Развитие речи на музыкальных занятиях
консультация по коррекционной педагогике
Косультация для педагогов и родителей о влиянии музыки на речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_r.r._na_muzyke.docx | 119.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие речи на музыкальных занятиях»
Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. И не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики, арттерапии в специальном образовании.
Основная задача музыкального воспитания: воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и слуха.
Основополагающим принципом проведения музыкальных занятий является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Музыка и речь тесно взаимосвязаны. Исследования показывают, что музыка включает в себя различные элементы являющиеся также компонентами языка. Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.
На дошкольном этапе необходимо, чтобы ребенок не чувствовал обучения, а играл в него. Главное заинтересовать детей и удерживать интерес. Для этого существует интересная программа арттерапия, в которой сочетаются речь и движение и которая приводит ребенка в эмоциональное состояние.
Основные условия этой программы:
1. Взаимосвязь и взаимодействие музыки, движения и речи.
2. Игровая методика обучения.
3. Особая методика взаимоотношений.
В работе при разучивании танцевальных движений нужно использовать методику «Говорю и делаю», которая сопровождается ритмическими словами. Например: упражнение «Пружинка» помогают разучить слова: «Вниз – вверх, как пружинки, пляшут ножки – «балеринки». Или: «Хлоп, хлоп, хлоп в ладошки, побежали наши ножки» и т. д. Четкое произношение ритмического текста и стихов под музыку, развивает музыкальный слух, воображение, чувства слова. Каждое слово, слог, звук произносятся осмысленно, с искренним отношением. Чем четче произносят, тем лучше двигаются дети. Такая методика помогает постигать речевую культуру, способствует координации.
Одним из важнейших видом музыкальной деятельности детей является – пение. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, особенно твердых, - а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. Музыкально-дидактические игры, дидактические задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетика-фонематического слуха. Особо необходимо развивать у детей слуховое внимание и слуховую память. Для этого проводятся игры: «Угадай, что звучит?», «На каком инструменте играю?», «Двигайся, как подскажет музыка», «Сыграй, как я», «В лесу», «Кукушка» и т. д. Большое внимание нужно уделять голосу ребенка. Голос – инструмент общения, сигналы в речи, интонации. Необходимо четко следить за диапазоном для каждой возрастной группы и не нарушать его. Чтобы обучение не привело к срыву голоса и болезненным последствиям. Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Если систематически использовать развивающие игры с голосом, то можно почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой голос и поиграть с ним. В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук.
Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук. Ученые отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этому способствуют пальчиковые игры. Очень нравятся детям пальчиковые игры под музыку, но она не должна при этом быть с четко подчеркнутым ритмом и излишне громким звучанием. Например: игра «Пальчик мой» - звучит легко и дети быстро придумывают к ней персонажи: зайчик, курочка и выполняют движения в их соответствии. В специализированных детских садах проводятся занятия по логоритмике, которые включают в себя все виды деятельности и обязательно пальчиковые игры. Программа «Ладушки» в своих разработках рекомендует проводить пальчиковые игры во всех детских садах на каждом музыкальном занятии.
Задачи воспитания и обучения детей с нарушением речевого развития четко определяет «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой М. А. и программа Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи». Указанные программы не определяют роли музыкального руководителя в коррекции речи и психическом развитии детей. Методических разработок и рекомендаций по музыкальному воспитанию детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) нет. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказывать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
У детей с ФФН речи, как правило, имеются очень сложные отклонения: недостаточность мимических, моторных, эмоционально-волевых, сенсорных, психических функций. Нередко развиваются патологические черты личности: замкнутость, неуверенность, раздражительность, плаксивость, негативизм. Все отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, стихийно не преодолеваются, поэтому требуется специально организованная работа по их коррекции. Музыка же является могучим средством в решении коррекционных, воспитательных, развивающих задач.
Существующие технологии освещают односторонних подход к решению коррекции речи на музыкальных занятиях. В связи с этим возникла необходимость дополнить содержание методики Н. А. Ветлугиной методами и приемами логоритмики.
Цель такого дополнения – решать задачи коррекции речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на музыкальных занятиях и в музыкальном воспитании в целом.
Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения, способствует развитию коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей детей с нарушением речи и содействует устранению речевого нарушения и, в конечном итоге, социальной реабилитации детей.
Игра со словом способствует решению многих коррекционных задач, но в первую очередь координации движений со словом, что очень трудно дается детям с нарушением речи, но способствует их развитию.
