РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)

Макарова Надежда Фёдоровна

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

          С самого рождения человека окружают множество звуков, шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточивание на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребёнок 2.5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говориться. Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются как слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объект, а внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ149.48 КБ

Предварительный просмотр:

       МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЗАТО г, Североморск «Детский сад №44»

___________________________________________________________________________________________________

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

          С самого рождения человека окружают множество звуков, шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей… Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточивание на словах взрослого – и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребёнок 2.5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чём в них говориться. Постепенно объём слухового внимания увеличивается, растёт его устойчивость, развивается произвольность. Дети всё больше ориентируются как слово-название предмета, слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требование, побуждение. Роль речи как объект, а внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Рекомендуется:

  • Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и звука речи.
  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Дифференциация тихих и громких звуков.
  • Развитие умения определять направления и источник звука.
  • Развитие умения локализовать звук в пространстве.
  • Развитие умения соотносить количество звучаний с числом.
  • Дифференциация звукоподражаний.
  • Развитие умения локализовать и узнавать голос.
  • Дифференциация неречевых и речевых звуков.
  • Развитие умения отличать голоса различной громкости.
  • Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.
  • Развитие речевой памяти.
  • Развитие устойчивого внимания и звуковой оболочке слова.

Задания: Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки…

             Покажите малышу различные музыкальные игрушки (бубен, барабан,

             ксилофон) или шумовые предметы, дайте послушать, как они звучать, а потом  

             предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте Вы играете.

             Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки». Спрашивайте: «Что    

             там шумит? Объясняйте: Это шумит холодильник, это стиральная

             машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

             Привлекайте внимание малыша: Слышишь, как идёт (стучит, шумит,

             капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт и т.п.

             Сделайте вид. Что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите

             ребёнку сделать то же.

             Пойте короткие, ритмичные песенки и декломируйте стихи. Приучайте

             ребёнка слушать пластинки и кассеты для детей.

Понимание речи зависит как от слухового внимания, так и от жизненного опыта.

Расширяйте кругозор ребёнка. Как можно раньше берите с собой на             прогулку,

             Экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.

             Возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете. Мы сейчас

             оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдём и .т.п. Такой коментарий позволяет состедотачивать внимание ребёнка на происходящем.

Подготовила:

Н.Ф. Макарова, учитель-логопед, 2021г.

http://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-8070075.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. 2. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.

1.  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.    2.  РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.   ИГРЫ  Д...

«Игровые упражнения, направленные на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Целью предлагаемых игровых упражнений является развитие у детей старшего дошкольного возраста с ОНР слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия. Данные игровые упражнения являются...

Cеминар «Развитие памяти, речи, внимания у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» в рамках проекта «Ресурсная школа» Практикум для воспитателей и специалистов «Развитие слухового внимания и фонематического восприятия»

4-5 лет — возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность. В данном материале представлены разнообра...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

БУКЛЕТ для родителей "Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти". «С детьми играем — речь развиваем»

Варианты игр с детьми для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. «С детьми играем — речь развиваем»...

Упражнения для развития слухового внимания,слухового восприятия и слуховой памяти.

Создание психологической готовности к вызыванию звука речи как части подготовительного этапа....