РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике
РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Абуталипова Э.Н
Бурашникова Н.А.
Савко А.Н.
РЕЛАКСАЦИЯ В КОНЦЕ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Уфа,2016
А.Н.Савко, воспитатель МБДОУ детского сада № 14 г.Туймазы;
Э.Н. Абуталипова, заведующая кафедрой коррекционной педагогики Башкирского института развития образования, канд. пс. наук;
Н.А. Бурашникова , заведующий МБДОУ детского сада № 14 г.Туймазы.
Релаксация в конце непрерывной образовательной деятельности: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – 26с.
Предлагаемое учебно – методическое пособие является «копилкой» к авторской программе «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через использование кинезиологических практик». В пособие включен практический материал по релаксационным упражнениям согласно лексическим темам, отражены особенности организации релаксации в конце непрерывной образовательной деятельности.
Данное пособие адресовано воспитателям и другим педагогам ДОУ, родителям.
Рецензенты: И.А. Киреева, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТПК;
И.А.Латыпова, кандидат филологических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "УГАТУ" в г. Туймазы, заведующий заочным отделением ГБПОУ ТПК.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………….4
2. Циклограмма образовательной деятельности…. ……………………………..7
3. Практический материал…………………………………………………………8
4. Литература ……………………………………………………………………..26
Пояснительная записка
«Релаксация пришла к нам из-за рубежа. В 30-40-х годах прошлого века технику мышечной релаксации разработал и применил психолог из Америки Э. Джекобсон, а также врач-невропатолог из Германии И. Шульц. В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация.» [4]
«Большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность – важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Дети смогут лучше почувствовать расслабление указанных мышц, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение этих же мышц. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряженности, и, наоборот, подчеркнуть, как непринужденно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, а расслаблены. Ведь только ненапряженные руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. В каждом упражнении воспитатель проверяет напряжение и последующее расслабление мышц, касаясь руки, ноги, шеи ребенка. Затем предлагает детям самим проконтролировать расслабление после напряжения.
Только когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, можно перейти к целенаправленному внушению. Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.
В момент внушения дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определённое отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого внушения – помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость пользоваться мышечной релаксацией после каких либо стрессов.
Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводится работа и продолжается ли она дома. Можно проделать расслабляющие упражнения в домашних условиях после завтрака, обеда, ужина, после прихода с улицы, а также для снятия возбуждения в результате стрессовых ситуаций.
Некоторым, особенно возбужденным, не внимательным, с низкой прозвольностью поведения детям, не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы, не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.
Расслабляющие упражнения проводятся в конце каждого развивающего занятия (общее время релаксации – не больше 10 минут)»[1 с.141-147].
Циклограмма образовательной деятельности с детьми 5-7 лет
Тематические блоки | Название лексической темы | Количество недель | Сроки реализации | |
Неделя здоровья | 1 | 15.09.- 19.09. | ||
1 | Я и мой детский сад | 1. Мой любимый детский сад. | 1 | 22.09.- 26.09. |
2. Игрушки народные и современные. | 1 | 29.09.- 03.10. | ||
2 | Я и природа. Осень. | 3. Осень. Признаки осени. | 1 | 06.10. - 10.10. |
4. Ягоды. | 1 | 13.10.- 17.10. | ||
5. Грибы. | 1 | 20.10.- 24.10. | ||
6. Фрукты. | 1 | 27.10.- 31.10. | ||
7. Овощи. | 1 | 03.11.- 07.11. | ||
8. Лес. Деревья. Кустарники. | 1 | 10.11. - 14.11. | ||
9. Домашние животные. | 1 | 17.11. - 21.11. | ||
10. Домашние птицы. | 1 | 24.11. - 28.11. | ||
3 | Я и природа. Зима. | 11. Зима. Признаки зимы. | 1 | 01.12. - 05.12. |
12. Дикие животные. | 1 | 08.12. - 12.12. | ||
13. Зимующие птицы. | 1 | 15.12. - 19.12. | ||
14. Новогодний Праздник. Зимние забавы | 1 | 22.12. - 26.12. | ||
Неделя здоровья | 1 | 12.01.- 16.01. | ||
4 | Я и мой дом. | 15. Дом. Семья. | 1 | 19.01.- 23.01. |
16. Мебель. | 1 | 26.01. - 30.01. | ||
