паспорта авторских игр по нейрокоррекции
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

игровые индивидуальные упражнения предназначены для детей старшего дошкольного возраста и направлены на развитие произвольности внимания, его сосредоточенности и распределения, произвольности движений, рахзвитию межполушарного взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ959 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РУК

(УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ)

Автор: педагог-психолог

ГБОУ Школа № 2075 г. Москвы

Староверова Ольга Валентиновна.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДНОЙ РУКОЙ

«Шагалочка»

Источник: авторская игра

Цель: 

Развитие зрительного внимания, произвольности деятельности, координации движений пальцев.

Планируемые результаты:

Хорошо развито зрительное восприятие и внимание.

Способен контролировать и управлять движениями тонкой моторики.

Способен действовать по предложенному заданию.

Возраст: От 5 лет

Рекомендовано для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися любых нозологических групп.

Форма проведения (количество человек): индивидуально

Материалы и оборудование:

Карточки с изображением «шагов» в виде кругов разного цвета и ладони, на которой данные цвета нанесены.

Инструкция и порядок проведения игры:

«Пройди пальчиками правой (левой) ладони по этим кружочкам так, чтобы на кружок каждого цвета мог встать только тот пальчик, которому этот цвет принадлежит. Чтобы не ошибиться –смотри на цветную ладошку.

Виды помощи:

Прямая уточняющая («А мизинчик какого цвета?», «Какой цвет следующего круга! А какой пальчик ставим на него?»

Косвенная-

«Если ты сделаешь неверный шаг, я позвоню в колокольчик, и ты сможешь исправить ошибку»

Усложнение игры:

Можно в процессе прохождения дорожки попросить ребенка называть на каждый шаг слово из заданного заранее понятия (предметы посуды, мебели,) Сложно восстановить прохождение дорожки при отвлечении (например – сделал 2 шага, - хлопни в ладоши!»

Для школьников на пальцах ладошки на рисунке могут быть проставлены цифры, а на кружках шагалочки или те же цифры, или на 1 меньше, или на 1 больше, или просто числовое равенство в  виде точек

Комментарии:

В выполнении этого упражнения задействовано одновременно долее 4 центров мозга и все 3 блока мозга. Поэтому данное упражнение можно отнести к упражнениям нейростимуляции и учитывать, что его эффективность зависит от частоты повторов, имеет накопительный эффект и воздействует на причину проблемы развития, а не на последствия.

Пример карточки


https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJyDfNQhKjuZyTPZjS4w5wNYJrJEzuetqoIGSCb9=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ ДВУХ РУК ОДНОВРЕМЕННО ИЛИ ПОПЕРЕМЕННО

«БУКВЕННОЕ ПОЛЕ»

Источник авторская

Цель:

Развивать фонематический слух и слуховое внимание, способность переводить речевую информацию в практическую деятельность через выполнение наглядных задач.

Планируемые результаты:

Хорошо развито звукоразличение.

Развито межполушарное взаимодействие.

Возраст: от 5 лет

Рекомендовано для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися любых нозологических групп.

Форма проведения (количество человек): 1-2 (по очереди)

Материалы и оборудование:

Индивидуальные карточки к заданию

Инструкция и порядок проведения игры:

Вариант 1.

Это буквенное поле. Поставь указательные пальцы на желтый квадрат. Это «дом». По команде «Квадраты покажи и буквы в них назови - 1,2,3!» одновременно двумя указательными пальцами надо показать на квадраты того цвета, который я попрошу и назвать буквы, которые в них «живут». Начали! «КРАСНЫЕ (ЗЕЛЕНЫЕ, СИНИЕ…) Квадраты покажи и буквы в них назови. - 1,2,3!»

Вариант 2 (сине-голубая таблица). Буквы на голубых кленках произносим шёпотом, а на синих – громким голосом.

БУКВЕННОЕ ПОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ 2-Х РУК ПОПЕРЕМЕННО

Клетку пальцем покажи и букву назови! (При этом палец левой руки двигается от левого верхнего квадрата вправо и затем построчно, а палец правой руки – из правого нижнего квадрата построчно к «домику»

БУКВЕННОЕ ПОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ 2-Х РУК ОДНОВРЕМЕННО

Оба указательных пальца в домик!  - ИЩЕМ Ж.З – 1,2,3 – ИЩИ! Назови их громко или тихо.

Вариант 3 – Буквенная дорожка.

Я назову, а ты покажи (одновременно двумя руками из «домика» (желтой клеточки) С-Ш, З-С, К-Г, Д-Т

Виды помощи:

Прямая – «Смотри, как это сделаю я». «Давай один пальчик твой и один пальчик мой будут искать заданное»

Косвенная-

Усложнение игры:

Можно вместо называния цвета кидать кубик с цветными гранями, которые соответствуют цветам клеток на буквенном поле. Тогда ребенок сам себе должен сформулировать задание в связи с наглядным образцом. Можно предложить детям назвать слова, которые начинаются с этих букв.

