Картотека игр по коррекции застенчивости
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Егорова Вероника Владиславовна

Представлена картотека игр по преодолению застенчивости в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека коррекционно – развивающих игр и упражнений

 Цель: преодоление проявлений застенчивости у детей.

Задачи:

 1. Сформировать у ребенка необходимые навыки для коммуникативного общения, развития эмоциональной сферы, снижения психоэмоционального напряжения, развитие социального опыта.

2.  Укреплять уверенность в себе, повышать значимость ребенка, научить проявлять сильные стороны личности.

3. Создание условий для снятия эмоционального напряжения

1.        Игры, на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности, на сближение детей и педагога.

«Ножки»

Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие коммуникативных качеств, создание доверия и расположения детей.

Описание игры: Воспитатель проводит на земле черту. « Это будет наш дом, - говорит он,  - отсюда ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу». Взрослый отходит от детей на расстояние 20-25 метров и проводит на земле параллельную черту: « Здесь остановятся дети». Вернувшись к малышам, педагог помогает им построиться у первой (стартовой) линии и произносит слова, под которые они будут выполнять игровые действия. Затем предлагает повторять их вместе.

Слова        Движения

Ножки, ножки.

Бежали по дорожке.

Бежали лесочком,        Бегут по направлению ко  второй линии

Прыгали по кочкам,

Прыг-скок,

Прыг-скок,        Прыгают на двух ногах, приближаясь к воспитателю.

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожок.        

«Нашли сапожок!» - говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии.

«Раздувайся, пузырь!»

Цель: знакомство, сближение детей друг с другом и воспитателем, преодоление застенчивости, стеснения, создание прекрасного настроения.

Ход игры: Дети сидят полукругом. Воспитатель спрашивает одного из них: «Как тебя зовут?». Ребенок называет свое имя, а воспитатель повторяет его ласково и предлагает пойти с ним поиграть. Педагог берет ребенка за руку и подходит с ним к следующему малышу и спрашивает, как его зовут. Воспитатель повторяет его ласково и предлагает пойти с ними поиграть. Теперь они уже втроем подходят к следующему малышу. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала педагог подходит к активным детям, выражающим желание включиться в игру. А застенчивых, скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать последними. При отказе некоторых детей играть – не настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они могут захотеть в нее включиться.

Воспитатель берет за руку последнего ребенка и замыкает круг.  

«Посмотрите, как нас много! Какой получился большой круг, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок. И вновь надуем пузырь. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь.

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Воспитатель входит в получившийся круг, дотрагиваясь до каждой пары соединенных рук, затем внезапно останавливается и говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, и произносят слово: «Хлоп!» и сбегаются к центру. Игра повторяется. Закончить игру можно так: дети бегут не в центр, а разбегаются в разные стороны, полетели маленькие пузырики.

«Дудочка»

Цель: укрепляет взаимосвязь между участниками игры, приносит новый   опыт общения, согласованности, выдержки.

Ход игры: Воспитатель спрашивает у детей, кто из них хочет поплясать? Только танец будет необычный, без музыки. Воспитатель поет им песенку про дудочку, которая вводит малышей в игровую ситуацию, показывает, как кулачки могут превратиться в дудочку, если в них петь «ду-ду-ду». Тут же уточняется, в какой момент включается дудочка. После этого дети разделяются на «музыкантов» и «плясунов». Музыканты занимают места на стульчиках. А плясуны собираются вокруг воспитателя, и все вместе выполняют движения под ту же песенку про дудочку.

Как без дудки?

Вот беда!

Ходят ножки

Не туда...

А как дудочку почуют – Сами ноженьки танцуют. (2 раза.)

С первыми словами песенки плясуны отходят назад мелкими шагами, постепенно выпрямляясь. Музыканты в это время молчат. На словах про дудочку они включаются, а плясуны начинают приплясывать, легко перебирая ногами и слегка поворачивая туловище то вправо, то влево. Темп движений ускоряется. При повторении мелодии пляска повторяется.

Эта игра-пляска запоминается путем подражания воспитателю. Поэтому важно, чтобы движения взрослого точно совпадали с мелодией и текстом и правильно передавали их ритм. При повторении последних фраз темп речи и движений ускоряется. Главное - чтобы дети поняли смысл своих ролей (музыканты играют для плясунов) и чтобы сохранялась атмосфера раскованности и веселья.

«Ручеек»

Цель: вызвать радостное настроение, умение вести себя в коллективе.