17. Бытовая техника. | 02.02.- 06.02. | |||
18. Посуда. | 1 | 09.02. - 13.02. | ||
19. Продукты питания. | 1 | 16.02. - 20.02. | ||
5 | Я – человек. | 20. Праздник 23 февраля. Мужские профессии. | 1 | 24.02. - 27.02. |
21. Праздник 8 Марта. Женские профессии. | 1 | 02.03. - 06.03. | ||
22. Человек. Части тела. | 1 | 10.03. - 13.03. | ||
23. Одежда. Обувь. Головные уборы. | 1 | 16.03. - 20.03. | ||
6 | Я и природа. Весна. | 24. Весна. Признаки весны. | 1 | 23.03. - 27.03. |
25. Перелетные птицы. | 1 | 30.03. - 03.04. | ||
26. Растения. Цветы. | 1 | 06.04. - 10.04. | ||
27. Насекомые. | 1 | 13.04. - 17.04. | ||
28. Транспорт. | 1 | 20.04. - 24.04. | ||
7 | Я и мой город. | 29. Мой город. | 1 | 27.04. - 30.04. |
Неделя здоровья | 1 | 11.05. - 15.05. | ||
30. Школа. Школьные принадлежности. | 1 | 18.05. - 22.05. | ||
31. Лето. Признаки лета. | 1 | 25.05. - 29.05. |
Практический материал.
Тема 1. Мой любимый детский сад.
Упражнение «Улыбнись»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза. Воспитатель говорит: « Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова, Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если это увидел ты. Глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись!»
Упражнение «Тишина»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети выполняют действия в соответствии с текстом. Воспитатель говорит:
«Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать».
(Кулак С.А.)
Упражнение «Дружные дети»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на ковре. Воспитатель говорит: «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите».
Тема 2. Игрушки народные и современные.
Упражнение «Бубенчик»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной «Пушистые облачка». «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика.
Упражнение «Игрушки»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. 1. «Петрушка»: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное (15-20 сек).
2. « Буратино»: все тело напряженное, твердое деревянное (10-15сек).
3. Снова «Петрушка»: все тело мягкое, тряпичное, расслабленное (15-20 сек).
Упражнение «Дудочка»
Цель. Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Ход. Воспитатель говорит: «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»
Все перечисленные упражнения можно выполнять в группе, сидя или стоя за столами.
Тема 3. Осень. Признаки осени.
Упражнение «Дождик»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. Воспитатель говорит: «Дождик - кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются». Дети закрывают глаза. «Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю» - на последние слова дети открывают глаза.
Упражнение «Облака»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети выполняют действия лёжа на ковре. Воспитатель говорит: «Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (Пауза – воспитатель поглаживает детей). Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке».
Тема 4. Ягоды.
Упражнение «Земляника»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Под фонограмму «Звуки леса» дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Я гуляю, я гуляю,
Землянику собираю (Имитация сбора ягод.)
А устану – отдыхаю, (Ложатся на ковер, расслабляются.)
На полянке загораю».
(А.Н. Савко.)
Тема 5. Грибы.
Упражнение «По грибы»
Цель. Расслабление мышц ног, спины.
Ход. Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Мы в лес пойдем, (Шагают по ковру, приседают, имитируя
Мы гриб найдем, сбор грибов.)
А устанем – отдохнем». (Ложатся на ковер, расслаблены.)
(А.Н. Савко.)
Тема 6. Фрукты.
Упражнение «Лимон»
Цель. Расслабление мышц рук.
Ход. Воспитатель просит детей опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Затем медленно сжать как можно сильнее правую руку в кулак, почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:
«Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю -
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю».
(Кулак С.А.)
Выполнить это же упражнение левой рукой.
Тема 7. Овощи.
Упражнение «Вкусная морковка»
Цель. Снять напряжения с мышц лица.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке вкусную морковку, рот расплылся в широкой улыбке. Попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек. Дышите и улыбайтесь.» (повторить 2 - 3 раза). Дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Тема 8. Лес. Деревья. Кустарники.
Упражнение «Орешек»
Цель. Расслабление мышц лица.
Ход. Воспитатель говорит детям:
«Зубы крепче мы сожмем, а потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются, все приятно расслабляется».
(Лаписова М.)
Дети выполняют действия по тексту.
