Консультация для родителей Психологические особенности детей с ФРЗ (функциональными расстройствами зрения)
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Как подготовить ребенка-дошкольника с ФРЗ к успешному обучению в школе? Более всего, конечно, эта тема волнует родителей наших выпускников, будущих первоклассников. Главная тревога для них - готов ли ребенок к обучению, какие трудности ожидают его на школьном пути?
По нашим наблюдениям, большинство детей хотят учиться, и очень важно родителям поддержать этот интерес, желание узнавать новое, и не дать возможным трудностям погасить мотивацию ребенка к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья с рекомендациями для родителей дошкольников с ФРЗ | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
В этой статье мы хотим обсудить с вами вопросы, связанные с подготовкой к школе. Более всего, конечно, эта тема волнует родителей наших выпускников, будущих первоклассников. Главная тревога для них - готов ли ребенок к обучению, какие трудности ожидают его на школьном пути?
По нашим наблюдениям, большинство детей хотят учиться, и очень важно родителям поддержать этот интерес, желание узнавать новое, и не дать возможным трудностям погасить мотивацию ребенка к обучению.
Рассмотрим же подробнее, какие психологические особенности детей с ФРЗ (функциональными расстройствами зрения) могут оказать влияние на успешность их обучения в школе. И, конечно, познакомим вас с рекомендациями, которые помогут избежать ошибок.
Тифлопедагоги предупреждают: по зрительному диагнозу можно предположить, с какими трудностями могут столкнуться дети при обучении
- при близорукости дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а так же то, что написано на классной доске. Интенсивная зрительная нагрузка на близком расстоянии не должна превышать 15-20 минут.
- при дальнозоркости напряженная зрительная работа может вызывать головную боль, возможны головокружения, при высокой степени дальнозоркости ребенок плохо видит и вдали.
- при амблиопии и косоглазии трудно соотносить формы объемных предметов, выделить размер объекта, различать цвета сине-фиолетовых тонов.
- при астигматизме так же возможно зрительное утомление, головные боли, трудности в определении расстояний между предметами, различении цветов красно-оранжевого спектра, ребенок видит двойной контур предметов как вблизи, так и вдали.
- при пигментной дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва наблюдается снижение скорости восприятия;
- при катарактах зрительное восприятие осуществляется более эффективно вдали от источника света;
- при глаукоме качество восприятия зависит в значительной степени от близости естественного или искусственного источника света;
- при скотомах имеет место частичное выпадение поля зрения на различных участках;
- при косоглазии затрудняется динамичность восприятия.
Современной тифлологией доказано:
- при нарушении зрения снижается эмоциональное воздействие объектов, что может ослаблять интерес и поисковую активность детей
- снижается и двигательная активность
- страдает так же способность сформировать полноценный образ в представлении
- уровень формирования речи значительно ниже нормы по всем показателям
- все это влияет на развитие мыслительных операций, требуется больше времени для формирования соответствующих умений и навыков.
Все большее количество детей кроме нарушений зрения имеют сопутствующие отклонения в деятельности центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, других органов. Отсюда возможны следующие трудности:
- повышенная эмоциональная ранимость, напряженность, неуверенность, скованность и нерешительность
- снижена способность к пониманию эмоций партнера по общению и адекватному самовыражению
- эмоциональная отгороженность
- поведению недостает гибкости, слабо развито воображение, в общении редко используются жесты, мимика.
- слабый познавательный интерес, пассивность, большое количество отрицательных эмоций, низкая способность к саморегуляции у таких детей.
В то же время понятно, что дети значительно отличаются как по степени нарушений зрения, так и по общим способностям. И у многих детей компенсаторные механизмы со временем так или иначе нивелируют отрицательное влияние ФРЗ. Но все же многое зависит от той среды, в которой растет и развивается ваш малыш, учитывают ли взрослые те трудности зрительного восприятия окружающего мира, с которыми он сталкивается.
Как же помочь ребенку и минимизировать риски осложнений в школьной жизни?
Вот некоторые рекомендации для взрослых, которые занимаются обучением и воспитанием ребенка с ФРЗ:
- Обязательно выполнять назначения врача-офтальмолога, использовать в жизнедеятельности оптическую коррекцию (в соответствии с назначением врача-офтальмолога), максимально повышающую функциональные возможности нарушенного зрения;
- Поддерживать и повышать эмоциональный тонус, бодрость, эмоциональное благополучие ребенка;
- Поддерживать и развивать активность, самостоятельность, инициативность; развивать чувство нового, познавательные интересы и любознательность: посещать новые места, театры, музеи, экскурсии, участвовать в непривычных видах деятельности;
- Разнообразить впечатления, избегая перенасыщения;
- Помочь накопить позитивный опыт в общении со сверстниками и взрослыми, в преодолении трудностей во взаимодействии;
- Стимулировать двигательную активность, обеспечивая при этом накопление опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве.
- Использовать разные виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, трудовую, двигательную, с предметами.
- Создавать общую атмосферу доброжелательности, принятия, доверия, эмоционального комфорта, тепла и понимания;
- Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения своей несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, при взаимодействии находиться на уровне глаз ребенка, стараться минимально ограничивать его свободу, поощрение и поддержку использовать чаще, чем порицание и запрещение.
Следуя этим рекомендациям, вы сможете помочь вашему ребенку лучше подготовиться к переходу из детского сада в школу, и, в дальнейшем, быть успешным в школьной жизни.
Успехов вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологические особенности детей 5-6 лет"
Это консультация для родителей,в которой подробно описываются психические особенности детей 5-6 лет....
Консультация для родителей. "Психологические особенности детей 6-7 лет"
Данный материал предназначен для родителей детей подготовитетельной к школе группе (6-7 лет.)...
Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей 4-5 лет".
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"
Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...
Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»
Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...
Консультация для родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 лет
Психология для детей 5-6 лет....