Мелкая моторика рук и развитие речи дошкольников:есть ли связь?
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
В данной статье рассмотрена связь слабой моторики рук и недоразвития речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika_ruk_i_razvitie_rechi_doshkolnikov.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика рук и развитие речи дошкольников: есть ли связь?
Одним из основных отличий человека от животного, отличием, отражающим закономерности его физиологического, психического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью. Речь - это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться.
Предполагается, что первым средством общения людей была комплексная кинетическая речь. Под этим термином понимается простейшая система передачи информации с использованием жестов и движений тела. Со временем развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но даже в настоящее время речь продолжает сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
Влияние подвижности пальцев на речевую функцию первым доказал В.М. Бехтерев. Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Ум ребёнка находится на кончике его пальцев». Наверное, каждый из нас замечал, что когда человек затрудняется объяснить что-то словесно, то он начинает помогать себе жестами. Центры головного мозга, отвечающие за речевые функции, связаны с рукой, а шевеление пальцами посылает определенный импульс в соответствующие речевые зоны.
За последние несколько лет уровень речевого развития детей заметно снизился, увеличилось количество детей с отклонениями в развитии речи. С чем же это связано? Современные дети очень мало работают руками и пальчиками. Все игрушки, одежда созданы так, чтобы максимально облегчить их использование( липучки вместо шнурков и пуговиц, наклейки вместо картинок для вырезания и т.д.). Да, это удобно, но совершенно неэффективно в развитии мелкой моторики рук. Проведение большого количества времени за использованием различных гаджетов (телефонов, планшетов и т.д.) вместо игр с настоящими игрушками также оказывает негативное воздействие на развитие мелкой моторики рук. К сожалению, недостаточная тренировка пальцев и рук в раннем детстве приводит к более серьёзным последствиям: неумение правильно держать ложку и карандаш, неумение застегнуть пуговицы на своей одежде, проблемы с письмом, лепкой и рисованием в младшем школьном возрасте.
Как же мы можем помочь нашим современным детям развивать моторику рук и как следствие развивать грамотную и связную речь? На самом деле это совсем несложно. К эффективным средствам развития мелкой моторики рук относятся: 1) пальчиковые игры (-в движение должны быть вовлечены все пальчики, как изолированно, так и попарно, одновременно; -действия руками должны предоставлять разные возможности: сжатие, растяжение, расслабление кистей);
2) пластиллинография (мнем и отщипываем; надавливаем и размазываем; скатываем шарики; раскатываем колбаски и т.д. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина);
3) игры с бумагой (бумагу можно мять, рвать, складывать, разрезать ножницами и т.д.);
4) игры с конструктором, пазлами, мозаикой (не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение и образное мышление);
5) игры с водой и песком;
6) игры с предметами домашнего обихода: крупой, пуговицами, прищепками, резинками и т.д. (отлично развивают мелкую моторику и тактильное восприятие).
Самое главное, чтобы упражнения выполнялись регулярно и в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями ребёнка. И конечно же, не забывайте хвалить ребёнка за успехи!
Конечно, нужно понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов. Стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. Важно использовать речевые игры, побуждать ребенка рассказывать, учить с ним скороговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...
Консультация для воспитателей "Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей"
Предлагаемая консультация может проводиться, как занятие в клубе по интерсам для воспитателей "Педагогическая мозаика". Цель: разнообразить техники, материалы и игровой материал в работе с детьми, исп...
Методическая разработка. Мелкая моторика рук детей дошкольного возраста. Как развитие мелкой моторики влияет на развитие речи детей
Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и р...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...
Лэпбук по развитию мелкой моторики рук и развитию речи "Развиваем руку -развиваем речь".
Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему....
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Влияет ли развитие мелкой моторики рук на развитие речи у дошкольников? Каковы этапы развития мелкой моторики?...
Этапы развития мелкой моторики. Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей
Этапы развития мелкой моторики рук...