Программа дополнительного образования Логопедического кружка «Говоруша» для детей 6-7лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_govorusha.docx | 63.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №73 «Малыш» города Смоленска
Принята Утверждаю
на заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ
протокол № «Детский сад №73 «Малыш»
от «__»_______20__г. _________ Ж.А.Федорова
приказ № ___
от «__» ________ 20__г.
Программа дополнительного образования
Логопедического кружка
«Говоруша»
для детей 6-7лет
срок реализации 1 год
Составила учитель-логопед: Е.В.Ананьева
г. Смоленск 2019 г.
Содержание программы
1.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………….... 3
1.2. Цели и задачи……………………………………………………….... 4
1.3. Принципы построения………………………………………………. 5
1.4. Условия реализации………………………………………………… 5
1.5.Планируемые результаты……………………………………………. 6
2.Содержательный раздел
2.1.Перспективный тематический план занятий……………………….. 7
3.Организационный раздел
3.1. Мониторинг…………………………………………………………… 21
Список литературы……………………………………………………… 26
1.Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка:
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой в детских садах является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы - возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексикосинтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «Говоруша» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных методик.
Направленность образовательной программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Занятия по подготовке детей к овладению грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Важной особенностью психического развития детей старшего дошкольного возраста является повышенная чувствительность, во-первых, к усвоению нравственных норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью. Чувствительность этого периода и высокая обучаемость проявляются и в процессе подготовки к освоению грамотой. Если педагоги и родители упустят этот момент, запоздают, то в дальнейшем ее освоение может проходить с большими трудностями. Необходимо вовремя удовлетворить познавательный интерес ребенка и направить его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями. Психологами доказано, что дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. Наблюдения показывают, что у детей появляется потребность самим не только рассматривать картинки, но и читать - это возраст познавательных интересов.
1.2 Цель программы: развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка.
Задачи:
1) развитие слуховых функций, у детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка;
2) развитие фонематического восприятия;
3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма;
4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом;
5) развитие артикуляционной моторики;
6) развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма;
7)формирование осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить дошкольников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (отбирать картинки, в названии которых имеется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к другим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в предложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам;
8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-волевой сферы;
9) формирование у дошкольников эмоционально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. самосознания.
1.3. Принципы построения.
Принципы построения программы:
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- принцип систематичности (соблюдение последовательности и систематичности в подборе материала и непрерывность, и регулярность организации);
- игровой характер занятий и упражнений (свободный, непроизвольный);
- принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
- принцип наглядности
- положительная оценка личных достижений каждого ребенка;
- осуществление связи с родителями.
1.4.Условия реализации:
Программа кружка основывается на авторском учебно-методическом пособии для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников З.Е. Агранович.
Кружок проводится с подгруппой детей (12-15 человек). Тематическое планирование в подготовительной к школе группе рассчитано на одно занятия в неделю на протяжении учебного года, то есть 32 занятия в год, длительность одного занятия 30 минут. Срок реализации программы один год.
В данной программе представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. В ее основу положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего дошкольного возраста, а также с учетом ведущей деятельности дошкольника- игры.
Дидактический материал построен в виде занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. Занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка начинается с наиболее легких в акустико-артикуляционном плане звуков. Взрослый знакомит ребенка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность следующих анализаторов: зрительного (показ артикуляции определенного звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом), слухового (восприятие звука на слух), тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребенок запоминает характеристики разных звуков: гласный — согласный, согласный — звонкий и глухой, твердый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далеких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребенок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки. (Например, тема: «Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М». Ребенок знакомится с твердым согласным звуком [М], мягким согласным звуком [М'], учится дифференцировать звуки [М] — [М'] на слух и в произношении, запоминает букву, которой на письме обозначают звуки [М] и [М'].)
Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. Поэтому родителям и педагогам необходимо изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребенка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов — карточки.
Для обозначения гласных звуков — красные кружки; для обозначения согласных твердых звонких звуков — синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твердых глухих звуков — синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков — зеленые кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков — зеленые кружки без колокольчиков.