Ход игры: Игроки становятся по парам, лицом друг к другу, взявшись за руки и подняв их вверх, образуя проход. Несколько ребят без пары бегут через этот проход и выбирают любого игрока себе в пару. Новая пара бежит по      « ручейку» и становится впереди, подняв сцепленные руки. Игра продолжается.

«Чайхана»

Цель: развитие положительного эмоционального фона, сплоченности, доверия, дружбы.

Игровой материал: чайная посуда, муляжи угощений. Шарф, яркий халат.

Ходи игры: Сначала взрослый, а затем уже и ребенок выступает в роли хозяина дома. Он садится на ковер, вокруг стоят чайные приборы, сласти.

По желанию: из шарфа можно соорудить чалму, надеть яркий халат с поясом.

Взрослый (ребенок) садится по – турецки на ковер и  произносит слова:

Вытри, путник, пот со лба,

Здесь открылась чайхана.

Чай душистый распиваем

И друзей всех созываем.

Заходите, проходите,

 Чай, халву и плов берите.

Очутились мы сейчас

В Средней Азии на час.

Остальные ребята проходят, садятся на ковер, а хозяин их радушно встречает и угощает чаем

2.        Игры, на развитие волевых качеств, сотрудничества, получения взаимопомощи.

«Воробушки и автомобиль»

Цель игры: учить детей вовремя выполнять определенные действия, сдерживать свою двигательную активность, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подготовка: Выбирается место – гнездышки для воробушков, определяется дорога, по которой будет «ехать» машина, и где воробьи будут «летать».

Ход игры: Взрослый или ребенок выполняет роль автомобиля. Остальные дети  - воробушки. Когда воробушкам « горит» зеленый свет, они летают, как только « загорается» красный  - все птички улетают в свои гнездышки, а автомобиль спокойно проезжает. Вновь «загорается» зеленый и птички вылетают из гнезд.

«Шагай, шагай! Смотри, не зевай!»

Цель: закреплять умение начинать действия после определенного сигнала, развивать внимание, доброжелательное отношение к ближнему.

Ход игры: На одном конце площадки встает водящий, спиной к остальным участникам, дети на другом конце площадки. Водящий закрывает лицо руками и произносит: «Шагай, шагай! смотри, не зевай!»

Пока водящий произносит эти сло¬ва, все играющие стараются как можно быстрее приблизиться к нему, но не бежать! – а идти. При команде водящего  «Стоп!» они долж¬ны немедленно остановиться и заме¬реть на месте, а водящий быстро оглядывается назад. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сде¬лал хоть одно движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять становится к стене и произносит те же слова.

Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему так, чтобы суметь запятнать его раньше, чем он успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою черту, водящий гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. За¬пятнанный становится водящим.

«Смелые мышки»

Цель: создать радостное настроение, воспитание у детей выдержки, самоконтроля, способности преодолевать робость.

Подготовка к игре: Поставить для детей стульчики. Затем воспитатель проводит две черты перпендикулярно ряду стульчиков (расстояние между ними равно примерно 20 шагам), сбоку ставит стул для ловишки - кота.

Дети садятся на стульчики. Из них выбирают пять-шесть человек, которые будут смелыми мышками и одного ребенка — на роль кота. Остальные дети – жюри. Мышки становятся у черты, а кот занимает место на своем стульчике.

Ход игры:  Воспитатель вместе с детьми произносит текст, а мышки делают несколько шагов по направлению ко второй черте.

 

Слова        Движения

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

         Дети-мыши осторожно подкрадываются и останавливаются примерно на середине между двумя чертами.

 

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

         Дети-зрители хлопают в ладоши, а мыши делают, движения руками, будто дергают за гири.

 

Вдруг раздался страшный звон! (Длительная пауза.)

         Мыши и кот испуганно замирают, готовясь бежать. Пауза заполняется «боем часов», который имитируют воспитатель и дети-зрители, произнося: «Бом-бом-бом!»

 

Убежали мышки вон.

         Мыши убегают, а кот их ловит.

 

Спасаться от кота мышки могут за любой чертой, двигаясь или назад или вперед. Кот ловит их только в пространстве между двумя чертами. Пойманными считаются те мышки, до которых дотронулся кот. Дети-зрители, выполняющие роль жюри, вместе с воспитателем отмечают, какие мышки были смелые, какие трусливые, кого кот поймал, ловкий ли кот, не нарушали ли кот и мышки правила игры. После этого назначаются новые мышки и кот, и игра повторяется сначала.