Упражнение «Шишки»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы - медвежата и с вами играет мама - медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела - лапки отдыхают. А мама - медведица снова кидает шишки медвежатам…» (повторить 2 - 3 раза). Дети выполняют действия по тексту.
Упражнение «Дерево»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети стоят или сидят за столом, ноги поставлены вместе, стопы должны быть прижаты к полу, руки опущены, спина прямая. Воспитатель говорит детям: «Сделайте спокойный вдох и выдох, успокойте дыхание и плавно поднимите руки вверх. Держите их на уровне ушей, ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Дышите спокойно. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное дерево. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Наш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.» Держат позу 15 - 20 секунд. Затем плавно опускают руки, делают два-три спокойных вдоха и выдоха, удлиняя выдох.
Тема 9. Домашние животные.
Упражнение «Мама-кошка»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на коврике, глазки закрыты. Педагог поет песенку в спокойном «колыбельном» ритме:
«Мама кошка ждет котят,
Малыши домой спешат.
Лапки мыть, стелить кровать».
(С.Буланова)
Затем педагог нежно гладит каждого ребенка по голове, спинке, плечикам и т.д., пропевая его имя ласково: «Просыпайся, Оленька, просыпайся, Машенька и ...»
Упражнение «Ласковая кошечка. Сердитая кошечка.»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. В этом упражнении педагог предлагает детям при помощи мимики и пантомимики показать сердитую и ласковую кошечку.
Сердитая кошечка. (Руки перед грудью согнуты в локтях, кисти и пальчики напряжены. Лицо напряжено. Сопровождается движение шипением.) Держится напряжение в течение 10-15 секунд.
Ласковая кошечка. (Пальчики и лицо расслаблены, плечики опущены, дыхание спокойное. Можно улыбнуться.)
Чередуется сердитая и ласковая кошечка 3-4 раза. Завершается упражнение ласковыми поглаживаниями кистей и пальчиков.
Тема 10. Домашние птицы.
Упражнение «Спящий цыпленок»
Цель. Расслабление мышц живота.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы весёлые, озорные цыплята. Цыплята ходят, машут крылышками. Но вот цыплята устали… Начали зевать, ложиться на коврик и засыпать. У цыплят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат.» (повторить 2 – 3 раза). Дети выполняют действия по тексту.
Тема 11. Зима. Признаки зимы.
Упражнение «Горка»
Цель. Расслабление мышц языка.
Ход. Воспитатель говорит детям:
«Кончик языка внизу, язык горкой подниму.
Спинка языка тотчас станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю – напряженья не люблю.
Язык на место возвращается и приятно расслабляется».
(Лаписова М.)
Дети выполняют действия по тексту.
Тема 12. Дикие животные.
Упражнение «Олени»
Цель. Расслабление рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.
Ход. Воспитатель показывает и объясняет: «Представим себе, что мы олени, покажем, какие рога у оленя.» Взрослый поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцами, затем проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка. «Трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Бросьте руки на колени, расслабьтесь. Слушайте стихи и повторяйте упражнения».
«А сегодня мы – олени,
Ветер рвется нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени,
И теперь – немного лени…
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики.»
(Русское народное творчество).
Дети выполняют действие по тексту.
Упражнение «Веселая зарядка»
Цель. Расслабление рук, ног и корпуса по контрасту с напряжением.
Ход. Дети выполняют действия по тексту.
«Вот идет жираф домой (Руки свободно опущены вдоль тела, шагаем на месте.)
Вместе с дочкой Варенькой.
У жирафа рост большой, (Становимся на носочки. Руки разводим в стороны, поднимаем вверх и округл соединяем над головой, фиксируем позу 5-10 секунд.)
А у дочки – маленький». (Опускаем на колени, руки расслаблены, свободно опущены вдоль тела.)
(Т. Трясорукова)
Тема 13. Зимующие птицы.
Упражнение «Воробышки»
Цель. Поочередное напряжение и расслабление мышц рук.
Ход. Дети представляют, что они маленькие птички. Летают, ищут корм. Вот они присели на край кормушки и клюют крошки, а теперь полетели и сели на ветку дерева. А вот подул холодный ветер, и птички полетели под крышу дома, чтобы там, распушив перышки, погреться на жердочке. Дети выполняют имитирующие действия птиц.
Тема 14. Новогодний праздник. Зимние забавы.
Упражнение «Снежная баба»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что каждый из вас снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять.» Дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Упражнение «Подарок под елкой»
Цель. Расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что скоро новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь!»
