Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет
картотека по коррекционной педагогике

Голубенко Светлана Васильевна

Представленные  игры в помощь педагогам дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_em-volevoe_razvitie.docx58.08 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы

у детей 5-6 лет.

Педагог-психолог Голубенко С.В.

МАДОУ ДСКН №1 г. Сосновоборска

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ» (с 5 лет)

Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

 «ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ...

- любит бегать,- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети.

После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

-  Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА» (с 5 лет)                                                    

Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение  выполняется  в   парах   (одновременно   всеми  участниками). Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» (с 5 лет)

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» (с 5 лет)

Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.

 Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

 

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ» (с 5 лет)

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК)» (с 5 лет)

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: "Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?" Или: "Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?" Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА» (с 5 лет)

Цель: развитие анализа и самоанализа.                                            

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:                                          

- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?  Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

- Помогай друзьям.

- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

- Не завидуй.

- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ» (с 5 лет)

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: "Мое любимое животное", "Мой самый радостный день в прошлом месяце" и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ» (с 5 лет)

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»

-  Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ» (с 5 лет)

Вводная беседа.

Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

- Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

-  Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).

-   Почему эти средства понимания мы можем назвать "волшебными"?

- Можем ли мы с вами применять эти "волшебные" средства, когда?

 «ЛИЦА» (с 5 лет)

Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

-радость,- удивление,- интерес,

- гнев, злость, -страх,- стыд,

- презрение, -отвращение,

Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ» (с 5 лет)

Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление... Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ» (с 5 лет)

Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение "волшебных " средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись "волшебными" средствами понимания, дети должны помочь:

1) плачущему ребенку, он потерял мячик;

2) мама пришла с работы, она очень устала;

3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию... Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ» (с 5 лет)

Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания."

Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА» (с 5 лет)

Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.

Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож?  На какой цветок?  На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК» (с 5 лет)

Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения

другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: "Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен." Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА» (с 5 лет)

Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары – обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.

Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ» (с 5 лет)

Цель: задание направлено на конкретную проработку и применение "волшебных" средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров - максимально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После коллективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми ( для закрепления на практике волшебных средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

-  Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

- Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее.

- Ты очень обидел своего друга. Извинись и попробуй помириться.

«НАСТРОЕНИЕ» (с 5 лет)

Цель: умение описывать свое настроение, развитие понимания настроения других, развитие эмпатии, ассоциативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Например, на общем листе ватмана с помощью красок каждый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен другой вариант: из корзинки с разноцветными лепестками из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собираются в общую ромашку. Можно предложить детям сочинить спонтанный танец настроения.

«ШКОЛА УЛЫБОК» (с 5 лет)

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

- Нарисуйте улыбающегося человека.

 - Улыбающийся человек, какой он?

«ОБЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ» (с 5 лет)

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.

1 этап: Объявляется конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева, горя (в дальнейшем набор эмоций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим состоянием Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жизненного опыта детей: "Вспомни себя, когда ты радовался, когда у тебя произошло какое-то неприятное событие и т.д."

Если дети начинают копировать движения друг у друга, то задание можно проделать с закрытыми глазами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

2 этап: Работа в парах. Отбираются несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь. Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпадают 2-3 раза подряд.

3 этап: Разрабатывается единый; всеобщий знак для изображения основных эмоций, например, страха, горя, радости...

На этом этапе важна работа по обсуждению видимых признаков, выражающих определенное состояние.

«Я  ХОРОШИЙ - Я  ПЛОХОЙ» (с 5 лет)

Цель: развитие рефлексии и самоанализа.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хорошие, так и плохие качества. Если дети затрудняются, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хорошее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

«Ветер дует на...» (с 5 лет)

Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных»,     «кто    много    плачет»,     «у    кого    нет

друзей»   и   т. д.

Ведущего  необходимо  менять,  давая  возможность поспрашивать  участников  каждому.

 «Найди друга» (с 5 лет)

 Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг   найден,   игроки   меняются   ролями.

«Рукавички» (с 5 лет)

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников    игры.    Ведущий    раскидывает    рукавички   с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

 «Сочиним  историю» (с  5  лет)

Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным,   и  упражнение  продолжается.

«Дракон» (для  детей  с  5  лет)

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый  участник  не  побывает  в  двух  ролях.

 

«Рычи  лев,  рычи;  стучи,  поезд,  стучи» (с 5 лет)

Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!»,  пусть раздается самое громкое рычание.»

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче,   изображая  при  этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом,, положив руки на плечи впереди стоящего. Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение»,   и  все  валятся  на  пол.