Для этого определили следующие задачи:
1. Использовать на музыкальных занятиях средства логоритмики: пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
2. Систематизировать работу по использованию средств логоритмики на музыкальных занятиях поэтапно и дифференцированно.
Всю работу условно разделили на три этапа.
На первом этапе проводим работу над пропеванием гласных. Это вокализы, попевки на слоги (ма-мэ-ми-мо-му). В распевания включаем упражнения на развитие дыхания, голоса: скороговорки, пословицы, загадки, потешки. Цель этих упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Предлагаем произносить их в динамике громко, тихо, высоко, низко, фальцетом, в разном темпе. Также пропеваем знакомые стихотворения, ответы на вопросы сказочных героев с вопросительной, восклицательной, побудительной интонацией. Дети очень любят голосовые игры, например, «Самолет», «Лошадка», «Поезд». Когда поставлены еще не все звуки, больше внимания уделяем двигательным упражнениям без пения (маршировка, ходьба, ориентирование в пространстве).
На втором этапе активно внедряем в работу двигательные упражнения с пением («Заяц и лиса», «Найди свое дерево», «Цапля», «Снеговик Егорка» муз. М. Картушиной, танцы с пением («Курочка» муз. И. Конвенан, «Озорная полька» Л. Вахрушевой) и хороводы. Они помогают развитию координации пения с движением. Благоприятный эмоциональный момент создают игры с именами, песенки-приветствия («Ну-ка, все встали в круг Е. Железновой, которые проводим в начале музыкального занятия. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, поэтому пальчиковую гимнастику включаем в каждое занятие.
Третий этап посвящен работе над инсценировками, играми-драматизациями («Как у наших у ворот», «Вот идет лиса» муз. О. С. Боромыковой, «Воробей» И. Конвенан). Этап посвящен в основном закреплению, отработке полученных навыков, на данном этапе необходимо давать творческие задания, направленные на речевую активность.
Если на первом этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу второго этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более сеткой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу третьего этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны. Очень важным средством логоритмики являются упражнения на развитие творческой инициативы, они стимулируют воображение и фантазию детей, решают музыкально-двигательные и коррекционные задачи. Развитию координации слуха, голоса и движения способствует и самостоятельная музыкальная деятельность, воспитатель косвенно, преследуя коррекционные цели, руководит ребенком.
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, используют детские музыкальные инструменты, т. к. игра на музыкальных инструментах способствует развитию движений кисти руки. Дети с удовольствием озвучивают музыкально-шумовыми инструментами сказки, стихи, небольшие рассказы, подыгрывают песенкам («Где был, Иванушка?», «Пение птиц» польская народная песня, «Музыканты» Л. Вихаревой, играют пьесы композиторов-классиков («Итальянская полька» С. Рахманинова, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Сказки венского леса» И. Штрауса, «Музыкальный момент» Ф. Шуберта).
Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкального воспитания в сочетании с решением коррекционных развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений, способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей, содействует устранению речевого нарушения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Работая с детьми, мы должны помнить, что «ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел – который нужно зажечь».
Литература:
1. Боромыкова О. С. «Логоритмика в детском саду», практическое пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. СПб Детство-Пресс, 1999 г.
2. Васильева М. А., Комарова Т. С., Гербова В. В. «Программа воспитания и обучения в детском саду», Мозаика-Синтез, 2008 г.
3. Гадасина Л. ,Ивановская О. «Звуки на все руки», Детство-Пресс, 1999 г.
4. Картушина М. Ю. «Логоритмика», творческий центр «Сфера», 2006 г.
5. Каше Г. А., Филичева Т. Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи», Просвещение, 2005 г.
6. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», учебно-методическое пособие, Детство-Пресс, 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры по развитию речи на музыкальных занятиях
Игры по развитию речи на музыкальных занятиях...
Развитие речи на музыкальных занятиях
Консультация для родителей....
Инновационные методы и приемы развития речи на музыкальных занятиях
Артикуляционная гимнастика В.В.Емельянова "Фонопедический метод развития голоса"...
ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"
ОТЧЁТ "РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОО"...
Развитие речи на музыкальных занятиях.
Презентация. Развитие речи на музыкальных занятиях....
Развитие речи на музыкальных занятиях
Выступление на педсовете "Развитие речи на музыкальных занятиях в ДОУ"...
Развитие речи на музыкальных занятиях
Доклад на педсовете...