После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто, о чем мечтает.
Тема 15. Дом. Семья.
Упражнение «Драгоценность»
Цель. Расслабление мышц рук.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…» Повторить 2 - 3 раза. Дети выполняют действия по тексту.
Тема 16. Мебель.
Упражнение «Тишина»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель говорит детям:
«Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать».
(С.А. Кулак)
Дети выполняют действия по тексту.
Тема 17. Бытовая техника.
Упражнение «Вибрация»
Цель. Расслабление мышц рук.
Ход. Воспитатель говорит детям:
«Какой сегодня чудный день! (Сжимание и разжимание кулаков.)
Прогоним мы тоску и лень.
Руками потрясли. (Встряхивание кистями.)
Вот мы здоровы и бодры».
(С. Кулак )
Дети выполняют действия по тексту.
Тема 18. Посуда.
Упражнение «Горячий чай»
Цель. Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Давайте подуем на горячий чай. Неглубоко вдохните воздух, поднесите кружку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Дуйте! Какой горячий чай!»
Упражнение можно выполнять в группе, сидя или стоя за столами.
Тема 19. Продукты питания.
Упражнение «Пирог»
Цель. Расслабление мышц ног и спины.
Ход. Воспитатель говорит детям:
«Бегал по двору щенок (Бег на месте.)
Видит пирога кусок,
Под крыльцо залез и съел (Имитация движений по тексту.)
Развалился, засопел!» (Расслабляются лёжа.)
( Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников)
Тема 20. Праздник 23 февраля. Мужские профессии.
Упражнение «Моряки»
Цель. Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Мы моряки и плывем на корабле, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Дети выполняют действия по тексту. Упражнение можно повторить 3 раза.
Тема 21. Праздник 8 Марта. Женские профессии.
Упражнение «Мама-кошка»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на коврике, глазки закрыты. Педагог поет песенку в спокойном «колыбельном» ритме:
«Мама кошка ждет котят,
Малыши домой спешат.
Лапки мыть, стелить кровать».
(С.Буланова)
Дети выполняют действия по тексту. Затем педагог нежно гладит каждого ребенка по голове, спинке, плечикам и т.д., пропевая его имя ласково: «Просыпайся Оленька, просыпайся Машенька и ...»
Тема 22. Человек. Части тела.
Упражнение «Отдых»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на ковре с закрытыми глазами. Воспитатель говорит детям: «Птицы поют с утра и до вечера. Слушать люблю, когда делать мне нечего. Вот и сейчас поют, и поют. Я отдыхаю и думаю тут. Вырасту, стану большим, умным, красивым таким. Просто надо уметь отдыхать. А то можно быстро устать. Если глаза работали, подумай, отдохнуть охота ли им?»
Упражнение «Солнечный зайчик»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.» Дети выполняют движения по тексту. Повторить 2-3раза.
Тема 23.Одежда. Головные уборы. Обувь.
Упражнение «Ласковые ручки»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети сидят на коврике. Педагог рассказывает стихотворение, сопровождая движениями:
«Для плюшевого мишки
Сшили мы штанишки. (Гладим ножки.)
Красный жилетик, (Гладим грудь, животик.)
Голубой беретик». (Делаем поглаживающие движения головы.)
(Интернет-ресурс. http://34detsadspb.ru/ palchicovyagimnastika)
Упражнение «Обувь»
Цель. Расслабление мышц ног, спины.
Ход. Воспитатель говорит детям:
«Нарядили ножки в новые сапожки, (Шагают, высоко поднимая колени.)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке,
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Устанете – отдохните». (Ложатся на ковер, расслабляются.)
(Л.Н.Смирнова, С.Н.Овчинников)
Тема 24. Весна. Признаки весны.
Упражнение «Дождик»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. Воспитатель говорит детям: «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю.» Дети выполняют действия по тексту.
Упражнение «Облака»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе тёплый весенний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – воспитатель поглаживает детей). Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке». Дети выполняют действия по тексту.
Тема 25. Перелетные птицы.
Упражнение «Кукушка»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход: Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. Воспитатель говорит детям:
«Тихо, тихо стало вдруг.
Солнышко уснуло.
Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже.
А кукушке все равно, спать она не может.
Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит.
Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко».
(С.Кулак)
Дети выполняют действия по тексту.
Тема 26. Растения. Цветы.