Правила игры:

1. Бежать можно только после того, как будет произнесена последняя фраза текста («Убежали мышки вон»).

2. Ловить мышек можно только в пространстве между двумя чертами. Кот не имеет права появляться за чертой.

3. Спасаться от кота разрешается за любой чертой, по выбору ребенка.

4. Пойманными считаются те мышки, до кого дотронулся кот. Хватать и тащить мышек запрещается.

«Слова»

Цель: развитие внимания, волевого усилия, умение действовать  и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнения.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть с ним: когда он будет произносить названия овощей (предметов мебели т.п.) надо каждый раз хлопать в ладоши, если взрослый ошибается, то дети в ладоши не хлопают.

«Раз – два – три – говори!»

Цель: учить удерживать в памяти два разных условия задания, развивать  волевое усилие, умение действовать  и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнения.

Игровой материал: предметные картинки.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что они сейчас будут играть в интересную игру: он им будет показывать картинки, а дети будут их называть. Но назвать картинку можно только после слов воспитателя: «Раз, два, три – говори!». Многим детям будет сложно удержаться и не назвать картинку до слов воспитателя. Поэтому, педагог им напоминает правила игры.

«Угадай - ка»

Цель: развитие мыслительных процессов, умения работать в коллективе.

Ход игры: Ребенок загадывает какое – либо слово, предмет, а другие участники, называя его свойства, качества, назначение, стараются его отгадать. Кто отгадает первым, становится ведущим и загадывает свое слово.

«Помоги муравьишкам»

Цель: развитие устойчивой связи между образом свойства и словом, которое его обозначает, умения выявлять и абстрагировать свойства; вызвать желание помочь другому.

Материал: набор логических блоков «Дьенеша»

Ход игры: Перед детьми выложены блоки( муравьишки). Педагог рассказывает детям, что у мамы – муравьихи много деток  - маленьких муравьишек. Они часто убегают из дому, а потом с трудом находят дорогу домой. Решила мама – муравьиха научить их быстро возвращаться в свой дом. Но одной ей не справиться, и она просит помощи у детей.

Каждый ребенок получает домик. Ведущий называет, какие муравьишки должны спрятаться в домиках (например, круглые большие или квадратные не красные), а дети прячут в свои домики соответствующие блоки. После проверки и исправления ошибки блоки возвращаются на место. Ведущий дает новую команду. Сначала роль ведущего выполняет взрослый, затем – по очереди дети.

«Хитрая лиса»

Цель: закреплять умение управлять своим поведением, получать положительный настрой от сотрудничества.

Ход игры: Дети стоят по кругу, руки за спиной. Один ребенок выходит из круга. Ему дают лисичку. Обежав круг с внешней стороны, он незаметно кладет игрушку кому-нибудь в руки и становится в центр круга, говоря вместе с играющими: «Хитрая лиса, где ты?» Лиса молчит, но после трехкратного повторения выбегает в центр и кричит: «Вот я!» Дети разбегаются по площадке. Кого лиса коснется. Тот считается пойманным.

«Колдуны»

Цель: уделять внимание развитию таких качеств, как доброжелательность, общность, взаимопомощь.

Ход игры: Выбирают 2 – 3 водящих, которые, бегая, стараются осалить всех игроков. Осаленные игроки останавливаются на месте, держа руки в стороны. Остальные игроки могут выручить «заколдованных» игроков касанием руки. Игра проводится на время. Затем выбирают других водящих.

3.        Игры, упражнения  на развитие эмоциональной сферы.

Цель: раскрепощение ребенка, снятие мышечного напряжения, работа над речью, интонацией, коллективные действия, взаимодействия, пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

Снятие мышечного напряжения:

«Бабочки»

Ход игры: Дети свободно двигаются по залу. На сигнал « Стоп» находят своего товарища и кивают ему головой. Затем вновь под музыку свободно двигаются. При прекращении музыки строятся цепочкой, держа друг друга за руки.

«Волна»

Ход игры: Дети стоят парами. Первая пара разворачивается лицом ко второй и «ныряет» под нее, третью пару пропускают под четвертую и т.д.Та пара, которая оказывается первой, продолжает движение. Все пары непрерывно движутся.

Упражнение: «Земля, вода, воздух, огонь»

Дети стоят свободно. На слово « земля»  - руки вниз.

 На слово «вода» - руки перед собой.

На слово – «воздух» - руки вверх.

На слово «огонь» - вращение руками.

