Презентация "Комплексная коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями речи"
презентация по коррекционной педагогике

В сообщении представлены направления работы педагогов и врачей узкой специализации, осуществляющих комплексное коррекционно-логопедическое воздействие в ходе работы с детьми с ОВЗ, имеющими речевые нарушения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексная коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями речи Подготовила: учитель-логопед МКДОУ № 4 «Солнышко» Мусова И.Б.

Слайд 2

Комплексность как один из принципов коррекционно-логопедического и развивающего воздействия Большинство нарушений речи представляет собой совокупность вербальных и неречевых проявлений, поэтому особое значение имеет системный (комплексный) подход к коррекции сложных речевых расстройств. Для достижения максимального результата коррекционно-логопедической работы зачастую требуется помощь не только логопеда, но и целого ряда других специалистов: психиатра, невропатолога, дефектолога (тифлопедагога, сурдопедагога), психолога, музыкального руководителя, инструктора по лечебной физкультуре, массажиста. Комплексная коррекционно-логопедическая работа предполагает развитие всех сторон формирующейся личности: эмоциональной, сенсорной, познавательной, речевой активности, манипулятивной функции рук, нормализацию артикуляторного аппарата, то есть создаёт необходимую сенсомоторную базу для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребёнка.

Слайд 3

Системный подход в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Педагоги хорошо знают и успешно применяют комплексную коррекцию речевых нарушений. Последние годы отмечается увеличение количества детей с расстройствами аутистического спектра. Попытаемся вкратце рассмотреть аспекты применения системного подхода в работе с детьми с РАС. Обычно с детьми с выраженными расстройствами аутистического спектра занимаются дефектолог, психолог и логопед. Дефектолог работает над развитием познавательной и сенсорной сферы, формирует предметно-практические действия, учит навыкам социально-бытовой ориентировки. Психолог формирует коммуникативное поведение, развивает эмоционально-волевую сферу. Логопед развивает речь, речевое общение. Направления работы дефектолога: - формирование взаимосвязи функциональных сфер – восприятие, имитация, общая и тонкая моторика, координация действий глаз и рук; - развитие мышления, внимания, памяти, речи; - расширение пассивного и активного словарного запаса, формирование навыков самостоятельной речи. Направления работы психолога: - установление контакта со взрослыми; - устранение и смягчение общего сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; - стимуляция психической активности, способствующей установлению взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

Слайд 4

- формирование целенаправленного поведения; - преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможенности влечений. Направления коррекционно-логопедической работы: - развитие понимания речи; - стимуляция непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого; - вызывание вокализации и звукоподражаний, побуждение к речи; - провоцирование на произвольные словесные реакции; - стимуляция на словесные просьбы с помощью альтернативных средств общения; - развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики; - обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи; - формирование свободного речевого общения.

Слайд 5

Результаты применения комплексного подхода в работе с детьми с РАС При наглядном планировании своего дня у детей снижается тревожность и появляется коммуникативное понимание. Присутствие тьютора помогает организовать с ребёнком как групповую, так ки индивидуальную работу, лучше понять задание или инструкцию учителя. Визуальная оценка поведения и мотивационные стимулы, применяемые в работе, помогли снизить количество эпизодов нежелательного поведения, а в некоторых случаях «убрать» их вообще. Отдельная зона для сенсорной разгрузки позволяет детям при негативном эмоциональном состоянии успокоиться, не отвлекая других от занятия. Использование альтернативной коммуникации предоставляет возможности самостоятельной коммуникации, сокращает количество проявлений нежелательного поведения, способствует развитию устной речи.

Слайд 6

Комплексный подход при коррекции звукопроизношения При коррекции произношения комплексный подход осуществляется путем тесной взаимосвязи коррекционно-логопедической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, артикуляторной моторики и оздоровление всего организма в целом. Медицинское воздействие направлено на создание здоровой/адекватной психофизиологической основы и благоприятного эмоционального фона для логопедического воздействия. Одним из часто используемых приёмов работы над звукопроизношением является фонетическая и сопряжённо-контактная фонетическая ритмика. В ходе применения такой ритмики отмечается улучшение работы речевого аппарата, дыхания, темпа, ритма, голоса. Таким образом, применение фонетической и сопряженно-контактной фонетической ритмики также выражает системный (комплексный) подход при коррекции произношения.

Слайд 7

Системная (комплексная) работа по развитию фонематического восприятия Хороший результат приносит совместная работа логопеда и музыкального руководителя по развитию фонематического восприятия. Если логопед знакомит детей с неречевыми звучаниями, учит различать речевые звуки, то музыкальный руководитель широко использует различные музыкальные инструменты, формирует умение определять характер музыкальных произведений, учит выполнять соответствующие танцевальные движения, развивает голосовые данные детей. Также музыкальный руководитель может эффективно помогать заикающимся детям, воспитанникам с нарушением темпа и ритма речи путем выполнения дыхательных упражнений и обучения пению. В целом, музыкальные занятия способствуют нормализации общей моторики, координации движений, становлению правильного дыхания и голоса.

Слайд 8

Комплексный подход при работе над лексико-грамматическими категориями и связной речью При хорошо налаженной системе взаимодействия специалистов (при координирующей роли логопеда) удается успешно решать задачи по обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и развитию связной речи. Наш детский сад посещают дети с нарушением зрения, поэтому логопед и тифлопедагог одновременно работают над одной темой, используют одинаковый речевой материал, проводят игры и упражнения, направленные на усвоение лексико-грамматических категорий и формирование связной речи. Благодаря разнообразию видов и приёмов коррекционно-педагогической работы логопеда и тифлопедагога удаётся достичь значительной положительной динамики. Многообразие приёмов и методов коррекционно-логопедического, развивающего, лечебно-восстановительного воздействия специалистов разных направлений (комплексный подход) с опорой на все сохранные анализаторы даёт возможность в большой мере компенсировать или полностью преодолеть системные (комплексные) нарушения.

Слайд 9

Спасибо за внимание! Творческих удач в новом учебном году!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Круглый стол «Процесс коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи»

Научить родителей пользоваться некоторыми приемами логопедической работы при выполнении домашних заданий для более быстрого и успешного введения в повседневную речь поставленных звуков, закрепления ум...

«Использование нетрадиционных материалов в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушениями речи».

По мнению известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, «… есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой то...