Презентация "Самомассаж, как средство коррекции стертой дизартрии у дошкольников"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталья Валерьевна Семенок

Самомассаж, как средство коррекции стертой дизартрии у детей дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.pptx1.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение логопедического самомассажа при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста Выполнила: Учитель-логопед МБОУ СОШ 196 ДО Наталья Валерьвна Семенок

Слайд 2

Актуальность: в последние годы отмечается рост количества детей с речевой патологией, а также недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных. В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Логопедический самомассаж является частью комплекса лечебнооздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на коррекцию речевой патологии.

Слайд 3

Научная база Теоретической предпосылкой применения логопедического массажа служат работы М. Б. Эйдиновой , О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и других. Авторы считают, что логопедический массаж - активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц;; сокращение периода постановки, автоматизации, дифференциации звуков. И.В . Блыскина , В.А. Ковшиков в своих научных трудах неоднократно обращали внимание на то, что массаж эффективен в преодолении многих расстройств артикуляции: дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии . Работы современных авторов: Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. Водовозова Н.Г. Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением. Дьякова Е.А. Логопедический массаж . Косинова Е.М. Уроки логопеда. Краузе Е.Н. Артикуляционная гимнастика. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения

Слайд 4

Дизартрия – (из др.-греч. δυσ - — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция . в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы. Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком .

Слайд 5

Цель логопедического самомассажа: стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц . Использование самомассажа полезно по нескольким причинам: Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Можно использовать без специального медицинского образования. Правила: Длительность одного сеанса может составлять 5-10 минут. Каждое движение в среднем выполняется 4-6 раз. В один сеанс может быть включено лишь несколько приёмов, которые могут варьироваться в течение дня. Перед проведением самомассажа ребёнок должен быть тщательно умыт. Все материалы должны быть строго индивидуальны, лучше одноразовые и после занятия утилизироваться. В процессе самомассажа у детей с дизартрией происходят следующие изменения: уменьшается количество и сила спазмов артикуляционных мышц; улучшается качество речи; нормализуется тонус мышц; нормализуется кровообращение в головном мозге, тканях

Слайд 6

Противопоказания к проведению самомассажа: воспаления и высыпания на коже герпес увеличенные лимфатические узлы стоматит (поражение слизистой оболочки рта) или гингивит (воспаление десны, протекающее в комплексе с отеком, покраснением и кровоточивостью); грибок на коже синяки на массажируемом участке тромбозы сосудов болезни капилляров и крови острая стадия крапивницы наличие онкологических заболеваний порезы или ссадины, в которых есть инфекция фурункулез (заболевание волосяного фолликула или соединительной ткани, которая находится вблизи фолликул ) ОРЗ стоматит конъюнктивит судороги чрезмерная чувствительность ребенка

Слайд 7

Обучение самомассажу Логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

Слайд 8

Приемы самомассажа Основные техники логопедического массирования: Поглаживание: рука свободно скользит по коже, не сдвигая ее в складки. Степень надавливания зависит от участка массирования. Оказывает успокаивающее и расслабляющее действие. Выполняется ладонью, без напряжения. Применяется при массаже лица и языка. Этой процедурой сеанс начинают и заканчивают. Растирание: ребенок смещает , сдвигает, растягивает кожу. Усиливается приток крови к пораженным участкам, улучшается снабжение тканей кислородом, повышается сократительная функция. Активное растирание понижает нервную возбудимость. Применяют при массировании лица, конечностей. Разминание: ребенок делает захват кожи руками: сдавливает, сжимает и раскатывает ее. В ткани поступают питательные вещества, увеличивается активность мышц. Применяют при массаже языка и рук. Сеанс массирования проводят аккуратно, плавно. Силу воздействия увеличивают постепенно. Вибрация: механическое воздействие, вызывающее колебательные движения. Выполняется кончиками пальцев. Применяют на лице, языке, руках. Массажному воздействию косвенно подвергаются голова, шея, плечи. Основной акцент делается на мышечные ткани речевого аппарата, так как губы, язык, щеки и нёбо отвечают за воспроизведение звуков.

Слайд 9

Самомассаж Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (на занятии можно включать как физминутку ). Самомассаж пальцев рук: проекция руки в головном мозге составляет одну треть, поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. У пражнения на развитие тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшают тактильную чувствительность артикуляционного аппарата. Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга: «Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки».

Слайд 10

3. Самомассаж мышц лица (щёк, губ): укрепление мышц щёк, губ, круговую мышцу рта. При «щечном» произношении шипящих (раздувание щёк), при вялости мышц щёк производится массаж на их укрепление. Артикуляционные упражнения – как приёмы самомассажа: Толстячок — худышка, Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую, Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз, Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу. Самовар – сжать губы, надуть щёки. Затем выпустить воздух через губы, произнося звук «П». Рыбка – несколько раз подряд широко открывать, а затем быстро закрывать рот, надувая щёки. В результате будут слышны тихие хлопки, издаваемые запираемым во рту воздухом.