 «Есть  или нет?» (с 5 лет)

 Играющие   встают   в   круг   и   берутся   за руки, ведущий   —   в   центре.

Он  объясняет  задание: они  согласны  с  утверждением,   то  поднимают вверх  и  кричат   «Да»,   если  не  согласны,   опускают руки  и  кричат  «Нет!

Есть ли поле светлячки? Есть ли  в  море рыбки? Есть ли крылья у  теленка?

Есть  ли клюв  у поросенка? Есть  ли гребень у горы? Есть ли хвост  у петуха?

Есть ли ключ  у скрипки? Есть  ли рифма у стиха? Есть ли в  нем ошибки?

 «Тень» (с 5 лет)

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию  за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень  и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий  меняется.

«На что похоже настроение?» (с 5 лет)

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает — какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об  эмоциональном   неблагополучии.

«Психологическая лепка» (с 5 лет)

В этом деле многое зависит от фантазии взрослого. Он просит детей слепить из своих тел одну общую фигуру: « морскую звезду» (можно лежа на ковре) — и показать, как она движется. Ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.

«Прогулка  по  ручью» (с 5 лет)

 На полу  мелом  рисуется  ручеек,   извилистый,   то широкий, то узкий, то мелкий, то глубокий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему,  расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

«Зеркало» (с  5 лет)

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая  —  разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

Я вижу то, что вы не видите

Цель игры: развитие концентрации внимания, реакции и наблюдательности.         

Дети расходятся по комнате и внимательно осматриваются кругом. Кто-то из них (по желанию) начинает описывать форму, цвет, свойства, величину и другие признаки выбранного им предмета, находящегося в игровой комнате, но не называет его. Начать эту игру можно так:

Я вижу то, что вы не видите! Это предмет сложной формы небольшого размера песочного цвета с пятью выдающимися в разные стороны частями, обитает в море. Что это? (Морская звезда)

Когда дети находят этот предмет, громко называют его. Если предмет угадан, то следующий ребенок начинает рассказывать про свой задуманный предмет, и игра продолжается.

 

Переход через реку

Цель игры: развитие координации движения и общей моторики, совершенствование в ловкости, совершенствование навыков работы в паре. 

Взрослый размечает на полу с помощью мела или веревки два «берега», которые в некоторых местах сходятся, а в некоторых расходятся достаточно далеко. Дети делятся на пары и берут себе газеты. Газетные листы (3 штуки на каждую пару) — это «камни», с помощью которых дети будут преодолевать бурлящий речной поток.

Участники игры собираются на одном берегу реки. По команде пары начинают искать на берегу удобное место для переправы через реку. Один из пары кладет свой «камень» в реку и становится на него. Другой ребенок подает ему второй «камень». первый кладет его перед собой на такое расстояние, чтобы можно было перейти на него, не упав в «воду» — то есть перешагнуть на газетный лист, не наступив на пол. Второй ребенок в это время встает на первый «камень», а потом и на второй, следом за своим партнером. При этом он передает освободившийся «камень» своему напарнику, чтобы тот положил его перед собой для продолжения пути.

Таким образом, дети получают возможность, не «замочив» ног, добраться до противоположного берега. Затем они меняются либо парами, либо ролями в паре, и игра повторяется. При этом дети возвращаются таким же образом на покинутый ими берег.

 

Морские хищники

 

Цель игры: развитие общей моторики, ловкости и решительности, коммуникативных способностей, снятие мышечного напряжения, разрядка, создание благоприятной психологической атмосферы. 

На полу мелом чертится большой круг — это воображаемый корабль. Взрослый объясняет детям условия игры:

В море вокруг корабля плавает много акул, касаток и других морских хищников. Они стараются утащить матросов в море, а матросы пытаются их поймать и втащить на корабль. Когда матросам удается втянуть морского хищника на корабль, он превращается в матроса, а если матрос попадает в море, он становится морским чудовищем.

Дети делятся на команды: матросов и морских чудовищ. Перетягивать можно друг друга только за руки. И по правилу: один матрос — одно чудовище. никто больше не вмешивается.

Вводится дополнительное правило: если кому-нибудь станет больно, неприятно, он испугается, он может крикнуть «Стоп!», и борьба прекращается. При этом каждый из игроков остается на своих местах. Когда взрослый крикнет «Стоп!» — игра останавливается.

 

Корабль

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, доверия и интуиции, навыков мотивации. 

