средство, прекрасно снимающее стресс.
В период адаптации к детскому саду мы стараемся создавать детям такие условия, которые позволяли бы включать их в активную и интересную деятельность, насыщенную такими эмоциями, как удивление, интерес, радость. Ведь положительные эмоции – это главные выключатели отрицательных эмоций.
Игра в кинетической песочнице, как раз тот вид деятельности, который отвечает указанным условиям:
- песок – естественная, стимулирующая среда, в которой ребенок, чувствует себя комфортно и защищено, дети интуитивно тянутся к песку, играют с удовольствием и интересом;
- играя с песком, ребенок может позволить себе просто быть: быть собой, выражать в самой естественной для него форме (игре)свои эмоции, желания;
- кинетический песок обогащает чувственный, тактильный опыт ребенка, обладает расслабляющим свойством (каждая песчинка соприкасаясь с поверхностью кожи создает микрораздражение и нервный сигнал разделяется на много, много нервных сигнальчиков, в процессе чего нервная система успокаивается).
- свойства кинетического песка позволяют каждому ребенку взаимодействующему с ним пережить ситуацию успеха (постройки всегда получаются),познать уникальную тайну, что нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, - на смену старому всегда приходит новое. Многократно переживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревоги и страх.
В период адаптации ребенка к детскому саду игры с песком способствуют:
- быстрому установлению доверительных отношений между ребенком и педагогом;
- снижению высокого уровня психического напряжения;
- развитию тактильной чувствительности, мелкой моторики;
- освоению ребенком норм и правил поведения в группе и в общении с другими детьми;
- более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций (воспитание, внимание, память, мышление), а также речи.
Таким образом, практика показывает, что адаптационные игры-занятия с кинетическим песком - это эффективная форма работы с детьми раннего возраста в адаптационный период, которая способствует сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
Программа адаптационных игр-занятий для детей раннего возраста «Волшебная песочница»
Цель программы: Создание условий, способствующих обеспечению эмоционального благополучия детей раннего возраста в процессе адаптации к детскому саду.
Задачи:
1. Создавать положительный эмоциональный микроклимат,условия принятия каждого ребенка в группе
2. Развивать у детей тактильные ощущения, мелкую моторику, речь, игровые навыки.
3. Вызывать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
4. Способствовать снижению психофизического напряжения.
Форма работы.
Занятия с детьми проводятсяпо подгруппам, 2 раза в неделю, по 8-10 минут в течение 2 месяцев, количество детей в подгруппе 4-6 человек.
Оснащение занятий.
В качестве песочницы используется традиционная психотерапевтическая песочница 50×70×8 см, где 50×70 —размер поля, а 8 — глубина. Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.
Песочницу заполнятся кинетическим песком:
2, 5 кг — для детей раннего возраста.
Для организации игр с песком необходима определенная коллекция предметов и игрушек:
- домашние и дикие животные;
- насекомые;
- матрешки;
-деревья и цветы, овощи, фрукты;
- различные формочки для игры в песок;
- совочки, ложечки;
- наборы посуды;
- естественные природные предметы (кристаллы, камни, семена, ракушки, шишки);
- искусственные кристаллы , бусины крупного размера, пробочки.
Принципы проведения занятий.
- Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
- Принцип повторения умений и навыков, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения ими воспринимаются легче, они выполняют их с большим интересом и радостью.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков.
- Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей.
- Принцип успешности заключается в том, что ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить, так как они соответствуют его возрастным нормам.
- Принцип коммуникативности, помогает воспитать у детей потребность в общении.
- Принципы взаимодействия с детьми:
- сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
- постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
- исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
- сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
- каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
На протяжении всех занятии к детям в гости приходит перчаточная игрушка-ежик, хозяин «Волшебной песочницы», который помогает установить эмоциональный контакт с детьми, объяснить правила поведения в песочнице, предлагает детям интересные игровые ситуации, соблюдает ритуал приветствия и прощания.
Первые два занятия, повторяются дважды,на них детям не предлагается набор игрушек, они должны освоить сенсорные игры с песком: «Здравствуй песок», «Песочный дождик». «Отпечатки», «Следы», «Клад». Вначале игры показываются способы действия, а затем ребенок самостоятельно повторяет их, если у него не получается то используется прием «рука в руке» . На последующих занятиях игрушка-ежик создает для детей различные игровые ситуации, предлагает выполнить задания по игровому сюжету, например: «Угостим ежика грибочками», «Испечем ежику пирожки», «Спрячем зайчика от лисы», «Поиграем в песочные прятки». По окончанию игры ежик обязательно благодарит малышей за помощь, хвалит их, в процессе чего каждый ребенок получает психологическое «поглаживание», ощущение успешности, желание еще встретиться с ежиком и поиграть.
Форма работы.
Занятия с детьми проводятся по подгруппам, 1 раз в неделю, по 20 минут в течение 6 месяцев, количество детей в подгруппе до 6 человек.
Структура занятия.
1. Приветствие.
2. Тактильная разминка – сенсорные игры.
3. Создание игровой ситуации.
4. Практическое задание по сюжету.
5. Рефлексия, ритуал прощания.