Занятие включает в себя следующие этапы:
1.Чтение сказки «Веселый язычок».
2 Разучивание артикуляционного упражнения.
3 Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,
самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными
ёжиками, су-джок терапия, песочная терапия и др.)
4 Упражнения, направленные на формирование правильного речевого
дыхания.
5 Физкультминутка.
6.Дидактические игры на развитие фонематических представлений.
1.5.Планируемый результат.
Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению. Это умения ребенка:
- различать гласные и согласные звуки;
- определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
- составлять предложения по живой модели;
- определять количество и последовательность слов в предложении;
- развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики;
- разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
- освоение звукового анализа слов, состоящих из 4-5 звуков (лиса, слон, аист, школа;
- интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности;
- составление схемы звукового состава слова;
- выделение ударного гласного звука в слове.
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности!
2.Содержательный раздел.
2.1.Перспективный тематический план занятий
Месяц | Неделя | Тема | Коррекционно-развивающие задачи. | |
Октябрь | 1 неделя | Звук и буква У | 1. Научить ребенка узнавать музыкальные инструменты по звуку. 2. Подготовить ребенка к усвоению звуко-слогового ряда в процессе ознакомления со сказкой «Репка». 3. Научить ребенка четко произносить звук [У]. 4. Научить выделять звук [У] в начале слова в ударной позиции. 5. Сформировать понятия «звук», «буква». | |
Октябрь | 2 неделя | Звук и буква А | 1. Научить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела» на себе и сидящем напротив человеке. 2. Научить ребенка определять направление звука в пространстве. 3. Научить четко произносить звук [А]. 4. Научить выделять звук [А] в ударной позиции в начале и в конце слова. 5. Научить анализу и синтезу звуковых комплексов АУ, УА. | |
Октябрь | 3 неделя | Звук и буква И | . Научить ребенка внимательно слушать и различать неречевые звуки. 2. Продолжать учить ребенка ориентироваться в «схеме собственного тела», выполняя соответствующие инструкции. 3. Научить четко произносить звук [И]. 4. Научить выделять звук [И] в начале и в конце слов в ударной позиции. 5. Научить анализировать звуковой ряд из трех элементов. | |
Октябрь | 4 неделя | Звук и буква О | 1. Научить ребенка различать неречевые звуки по силе (тихо—громко). 2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно-временных представлений. 3. Научить четко произносить звук [О]. 4. Научить выделять звук [О] в начале, конце и середине слова в ударной позиции. 5. Учить ребенка анализировать звуковые ряды: ОИ, ИО. | |
Октябрь | 5 неделя | Звуки [А], [У], [И], [О] | 1. Продолжать учить ребенка различать неречевые звуки. 2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений. 3. Произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [А], [О], [И], [У], обратив особое внимание на сравнение следующих пар: [О] — [У], [А] — [О]. 4. Формировать фонематические представления ребенка на материале звуков [А], [О], [У], [И]. 5. Закрепить навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова). 6. Учить анализировать звуковой ряд из четырех элементов. 1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве. 2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении. 4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук». 5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов. | |
Ноябрь | 1 неделя | Звуки [М], [М']; [М] — [М']. Буква М | 1. Учить ребенка определять направление звука в пространстве. 2. Подготавливать ребенка к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [М] и [М'], дифференцировать звуки на слух и в произношении. 4. Ввести в пассивный и активный словарь ребенка понятия: «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук». 5. Учить определять место звуков [М], [М'] в начале, середине и конце слов. 6. Учить анализировать слоги типа АМ, МА | |
Ноябрь | 2 неделя | Звуки [Д], [Д']; [Д] — [Д']. | 1. Учить ребенка определять количество услышанных им звуков. 2. Учить вслушиваться в шепот. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Д], [Д'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить умение определять место звуков в начале и середине слов. 5. Учить ребенка удерживать в памяти и воспроизводить слоговой ряд из 3—4 элементов. 6. Объяснить ребенку, что имена людей пишутся с большой буквы. 7. Учить анализировать слова: дом, Дима. | |