Проводятся пальчиковые игры:

«Раз, два, три, четыре, пять! Мы грибы идем искать».

«Пальчик – мальчик, где ты был?»

Упражнения на развитие воображения:

1.        Дети сидят в кругу, слушают сказку или любое музыкальное классическое произведение. Затем передают «волшебную палочку» по кругу друг другу, говоря какое–нибудь слово или фразу по отношению к прослушанному произведению.

Условие: нельзя повторяться.

2.        Дети получают конверты с одинаковым содержимым: недорисованное лицо и его отсутствующие мелкие детали: рот, брови, глаза, губы.

Прослушав музыку, дети должны на столе собрать лицо, выражение которого отражает характер. А затем изобразить это лицо.

3.        Идут двое детей. Один – впереди, другой- позади, в точности повторяя движения первого, как тень. Потом меняются ролями.

4.        «Художники» с музыкальным сопровождением.

Детям предлагается закрыть глазки и представить, что они превратились в художников. Руки – это кисти. Обмакнули их в голубую краску и нарисовали небо, вслушиваясь в музыку.

А теперь в желтую, рисуем солнце. А теперь в зеленую и рисуем полянку.

Носом вдыхаем запах: чем так приятно пахнет? (цветами). А какими? (ответы детей). Рисуем. Послушайте: ветер шумит веточками дерева – какого? (березка.) Рисуем.

Где же мы с вами сейчас? (В лесу. На полянке.)

Представьте, что вы – цветочки. Самое раннее утро, цветок еще спит, но вот выглянуло солнышко и он поднимается, пошевелили листочками – это пальчики. Прислушаемся. Слышите? Ручейки бегут. Рисуем. Какой красивый мы с вами нарисовали пейзаж! А теперь превратимся в бабочек и давайте полетаем над такой красивой полянкой!

Игры, этюды, упражнения.

Цель: обучать детей выражению различных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера.

1.        Дети, представьте вам вчера подарили новую игрушку, вы ее хотели взять с собой в детский сад. Но мама не разрешила. Вы обиделись - губки «надули». Но это ж любимая мамочка – простили, улыбнулись!  

2.        Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Вот, кто – то идет, надо предупредить – рычим!

3.        Взять снежинку в руки и говорить ей добрые, хорошие слова. Говорим быстро, пока не растаяла.

4.        Дети гладят котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки.

5.        У ребенка в руках воображаемый кулек с конфетами. Он угощает товарищей, которые берут и благодарят. Разворачивают фантики, кладут конфеты в рот, жуют. Вкусно!

6.        Жадный пес.

Дров принес,

Воды наносил,

Тесто замесил,

Пирогов напек,

Спрятал в уголок

И…съел сам, Гам. Гам, гам! (изображают как жадно ел пес.)

7.        Дворник ворчит, выметая мусор. Поможем дворнику брать мусор в урну.

8.        Снег весной: испуганный, грустный, слабый.

9.        Корова, тщательно пережевывающая первую весеннюю травку. Ест спокойно, с наслаждением.

Разыгрывание сказок.

Цель: формировать опыт социальных навыков поведения, отмечая нравственную направленность сюжета, помогать ребенку познать мир умом и сердцем и выражать свое отношение к добру и злу. Прививать любовь ко всему живому. Заряжать детей оптимизмом, добротой, смелостью. Дать понять, что любые неприятности можно преодолеть, а когда друзья приходят на помощь - это получается еще быстрее.  

План работы:

1.        Чтение сказки.

2.        Беседа по содержанию.

3.        Выбор желающих на роли.

4.        Чтение сказки по ролям

5.        Игровые движения.

6.        Закрепление.

7.        Разыгрывание сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры как средство коррекции застенчивости

Материал предназначен для использования в работе педагогов с застенчивыми детьми...

Коррекция застенчивого поведения у детей.

Коррекция застенчивого поведения – задача непростая. Чтобы помощь ребенку была эффективной, необходимо обратиться к причинам возникновения застенчивого поведения....

Картотека коррекционных игр для застенчивых детей

Карточки с коррекционными играми для застенчивых детей...

Картотека игр на преодоление застенчивости

Картотека игр на преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста Цель: формирование у дошкольников доброжелательного отношения друг к другу, воспитание дружеских отношений между детьм...

Картотека коррекционных игр для застенчивых детей.

Картотека игр для застенчивых детей....

Игры на коррекцию застенчивости

Игры на коррекцию застенчивости...