Тематическое планирование занятий.
Тема | Содержание |
Занятие № 1. «Знакомство с волшебным песком». Занятие № 2. «Песочные прятки». Занятие № 3. «Угостим ежика грибочками». Занятие № 4. «Спрячь зайчика от лисы». Занятие № 5. «Угостим ежика пирожками». Занятие №6. «В гостях у солнышка». Занятие № 7. «Подарим ежику красивую тарелочку» Занятие № 8. «Друзья ежика» Занятие № 9. « Музыка для ежика» Занятие № 10. «Научим ежика рисовать». Занятие № 11. «День рождения зайчонка» Занятие № 12. «Огород для ежика». | 1. Приветствие. Игра «Кто такой хороший, кто такой пригожий». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Песочные пирамидки». Дети лепят песочные шарики, строят из них пирамидки. 4. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Кто такой хороший, кто такой пригожий». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Песочные прятки». Дети прячут руки в песке, ежик находит спрятанные руки. 4. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Кто такой хороший, кто такой пригожий». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Угости ежика грибочками». 4. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Кто такой хороший, кто такой пригожий». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Спрячь зайчика от лисы». Дети строят забор из песочных куличиков. 4. Подвижная игра «Зайка серенький сидит». 5. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Здравствуй малыш…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Угостим ежика пирожками». Дети с помощью песочных формочек делают пирожки, украшают их разноцветными камушками, угощают ежика. 4. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Здравствуй малыш…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Совместное рисование пальчиками «Солнышко», затем дети фасолью украшают лучики солнышку. 4. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Здравствуй малыш…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Украсим тарелочку для ежика» Дети делают песочную тарелочку, украшают ее бусинами. 4. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Здравствуй малыш…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Игра «Песочные прятки». Дети находят спрятанных в песке животных, называют их. 4. Речевая игра «Кто как кричит». 5. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Здравствуй малыш…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «По клавишам стучим» 3. Игра «Музыкальные бутылочки». В пластиковые бутылочки , дети насыпают песок, немного фасоли, закрывают крышкой. Получается музыкальный инструмент. 4. Музыкальная игра «Оркестр». Дети од музыку играют на своих бутылочках. 5. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Слово в ладошку…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «По клавишам стучим», «Барабан» 3. Рисование на песке палочками «Дорожки». Дети по показу рисуют прямые, волнистые дорожки, дорожки точечками. 4. Пальчиковая игра «Большие ноги шли по дороге». Ходят пальчиками по нарисованным дорожкам. 5. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Слово в ладошку…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «По клавишам стучим», «Барабан». 3. Игра «Следы на песке» 4. Игра « Я пеку, пеку» Дети пекут из различных формочек куличики зайчику, украшают цветочками. 5. Игра «Музыкальный оркестр». Дети дарят зайчику свою музыку. 6. Сенсорная игра «До свидания, песочек». 1. Приветствие. Игра «Здравствуй малыш…». 2. Сенсорные игры: « Здравствуй песочек», «Песочный дождь», «Следы на песке». 3. Пальчиковая игра «Сорока- ворона». 4.Игра «Посадим огород». Дети делают грядки из песка, рыхлят грабельками, сажают для ежика морковку, землянику (Плоскостные изображения). 5. Сенсорная игра «До свидания, песочек». |
Литература:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии.- СПб: Речь.2002.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. "Чудеса на песке. Песочная игротерапия."
3 . Кузуб Н.В. Осипук Э.И. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. – СПб: Речь ;М.:Сфера, 2011.
4. Федосеева М.А. « Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». «Учитель» 2015.
5.Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб.: Детство-Пресс, 2018.
6. Арцишевская И.Л. «Работа психолога с детьми в педагогической песочнице» М. 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...
Организация адаптационной группы кратковременного пребывания в детском саду детей раннего возраста.
Содержание. 1. Введение. 1.1. Развитие видов детской деятельности. 1.2. Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста в группе «Я и Мама». 2. Пояснительная записка. 2.1. Адаптационная группа крат...
Консультация для родителей «Адаптационный период к условиям детского сада у детей раннего возраста»
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из ...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий с кинетическим песком "В гостях у Песочного человечка" для детей 4 -5 лет.
В программе представлена система коррекционно-развивающей работы с использованием кинетического песка: методические рекомендации, тематическое планирование, картотека игр и упражнений с кинетическим п...
"Мастер-класс для педагогов «Игры с кинетическим песком» для детей раннего возраста
Цель: Способствовать овладению педагогами развивающих игр с песком. Цель: развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетенции педагогов, как организаторов разнообразных ...
План-конспект занятия с кинетическим песком в группе раннего возраста «В гостях у Песочной Феи. Знакомство»
План-конспект занятия с кинетическим пескомв группе раннего возраста«В гостях у Песочной Феи. Знакомство»Задачи:знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развитие такти...
План-конспект занятия с кинетическим песком в группе раннего возраста «Знакомство с песком»
План-конспект занятия с кинетическим пескомв группе раннего возраста«Знакомство с песком»Задачи:знакомство детей с песочницей, правилами игры с песком; развивать речь, обогащать словарный ...