Ноябрь | 3 неделя | Звук и буква Ы | 1. Уточнить с ребенком последовательность элементов автоматизированных речевых радов. 2. Учить различать гласные звуки по силе голоса (тихо — громко). 3. Научить правильно произносить звук [Ы], выделять его в середине и в конце слов. 4. Учить подбирать слово по первому заданному слогу. 5. Упражнять в образовании множественного числа существительных. 6. Учить анализировать и сравнивать слова. | |
Ноябрь | 4 неделя | Звуки [Т], [Т']; [Т] — [Т']. Буква Т | 1. Учить ребенка дифференцировать неречевые звуки по длительности. 2. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду[1]. 3. Научить правильно произносить звуки [Т] и [Т'], дифференцировать их на слух и в произношении; познакомить ребенка с глухими согласными звуками. 4. Учить воспроизводить слоговой ряд из двух элементов с выделением голосом ударного слога. 5. Учить анализировать и сравнивать слова Том, Тим | |
Декабрь | 1 неделя | Звуки [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] | 1. Учить ребенка изменять темп движения в зависимости от изменения музыкального ритма. 2. Развивать динамический праксис рук. 3. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Т] — [Д], [Т'] — [Д'] (дифференциация звонких и глухих согласных). 4. Научить ребенка слоговому синтезу слов. 5. Учить анализировать и сравнивать слова. | |
Декабрь | 2 неделя | Звуки [Б], [Б']; [Б] — [Б']. Буква Б | 1. Научить ребенка выделять элемент ритмического рисунка ударением. 2. Развивать у ребенка динамический праксис. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Б], [Б'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Научить ребенка делить на слоги двух-трехсложные слова без стечения согласных. 5. Продолжать учить подбирать родственные слова к заданному слову. 6. Учить звуковому анализу слов. | |
Декабрь | 3 неделя | Звуки [П], [П']; [П] — [П']. Буква П.Звуки [Б]-[П] | 1. Учить ребенка узнавать близких людей по голосу. 2. Учить выполнять графические упражнения. 3. Научить четко произносить звуки [П], [П'], дифференцировать и на слух и в произношении. 4. Учить ребенка произносить серию слогов со стечением согласны звуков. 5. Развивать у ребенка фонематические представления. 6. Учить самостоятельно анализировать слово папа,составлять предложения по опорным словам. 7. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков: [Б] — [П], [Б'] — [П'] (дифференциация звонких и глухих, твердых и мягких согласных звуков). | |
Декабрь | 4 неделя | Звуки [В], [В']; [В] — [В']. Буква В | 1. Продолжать учить ребенка внимательно вслушиваться и различать неречевые звуки. 2. Продолжать учить выполнять графические упражнения. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [В], [В'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Учить ребенка четко воспроизводить слоговой ряд со стечением согласных из 2—4 элементов. 5. Познакомить ребенка с предлогами в, у. Составление предложений с этими предлогами. | |
Январь | 2 неделя | Звуки [Ф], [Ф']; [Ф] — [Ф']. Буква Ф | 1. Учить ребенка различать по тембру максимально сокращенный звукокомплекс. 2. Учить воспроизводить изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Ф], [Ф'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза. 5. Расширить объем слухо-речевой памяти. 6. Развивать интонационную выразительность речи. | |
Январь | 3 неделя | Звуки [Н], [Н']; [Н] — [Н']. Буква Н | 1. Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом. 2. Учить ориентироваться на листе бумаги. 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду. 5. Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами. 6. Учить анализировать и преобразовывать слова. 7. Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами. | |
Январь | 4 неделя | Звуки [К], [К']; [К] — [К']. Буква К | 1. Учить ребенка запоминать серию одинаковых по слоговой структуре слов. 2. Учить ребенка четко выполнять простые команды, связанные с ориентацией в пространстве. 3. Научить четко произносить звуки [К], [К'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Продолжать учить звуковому синтезу коротких слов. 5. Продолжать учить анализировать простые слова (самостоятельно, без помощи взрослого), преобразовывать слова. 6. Познакомить ребенка с предлогами к, от. | |
Январь | 5 неделя | Звуки [Г], [Г']; [Г] — [Г']. Буква Г | 1. Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов. 2. Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций). 3. Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г'], дифференцировать их на слух и в произношении. | |