Слайд 11

4. Самомассаж губ: Упражнения для укрепления губ: Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….» Индейцы – широко открываем рот, произносим звук «А» и одновременно похлопываем ладонью по рту, то открывая, то прикрывая его. Помада – обводим губы указательным пальцем: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У» ,третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И» Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам малыша. Расчёска – слегка прикусываем нижнюю губу и несколько раз скоблим её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусываем верхнюю губу и поскоблим её нижними зубами. Прятки - втягиваем губы так, что с наружи они становятся не видны, а затем выпускаем их, можно несколько раз провести языком по губам, когда они спрятаны. Это упражнение поможет девочкам сохранить естественный цвет губ, а мамам – предотвратить появление морщин на верхней губе и второго подбородка. Проговаривание слогов – амма , абба , аппа

Слайд 12

5. Самомассаж мышц языка: При полиморфном нарушении звукопроизношения производится массаж на укрепление мышц языка. Массаж языка выполняется не более чем 1-1,5 минуты 3-4 раза в день. Простой приём самомассажа: Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок. Массаж языка губами ( пошлепывание , поглаживание, покусывание ) Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой) Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка), затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка). Массаж через салфетку

Слайд 13

Самомассаж с использованием предметов Массажные (сенсорные) мячики сделаны из резины, пластмассы, предназначены для микро массажа и рефлексотерапии кистей рук. Шипы на поверхности мячей при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей . Массаж карандашами. Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша. В зависимости от поставленной задачи применяются толстый шестигранный, толстый круглый, тонкий круглый, короткий либо длинный тяжелый карандаши.

Слайд 14

Массаж грецкими орехами (шишками, камнями) С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук ребенка, ладони, пальцы, тыльные стороны кистей, межпальцевые зоны. Желательно иметь орехи различной величины, круглой продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Ниже приведены некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами. 1. Прятать орех в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки. 2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки. 3. Прокатывать орех по поверхности ладони, лежащей на столе, от кончиков пальцев до запястья. 4. Скатывать орех с тыльной стороны кисти рук, как с горки. 5. Прокатывать орех между ладонями от пальцев к запястью и обратно.

Слайд 15

Массаж бусами круглой, овальной, цилиндрической формы или пуговицами. Ребенок перебирает их пальцами, сочетая это со счетом, проговариванием ритмичных текстов, стихов. Нужно научить ребенка правильно держать бусы: шарик лежит на первой (ногтевой) фаланге, большой палец — сверху. Коррекционный эффект возникает от массажа активных точек и от непрерывного монотонного движения. Упражнения и игры с бусами способствуют развитию пальцевой моторики и координации мелких движений.

Слайд 16

Массаж бельевой прищепкой . Бельевой прищепкой (проверяем её, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котёнок глупыш, Он думает это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: “Кыш !”.» Массаж ковриком «Травка» - берем квадратный фрагмент порогового коврика «Травка», кладем его на колени, и обе руки делают на нем движения соответственно тексту

Слайд 17

Массаж сухим бассейном (с горохом или фасолью) – в пластмассовые ведра насыпаем фасоль или горох и соответственно материалу подбираем стихотворение. На дне бассейна можно спрятать игрушку из киндера, стеклянные камушки . Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом ) Массаж пальцев эластичным кольцом (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

Слайд 18

Вывод: использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат малыша и развивает речь.

Слайд 19

Список литературы: Е.А. Дьякова «Логопедический массаж» — М.: Издат . центр «Академия», 2005 г. Картушина М. Ю. « Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2003 г. Е.Н. Краузе «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» — СПб.: КОРОНА принт ; М.: Бином Пресс, 2005 г. О.А Новиковская «Весёлая зарядка для язычка» — М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель : Полиграфиздат , 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и ДОУ как средство коррекции агрессивного поведения старших дошкольников

Данная статья поможет педагогам и родителям пересмотреть свои взгляди и действия в общении с детьми....

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.

Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....

Разнообразные формы работы с семьей, как одно из требований ФГОС ДО и эффективное средство коррекциии речевой недостаточности у дошкольников, посещающих логопункт в ДОУ"

Редакция 2018 года.В статье дан обзор современных форм работы учителя-логопеда  с родителями в период посещения ребенка логопункта.  Представленные формы  широко зарекомендовали себя в ...

Проект "Речедвигательный тренинг как метод коррекции стертой дизартрии у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на стимуляцию процесса речевой и психической деятельности детей со стертой дизартрией посредством использования речедвигательной ритмики....

Презентация на тему :"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"

презентация на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ"...