Интересен вариант с «цифровым полем». Дети ищут и показывают пальцем квадраты заданного цвета  с цифрами в прямом или обратном порядке или по заданной цветовой схеме.

Комментарии:

Желательно изготовить много таких «полей» для того, чтобы дети не опирались при выполнение задания на привычное, знакомое положение клеток. На «полях» меняем и цвета, и буквы. Но надо, чтобы одинаковый цвет объединял буквы, звучащие почти одинаково.

Приложение (наглядные материалы - карточки)

Вариант 1. карточку увеличить за счет шрифта  БУКВЕННОЕ ПОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ 2-Х РУК ОДНОВРЕМЕННО                                                              Вариант 3 Буквенная дорожка.

Т

И

Р

Ш

К

О

М

А

Ч

У

Л

С

И

Г

Г

Ж

Ц

Д

У

Л

О

Ш

Т

З

Ч

А

Ж

С

Д

К

М

Ц

Р

З

Р

Ш

Ц

Ж

Ш

Ч

С

Л

С

З

К

Д

Т

Г

С

Ш

Вариант 2  БУКВЕННОЕ ПОЛЕ ДЛЯ РАБОТЫ 2-Х РУК ПОПЕРЕМЕННО или ОДНОВРЕМЕННО                                                                                                   

Ш

Ж

Л

З

С

С

Р

Ц

К

Т

З

Д

Ш

Ч

К

Ц

Л

Ж

Р

Г

Ч

Т

Г

Д

УМНЫЕ ДОРОЖКИ Вариант №1 ДОРОЖКА СЛОГОВ

Источник - авторская

Цель: Развитие слухового внимания, активного словаря, целостности восприятия речи. Развитие навыков чтения.

Планируемые результаты:

Ребенок может прочитать двусложные слова. Хорошо ориентируется в строчном чтении. Способен к произвольной концентрации и распределению внимания.

Возраст: от 6 лет

Рекомендовано для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися любых нозологических групп.

Форма проведения (количество человек): 1-2 (по очереди)

Материалы и оборудование:

Индивидуальные карточки.

Инструкция и порядок проведения игры:

Педагог называет 1 слог слова слева, ребенок ищет окончание на правой желтой стороне и после слов «1,2,3,4,5 – пора слово показать!» одновременно кладет оба указательных пальца под выбранные квадраты и называет слово.

Виды помощи:

Прямая – «Смотри, как это сделаю я»

Косвенная – нужный слог справа от слога «ЛИ» (предпоследний, между НА и ШИ,…)

Усложнение игры:

Надо найти любые слова. Кто больше?

Ма

Лу

Ка

Ри

Ли

ша

ма

ши

са

на

Вариант № 2 ЧТО К ЧЕМУ ПОДОЙДЕТ

Источник - авторская

Цель:

 Развитие межполушарного взаимодействия, зрительного и слухового внимания, способствовать его распределению и концентрации.

Планируемые результаты:

Ребенок может концентрировать и распределять свое внимание произвольно.

Возраст: от 5 лет

Рекомендовано для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися любых нозологических групп.

Форма проведения (количество человек): 1-2 (по очереди на разных карточках). Степень сложности ребенок может выбирать сам.

Материалы и оборудование:

индивидуальные карточки с заданиями и обозначением степени сложности в виде звездочек. (1 – легко, 2 – сложно, 3 – трудно)

Инструкция и порядок проведения игры:

Желтый квадрат – это дом для указательных пальцев левой и правой руки. Поставь указательные пальцы на поле «дома».

Я назову тебе картинку слева от домика, а ты догадайся, какая картинка подойдет к ней справа от домика, и когда я скажу: «Один, два, три – ищи!» ты поставь одновременно 2 пальца на заданную и выбранную картинки и объясни, почему ты так решил.

На дорожках без «домика» руки располагаются под карточкой на столе, а после команды указательные (или иные пальцы) ставятся на клетку под заданной картинкой.

Виды помощи:

Прямая – «Смотри, как это сделаю я»

Косвенная- «Что умеет делать птица – летать! Значит подойдет….(самолет)»

Усложнение игры:

 В качестве усложнения можно давать разные задания для правой и левой руки.

Комментарии:

Желательно подготовить больше карточек с ассоциациями, т.к. дети быстро запоминают знакомые решения. Среди картинок можно поставить две разные цифры, можно- букву и цифру (это знаки, а не предметы).

