Игры в детском саду для развития навыков общения и взаимодействия с окружающими.
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Хазиахметова Нина Валентиновна

Игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

г. Ялуторовска «Детский сад №9»

Игры в детском саду для развития навыков общения и взаимодействия с окружающими.

(Старшая группа).

Составила : Педагог –психолог Хазиахметова Н.В.

В детском саду у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить. Через игровую деятельность любой навык усваивается лучше и легче, ребенок вовлечен в процесс и с готовностью следует правилам, закрепляя необходимые умения.

Психологические игры и упражнения, направленные на улучшение взаимоотношений с окружающими. Их проведение не требует дополнительного реквизита, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц.

  1. Игра «Волшебник».

Цель: сформировать доверительные отношения в группе.

Ход игры:

все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», психолог завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «волшебник» должен сказать, кто это. Психолог просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялось «волшебство».

  1. Игра «Вставай, я смотрю на тебя!»

Цель: развить взаимопонимание между детьми.

Ход игры:

психолог водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд. Тот, на кого сейчас смотрит ведущий, должен встать и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других.

  1. Игра «Природа грустит».

Цель: развить умение сочувствовать и помогать.

Ход игры:

Психолог: вы ведь плачете, когда вас обижают?

Дети: да, иногда!

Психолог: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то ее обидит?

Дети: наверное.

Психолог: вот осенью идет дождик, это природу кто-то обидел? Далее психолог предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы. Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения психолог спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно.

  1. Игра «Добрый волшебный зверь».

Цель: развить умение сотрудничать и работать вместе.

Ход игры:

все дети собираются рядом, берутся за руки (или кладут руки на плечи). Психолог говорит, что теперь они вместе — большое волшебное животное. Для того, чтобы действительно им стать, надо соблюдать тишину, успокоиться и послушать дыхание друг друга. А теперь постараться дышать одинаково — так, как будто мы все — единое целое.

  1. Игра «Злая лапка».

Цель: развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях      конфликта.

Ход игры:

Психолог: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая лапка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте попробуем и мы! Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую лапку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях лапка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую лапку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить.  По команде психолога все дети сразу изображают Злые лапки, напрягая мышцы, скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Лапка стала доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех конфликтных ситуаций в группе.

  1. Игра «Обиженный зайчик».

Цель: развить умению сочувствовать и любить окружающих.

Ход игры:

ведущий (один из детей) садится в центр круга. Он — обиженный маленький зайчик, который не успел сорвать вкусную морковку / не самый быстрый в лесу / встретил злого волка. Причину можно не уточнять, если дети сами не предложат варианты.  Все ребята по очереди подходят к грустному зайке и пытаются его утешить и пожалеть.

  1. Игра «Маленький круг — большой круг».

Цель: развить у детей умение сотрудничать.

Ход игры: психолог вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде психолога надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым.

  1. Игра «Волшебные пузыри».

Цель: показать детям, что любовь — это волшебство.

Ход игры: для этого упражнения необходимы бутылочки с мыльными пузырями. Можно использовать одну и передавать ее по кругу. Ведущий включает музыку и предлагает детям глубоко вдохнуть и выдохнуть. Психолог: а теперь представьте, что внутри вас — много-много волшебства и любви! Вдохните их в каждый пузырик. Представляйте то, что вы любите: маму, цветы, животных, друзей, весь мир! Пусть наши волшебные пузыри разлетятся в разные стороны, унося с собой наше волшебство!

  1. Игра «Пересядь, если ты...».

Цель: развить у детей умение сотрудничать.

Ход игры:

Психолог рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи.  Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить.

Психолог: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто любит... шоколад! Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места. Психолог предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д.  После нескольких этапов, детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

  1. Игра «Смешное пианино».

Цель: развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль.

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Психолог назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а. Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать.  При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Приемы и методы работы по развитию навыков общения и взаимодействию дошкольников со взрослыми и сверстниками....

Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы....

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками»

«Педагогические средства развития навыков общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками» по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Основные направления региональной образов...

Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками»

Консультация для родителей «Развитие навыков общения и взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками»...

Организация игр с детьми раннего возраста для развития навыков общения и взаимодействия.

Опыт общения и взаимодействия со сверстниками начинает формироваться на 2-3-ем году жизни. Поэтому поиск путей и средств для построения работы с детьми раннего возраста для развития у них навыков обще...

«Игровая технология «Круг». Развитие навыков общения и взаимодействия воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами) через игровую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Данная методическая разработка основана на личном опыте учителя-дефектолога и ориентирована на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу со сложными дефектами дошкольного...

Развитие навыков общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности

Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста является одним из главных аспектов в процессе их социальной адаптации в окружающем мире....