Февраль | 1 неделя | Звуки [X], [X']; [X] — [X']. Буква X | 1. Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность). 2. Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению. 3. Научить правильно произносить звуки [X] — [X'], дифференцировать их на слух и в произношении. 4. Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов. 5. Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова. | |
Февраль | 2 неделя | Звук и буква Э | 1. Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре. 2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это? 3. Научить ребенка четко произносить звук [Э]. 4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры. 5. Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации. | |
Февраль | 3 неделя | Звуки [С], [С']; [С] — [С']. Буква С | 1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой. 2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С'], дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука. 4. Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении. 5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов. 6. Учить анализировать слова и предложения. | |
Февраль | 4 неделя | Звуки [З], [З']; [З] — [З']. Буква З | 1. Учить ребенка сравнивать слова по звуко-слоговому составу. 2. Научить правильно произносить звуки [З] и [З'], дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов. 4. Продолжать учить составлять предложения по заданному слову, используя знакомые предлоги, а также путем преобразования деформированной фразы. 5. Учить анализировать слова, предложения с этими словами. 6. Познакомить ребенка с предлогами за, из-за, упражнять в их употреблении. | |
Март | 1 неделя | Звук и буква Ц | 1. Продолжать развивать у ребенка языковое чутье и чувство рифмы. 2. Научить правильно произносить звук [Ц]. 3. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа. 4. Продолжать учить ребенка составлять предложения с заданным словом. 5. Учить выделять из текста слова с заданным звуком. 6. Упражнять в словообразовании и словоизменении. | |
Март | 2 неделя | Звук и буква Ш | 1. Научить правильно произносить звук [Ш]. 2. Учить ребенка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления. 3. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. 4. Учить преобразовывать слова. 5. Учить составлять схему предложения, находить знакомые предлоги в предложении. | |
Март | 3 неделя | Звук и буква Ж | 1. Развивать слуховое внимание и логическое мышление путем решения логических задач. 2. Научить правильно произносить звук [Ж]. 3. Продолжать учить ребенка определять последовательность звуков в заданном слове. 4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка. 5. Развивать слухо-речевую память ребенка. 6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. 7. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. | |
Март | 4 неделя | Звуки [С] — [Ш] | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [С] — [Ш]. 3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении. | |
Апрель | 1 неделя | Звук и буква Ч | 1. Учить ребенка различать на слух правильное и неправильное употребление личных окончаний глаголов. 2. Научить правильно произносить звук [Ч]. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления. 4. Упражнять ребенка в словообразовании. 5. Познакомить ребенка с понятиями: имя, отчество, фамилия; вспомнить правило правописания собственных имен существительных. 6. Познакомить ребенка с употреблением предлога через. 7. Учить производить самостоятельный звуко-слоговой анализ слов. | |
Апрель | 2 неделя | Звук и буква Щ | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, различать на слух правильное и неправильное употребление времен глаголов. 2. Научить произносить звук [Щ]. 3. Учить определять количество звуков в слове на слух без зрительной опоры, совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить составлять схемы простых предложений без предлога, определять место слова в предложении. 5. Упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры. 6. Учить самостоятельно производить звуко-слоговой анализ слов. | |
Апрель | 3 неделя | Звук и буква Й | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции. 2. Научить ребенка правильно произносить звук [Й]. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления ребенка. 4. Учить анализировать предложения, находить в предложении предлог и слова с определенным звуком. 5. Учить преобразовывать слова. | |