 Дети берутся за руки и встают в круг — это берег. В середине круга находится море — это очень опасное, коварное море, так как в нем есть скалистые утесы и рифы. (Утесы и рифы делаются из стульев и картонных коробок различных размеров.) На стулья-утесы можно посадить желающих детей и в конце игры дать им возможность высказаться о своих пережитых впечатлениях и ощущениях.

Один ребенок, по желанию или по выбору, становится «кораблем», а другой — капитаном корабля. «Кораблю» завязывают глаза, а капитан управляет своим судном, давая словесные указания. Задача «капитана» — вести свой «корабль» так, чтобы он не налетел на утесы и рифы. Примерные команды капитана: «Сделай два шага вперед», «Стоп!», «Повернись направо и пройди еще два шага» и др.

  Чтобы дети устали от игры, не стоит отправлять в плавание больше двух-трех кораблей.

 

Пизанская башня

Цель игры: равномерное развитие координаций левой и правой рук независимо от ведущей руки, развитие концентрации внимания, наблюдательности, навыков контроля тела. 

Каждый участник берет по 10-12 бельевых прищепок и выбирает напарника (по обоюдному согласию). Один из детей в паре изображает фундамент — основу башни. Он берет прищепку в руки так, чтобы ее крылья были направлены вверх, и держит ее достаточно крепко.

Другой ребенок цепляет следующие прищепки на одно из крыльев предыдущей, так чтобы получилась башня. При этом ему разрешается пользоваться только правой или только левой рукой. Чем выше становится башня, тем больше угол ее наклона, и в конце концов башня упадет. Тогда дети вместе со взрослым подсчитывают количество прищепок, использованных в строительстве башни. Затем дети в парах меняются местами.

Кто из них построит самую высокую и большим наклоном башню? Какая башня — построенная правой или левой рукой — будет выше?

 

Башни замка

Цель игры: развитие общей моторики, ловкости, коммуникативных способностей. 

Дети разбиваются на группы по 4-5 человек. Задача — в течение 7-10 минут построить башню с помощью скотча и картонок размером 6х10 см.

Количество картонок у каждой группы должно быть одинаковым, но не менее 15-20 листов. Оценивается не только скорость, но и слаженность работы в группе. По окончании установленного времени группы представляют свои башни.

 

Посмотри-ка на меня!

Цель игры: развитие наблюдательности и умения преподнести себя. 

Взрослый предлагает детям рассказать или изобразить пантомимой различные виды транспорта (тематика может быть любой):

Расскажите о своем любимом виде транспорта, не называя его, а мы попытаемся отгадать, о чем идет речь.

Ребенок может так описывать легковой автомобиль: он быстро едет по дорогам, в него можно сесть впятером, он есть почти в каждом доме и т.д.

Расскажите или покажи пантомимой машину или любой другой транспорт, на котором ты еще не ездил, но очень хочешь прокатиться. (Принцип тот же.)

Если бы ты был взрослым и работал водителем, то на какой машине хотел бы ездить?

Каждый из детей демонстрирует собственное представление о транспортных средствах. Задача зрителей — догадаться, что именно им было показано.

 

Рисование силуэтов

Цель игры: развитие мелкой моторики, концентрации внимания и абстрактного мышления. 

Рисование лучше всего проводить под спокойную инструментальную музыку. Дети берут по одному фломастеру и листу бумаги для рисования, выбирают себе место в комнате: на полу или на столе. Задача ребенка: подумать и нарисовать на листе только контур машины (тематика может быть любой), без опознавательных обозначений. Когда все рисунки будут готовы, взрослый вывешивает их на стенд. Задача детей, переходя от рисунка к рисунку, зрительно попытаться отгадать, какую машину хотел изобразить художник: мотоцикл, скорую помощь, пожарную машину и т.д.

 

Робот и тряпичная кукла

Цель игры: развитие воображения и абстрактного мышления, восприятия и осознания собственного тела, обучение навыкам расслабления и снятия мышечного напряжения. 

По команде взрослого (громкий хлопок в ладоши) дети двигаются по комнате то, как тряпичные куклы, то, как роботы. Тряпичная кукла двигается со свободно болтающимися руками и опущенными плечами. Также расслабляются лицевые и челюстные мышцы, так что немного опускается нижняя челюсть и через приоткрытый рот видны зубы. Роботы — тяжелые и неповоротливые, они неуклюже шагают по комнате, с трудом поворачиваются и неловко совершают другие движения. При этом дети могут корчить веселые рожицы.

Упражнение повторяется несколько раз.