Упражнение «Цветок»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Под спокойную расслабляющую музыку воспитатель показывает детям фотографии различных цветов. Спрашивает: «Какой цветок им понравился больше всех? Каким бы цветком они хотели стать?».
Затем говорит: «Вы выбрали замечательные цветочки! И сейчас вы можете превратиться в них. Давайте попробуем! Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькие семечки, из которых вырастут большие и красивые цветы. Представили? Отлично! Теперь теплый -тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулись ростки. И вот, из ростков стали вырастать прекрасные цветы. Стали расти вы! Начинайте медленно вставать. Расти - расти…и вот вы уже какие большие! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему!» Дети выполняют действия по тексту.
Примечание. По завершению упражнения можно предложить детям нарисовать цветы, которыми они были, и придумать про цветы истории.
Тема 27. Насекомые.
Упражнение «Бабочка».
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель говорит детям: «Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе)». Повторить 2-3 раза. Дети выполняют действия по тексту.
Тема 28. Транспорт.
Упражнение «Кораблик»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Воспитатель показывает и объясняет: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширине плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклоните вправо, а левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: прижмите левую ногу к полу, тело наклонится влево, правая нога расслабится. Слушайте и делайте, как я:
«Стало палубу качать – ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем, а другую – расслабляем!»
(Лаписова М.)
«Сядьте и слушайте.
Снова рука на колени, а теперь немного лени…
Напряжение улетело и расслабилось все тело…
Наши мышцы не устали и еще послушней стали».
(Лаписова М.)
Дети выполняют действия по тексту.
Тема 29. Мой город.
Упражнение «Желание»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети лежат на ковре лицом вверх. На потолке звезды. Воспитатель объясняет: «Глазки смотрят на небо над нашим городом. Видите сколько звезд на небе ясном. Можно их сосчитать, а можно выбрать одну. И желанье свое загадать. Раз, два, три - желание звездочка мое прими!»
Тема 30. Школа. Школьные принадлежности.
Упражнение «Улыбнись»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети ложатся на ковер. Закрывают глаза. Воспитатель объясняет: «Кто сегодня быстро бегал, прыгал и скакал. Тот, конечно, не устал, но устала голова. Думать ей всегда пора. Надо просто полежать, вспомнить солнце, море. Посмотреть внутрь себя и звездочку увидеть, рядом с луною. Вот она блестит и улыбается. И от луны зажигается. Если это увидел ты, глазки открой, посмотри на друзей, улыбнись!»
Тема 31. Лето. Признаки лета.
Упражнение «Летний денек»
Цель. Снятие психоэмоционального напряжения.
Ход. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:
«Я на солнышке лежу,
Но на солнце не гляжу.
Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Солнце гладит наши лица,
Пусть нам сон хороший снится.
Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!
Прогуляться вышел гром.
Гремит гром, как барабан».
(Кулак С.А.)
Литература
1.Сергиенко Г.Н. «Учимся, говорим, играем». Воронеж. 2010.
2.Трясорукова Т.П. «Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста». Ростов-на-Дону. «Феникс». 2010.
Интернет-ресурсы
1.Даниленко М. Фрагмент занятия психолога.(www.det-sad.com.) 2012г.
2.Климова Е.П.( 50ds.ru.) 2012.
3.Кулак С.А. (Социальная сеть работников образования. Nsportal.ru.). 2012.
4. http://fb.ru/article.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год для детей 2-ой младшей группы (3- 4 года).
Рабочая программа по развитию детей 2-ой младшей группы разработана в соответствии с основной программой МДОУ «Детский сад №162», в соответствии с введением в действие ФГОС дошкольного обр...
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Дидактические игры и упражнения для развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Пособие для педагогов детских садов...
Практическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Партерная гимнастика как технология здоровьесбережения»
Основными задачами являются:- укрепление общефизического состояния и развитие физических качеств ребенка (гибкость, выносливость, координация движений);- развитие музыкальных способностей детей (эмоци...
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Фитбол-гимнастика»...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Методическое пособие...
Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Играем вместе с ежиком». С использованием современной нетрадиционной технологией – су-джок терапии для детей раннего возраста.
Данные методические рекомендации содержат теоретические аспекты в области Су-Джок терапии и методические рекомендации по использованию специальных массажёров в организации воспитательно-образова...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для педагогов дошкольных образовательных учреждений «ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...