Апрель | 4 неделя | Буквы Я, Е, Ё, И, Ю, Ь | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. 2. Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [А] — [Я], [О] — [Ё], [У] — [Ю], [Ы] — [И], [Э] — [Е]. 3. Познакомить ребенка с буквами Я, Е, Ю, Ё, Ь. 4. Объяснить ребенку два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме: с помощью гласных И, Я, Ю, Е, Ё, а также с помощью Ь в конце и середине слов. | |
Май | 2 неделя | Звуки [Л], [Л']; [Л] — [Л']; [Л'] — [Й]. | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, правильно понимать логико-грамматические конструкции и отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Л] и [Л'], дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Научить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л'] — [Й]. 4. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности на уровне слова и предложения. 5. Учить самостоятельно анализировать слова. 6. Учить ребенка преобразовывать слова. | |
Май | 3 неделя | Звуки [Р], [Р']; [Р] — [Р']. Буква Р | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы. 2. Научить правильно произносить звуки [Р] и [Р'], различать их на слух и в произношении. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов. 5. Учить ребенка анализировать слова без стечения и со стечением согласных. 6. Путем сравнения пар слов закрепить правило правописания Ь для обозначения мягкости согласных. | |
Май | 4 неделя | Звуки [Л] — [Р], [Л'] — [Р'] | 1. Учить ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, отвечать на вопросы. 2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Л] — [Р], [Л'] — [Р']. 3. Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности. 4. Учить анализировать и преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки. 5. Продолжать учить ребенка произносить слова сложной звуко-слоговой структуры (изолированно и в контексте предложения). 6. Учить ребенка придумывать предложения с определенным количеством слов, а также с заданными словами: существительным и предлогом. | |
Май | 5 неделя | Мониторинг |
3.Организационный раздел.
3.1 Мониторинг уровня освоения программы «Говоруша» с детьми старшего дошкольного возраста
Группа подготовительная к школе ______________________
Учитель-логопед___________________________________________
Даты проведения мониторинга:___________; _____________ .
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Параметры оценки | |||||||||||||||||||||
Умение понимать роль звука в слове. | Умение различать слово и предло- жение, выкла- дывать схему предло- жения | Умение делить слова на слоги. | Умение называть слова с заданным звуком. | Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме. | Умение вычленять ударение, определять его место в слове. | Умение разли-чать согла-сные звуки: твёрдые и мягкие. | Умение разли-чать согла- сные звуки: глухие и звонкие. | Умение составлять слова из 2-х, 3- х слогов и отдельных букв. | Умение читать слитно и понимать смысл прочитанного | ||||||||||||||
Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | ||||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 | |||||||||||||||||||||||
11 | |||||||||||||||||||||||
12 | |||||||||||||||||||||||
13 | |||||||||||||||||||||||
14 | |||||||||||||||||||||||
15 |
Диагностические задания:
1. Задание: Найти звук, который заблудился.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Как надо было сказать? (Чайки). Какой звук заблудился? ([ч]).
На глазах у детворы
Красят крысу маляры.
Как надо было сказать? (Крышу). Какой звук заблудился? ([с]).
Тает снег, бегут ручьи,
На ветвях сидят врачи.
Как надо было сказать? (Грачи). Какой звук заблудился? ([г]).
• Ребёнок правильно справляется с заданием, сразу нашёл заблудившийся звук.
• Ребёнок справился с заданием, но не очень быстро.
• Ребёнок справился с заданием с помощью воспитателя.
2. Задание: Логопед показывает картинку с изображением белки. Кто здесь нарисован? (Белка). Что ты сейчас сказал? (Слово белка).
Придумай предложение со словом белка. А теперь составь предложение из слов: белка, сидеть, дерево, на, и составь схему данного
предложения.
• Ребёнок различает понятия "слово" и "предложение"; понимает, что в предложении содержится какая-либо мысль (У белки пушистый
хвост; Белка грызёт орешки и т. д.). Правильно переставил слова в предложении. Выложил схему предложения.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого - взрослый подсказывает, что в предложении рассказывается о чём-
либо. Составляет схему.
• Ребёнок справляется с заданием составить предложение только по образцу воспитателя. Схему составляет после подсказки или не
составляет вовсе.