Игра «Секретное слово»

Педагог договаривается с игроками, что они будут повторять за ними все слова, кроме, например, названий растений иди домашних животных. Вместо этого, услышав название растения или домашнего животного, нужно топнуть ногой или хлопнуть два раза в ладоши (свистнуть, подпрыгнуть и т. д.) Можно назначить штрафные очки за ошибки (конечно, когда дети уже хорошо поймут суть игры). Очень хорошо, если вы станете вести запись количества очков, набранных в каждой игре: так дети будет видеть, как с каждым разом к лучшему меняется их результат.

Игра «Репка» (с 4-ех до 7 лет)

Суть игры схожа с предыдущей. Дети рассказывают сказку «Репка» по одному предложению друг за другом по кругу. При этом заменяют названия и имена главных персонажей следующим образом: Репка — два хлопка в ладоши; Дедка — слова «кхе-кхе»; Бабка — «ой-ой»; Внучка — «ля-ля»; Жучка — «гав-гав»; Кошка — «мур-мур»; мышка — «пи-пи». Здесь главное не ошибиться и не пропустить момент сказать нужное слово. На начальном этапе и для маленьких детей заменять не все персонажи, а некоторые, например, Репку и мышку. Вместо сказки «Репка», можно взять и любую другую русскую народную сказку («Колобок», «Теремок»).

Игра «Разведчики» (от 5-ти лет)

Ведущий прячет (ставит или кладет на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но не открывать шкафы, так как игрушка лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавать свою находку ни смехом, ни взглядом, ни словом. Он просто садится на стульчик и молча наблюдает, как остальные дети продолжают поиск. Тот, кто первый найдет спрятанную игрушку и не выдаст своей находки, в следующий раз прячет ее.

Игра «Сокровища пирата» (с 4-ех лет).

Педагог — это пират. Он сидит в определенном мест игровой комнаты, а рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки какой-либо небольшой предмет (сокровище). «Пират» спит, остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если «пират» услышит какие-то звуки, он открывает глаза, и игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад, на несколько шагов. Остальные продолжают движение, как только «пират» снова «уснет». Тот, кто заберет «сокровища» становится «пиратом».

Игра «Внимательный сыщик» (с 4-ех лет).

Найдите небольшой лист с достаточно крупными буквами в тексте (2–3 строчки). Дайте детям маркеры или фломастеры и расскажите им сказку, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква «А» надела красное платье, а буква «С» — синий костюм. Найдите на страничке все буквы «А» и оденьте их в красное платье, а все буквы «С» — в синий костюм. Усложнять задание по мере того, как дети знают алфавит.

Игра «Черепашьи бега» (от 5 лет)

Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на прогулке. Дети выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперед (до оговоренного ориентира, например, стола или черты). Победитель тот, кто придет к финишу последним. Как же это трудно сделать очень активным детям!

Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет).

Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ.

 Кроме вышеуказанных игр, для развития волевых качеств детей подойдут любые игры, в которых нужно соблюдать правила. Это настольные игры: «Домино», «Шашки», «Шахматы», разные «ходилки» с кубиками и фишками. Подвижные игры типа старых и почти забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал». Играя с ребенком, не надо стараться все время поддаваться ему. Ведь когда-то он будет играть с другими детьми, которые могут оказаться ловчее и внимательнее. Умение достойно проигрывать (и выигрывать, конечно!) — тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.

Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу

б) елочку из треугольников

в) узор из геометрических фигур

http://refdb.ru/images/1045/2088241/643e79f2.pnghttp://refdb.ru/images/1045/2088241/355bf9ab.pnghttp://refdb.ru/images/1045/2088241/m1274bec0.png

г) композицию

http://refdb.ru/images/1045/2088241/688daf32.png http://refdb.ru/images/1045/2088241/2e207a78.png

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке

http://refdb.ru/images/1045/2088241/m7583cbae.png

Игры на развитие внимания и наблюдательности

Повторяшки.ру – онлайн игры на развитие усидчивости, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет.

Предложен практический материал по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 3-4 лет....

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-7 лет.

Картотека является подборкой игр и упражнений удобных для использования в повседневной деятельности детей....

Картотека игр на развитие эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет

Данные игры позволят стабилизировать эмоциональное состояние детей...

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы детей 5-6 лет

Картотека игр предназаначена для использования в работе как психологами, так и воспитателями в работе с детьми в детском саду....

Картотека игр по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет.

Публикую картотеки игр  по развитию эмоционально-волевой сферы для детей дошкольного возраста....