Приложение (наглядные материалы- индивидуальные карточки с заданиями)

Пример задания - психолог называет картинку слева (например, ПИЛА), а ребенок подбирает к ней картинку справа (БРЕВНО) и объясняет почему он так решил

https://1.bp.blogspot.com/-_5VWKNMd6Vc/XxLNGVGgcLI/AAAAAAAAKtc/DrAiLzJXPs8gRhox1hk7kccvhYzgUowwQCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B421.JPG

https://i.pinimg.com/736x/67/8f/4b/678f4b58eb4be3691594083c65f1af2d.jpg

https://raz-vivajka.ru/upload/resize_cache/iblock/631/1280_926_184f9408ab14039ab0ff641758d561bea/631fc3b3c802a9627781010c51184212.jpg

https://2.bp.blogspot.com/-10d5VxbSEXo/W5iycKCPNmI/AAAAAAABCWQ/MI1VLlVLL4gACe98hZVLfMKsJe9jifgNwCLcBGAs/s1600/8.png

https://b-zdoors.com/wp-content/uploads/2018/06/ThinkstockPhotos-527140565-Copy-1024x870.jpg

https://1.bp.blogspot.com/-_5VWKNMd6Vc/XxLNGVGgcLI/AAAAAAAAKtc/DrAiLzJXPs8gRhox1hk7kccvhYzgUowwQCLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B421.JPG

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/114/62114783_1280445302_12.png

https://1.bp.blogspot.com/-VXmLtQHeWAc/XxLNGrIN8HI/AAAAAAAAKtg/OZLzFKisSAgvR3ddARX6UFwp9_R0ZzPVACLcBGAsYHQ/s1600/%25D0%25A1%25D0%25BB%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B422.JPG

Вариант № 3 ПРОСТЫЕ ДОРОЖКИ

Источник - авторская

Цель:

Развитие межполушарного взаимодействия, произвольности концентрации и распределения внимания.

Планируемые результаты:

Хорошо ориентируется в линейном пространстве по словесному заданию.

Способен вычленять заданное из имеющихся вариантов

Возраст: от 4 лет

Рекомендовано для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися любых нозологических групп.

Форма проведения (количество человек): 1-2 (по очереди)

Материалы и оборудование:

Индивидуальные карточки с заданиями.

Инструкция и порядок проведения игры:

Поставь указательные пальцы в домик на желтый квадрат. Сейчас твои пальчики должны будут найти заданную картинку (цвет, заданные буквы, заданный открытый или закрытый слог…). Только обязательно надо сделать это одновременно двумя пальцами.  Начали! «1,2,3, квадрат (круг…) найди!».

Виды помощи:

Прямая – «Смотри, как это сделаю я»

Усложнение игры:

Можно искать одновременно двумя пальцами разные фигуры.

Комментарии:

Приложение (наглядные материалы)

№ 3 ПРОСТЫЕ ДОРОЖКИ

ДОРОЖКИ ДЛЯ ЛАДОШКИ   Вариант 1 «ЦВЕТНОЕ ПИАНИНО»https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BF-%D0%B0%D0%BD-%D1%80%D1%83%D0%BA-73518977.jpghttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8ac89f605218a4fe8c2988f077a7ddb2-l&ref=rim&n=13&w=1280&h=720

Источник - авторская

Цель:

Развитие межполушарного взаимодействия, произвольности концентрации и распределения внимания. 

Планируемые результаты:

Хорошо ориентируется в линейном пространстве по наглядному заданию.

Способен произвольно распределять внимание и контролировать свои действия.

Возраст: от 5 лет

Рекомендовано для проведения коррекционно-развивающей работы с обучающимися любых нозологических групп.

Форма проведения (количество человек): 1

Материалы и оборудование:

Индивидуальные карточки с заданиями.

Инструкция и порядок проведения игры:

Ты видел, как играют на пианино? Да, у пианиста пальцы работают сразу на 2-х руках. Давай и мы попробуем. Надо каждым пальчиком стукнуть по цветной клавише только 1 раз, но обязательно вместе с пальцем на другой руке. Вот эта схема подскажет по какой клавише надо стучать.

Виды помощи:

Прямая – «Смотри, как это сделаю я»

Усложнение игры:

Можно увеличить количество клеток на схеме. Вариант 2 «Зверята- шалунята» проводится по тому же принципу, только вместо цвета картинки с животными.

Приложение (наглядные материалы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта авторских дидактических пособий

Техника изготовления, использованные материалы, особенности и примерные формы организации совместной деятельности с дидактическим пособием...

Презентация_Паспорта авторских пособий

В презентации представлена техника изготовления и описание материалов и вариантов использования авторских дидактических пособий -    тренажеров мелкой моторики для детей с нарушением зрения...

Паспорт авторского пособия Путешествие по карте села "Кзыл- яр"

Применяется во время занятий и для индивидуального использования детьми....

Паспорт авторского методического пособия "Речевые горки"

Формирование умения в составлении сказок и рассказов на тему предложенную воспитателем...

Паспорт авторской квест-игры по произведениям Т.Е.Сметанина

Увлекательна настольная квест-игра для детей дошкольного возраста. Через игру знакомим с творчеством детского писателя Т.Е.Сметанина....

Паспорта авторских дидактических игр по шахматам

В своей работе я применяю авторские шахматные дидактические игры, они помогают дошкольникам быстрее осваивать учебный материал....

Паспорт авторского пособия «Развивающая доска для детей»

Описание пособия, целью которого является развитие мелкой моторики и сенсорных способностей у детей. Развивающая доска решает несколько задач одновременно – воспитательную, игровую, обучающую и ...