3.Задание Ребёнку предлагается подобрать слова, в которых один, два и три слога. Если ребёнок затрудняется, ему предлагаются предметные
картинки. Даётся задание разложить картинки на три части. В первой - слова с одним слогом, во второй - слова с двумя слогами, в третьей – с тремя. Слова: мак, мел, стол; лампа, лужа, книга; машина, рябина, малина.
• Ребёнок самостоятельно выполняет задание без опоры на наглядность или с помощью карточек, но без ошибок или исправляет их
самостоятельно.
• Ребёнок выполняет задание с помощью карточек, прибегая к помощи воспитателя.
• Ребёнок не справляется с заданием.
4.Задание: Ребёнку даётся задание: «Давай будем называть по очереди слова, которые начинаются со звука [м], потом со звука [мь].
• Ребёнок правильно выполняет задание.
• Ребёнок выполняет задание, но допускает ошибки, самостоятельно исправляя их.
• Справляется с заданием с помощью воспитателя.
5.Задание: Ребенку предлагается карточка с изображением розы и клеточки по числу звуков:
Сколько квадратов нарисовано внизу рисунка? (Четыре). Что обозначает каждый квадрат? (Звук). Сколько звуков в этом слове? (Четыре).
Какие звуки в этом слове можно долго тянуть, петь, громко кричать и при этом во рту ничего не мешает? ([о]; [а]). Как называются такие
звуки? (Гласные). Квадратами какого цвета они обозначаются? (Красными квадратами). Найди место гласных звуков в слове и обозначь их
квадратами. Какие звуки в этом слове нам мешают произносить зубы и язык? ([р]; [з]). Как называются звуки, которые нельзя пропеть, прокричать? (Согласные). Квадратом какого цвета обозначается согласный звук? (Синим). Найди место согласных звуков в слове и обозначь
синими квадратами.
• Ребёнок самостоятельно и правильно проводит звуковой анализ слова.
• Ребёнок справляется с заданием с небольшой помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
6 Задание: произнеси слово игла так, чтобы я в нём услышала ударный гласный звук . Поставь фишку над ударным звуком. Затем
воспитатель переставляет фишку (теперь она стоит над звуком [и]). Предлагает прочитать ребёнку слово с перенесённым ударением. Так
говорят? Исправь мою ошибку - поставь нужный звук под ударение (ребёнок должен передвинуть фишку) и произнеси слово, чтобы было
правильно.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
7.Задание: Вниманию ребёнка предлагается две картинки - с изображением луны и лисы. Воспитатель спрашивает: Какой первый звук в
слове лиса? ([ль]). Какой первый звук в слове луна? ([л]). Какие это звуки? (Это звуки-братцы; если ребёнок забыл, то воспитатель помогает
ему вспомнить этот термин). Назови большого братца ([л]). Как ещё называем большого братца? (твёрдый согласный). Квадратом какого
цвета обозначаем твердый согласный звук? (синим). Назови маленького братца ([ль]). Как мы его ещё называем? (мягкий согласный). Каким квадратом его обозначаем? (зелёным). Обозначь твёрдые звуки в этих словах квадратами синего цвета, а мягкие - зелёными.
• Ребёнок самостоятельно проводит звуковой анализ слова; если допускает ошибки, то исправляет их самостоятельно.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью взрослого.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи взрослого или не справляется совсем.
8.Задание: Игра «Хлоп – топ» на различение звонких и глухих согласных. Услышав глухие согласные, хлопнуть себя по коленкам, услышав
звонкие согласные, легко подпрыгнуть на двух ногах.
Звуки: б, п, д, т, х, м, з, с.
Слоги: па, ба, за, та, да.
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
9.Задание: Слово рассыпалось на буквы, и получился вот такой ребус: колша (школа). Собери из букв слово, чтобы не осталось
ни одной лишней буквы. Ещё ребус: манали (малина).
• Ребёнок правильно справляется с заданием без ошибок.
• Ребёнок справляется с заданием с помощью проб и ошибок; при небольшой помощи воспитателя.
• Ребёнок справляется с заданием при активной помощи воспитателя или не справляется совсем.
10.Задание: Чтение и анализ короткого текста.
Прочитай:
Текст 1 Вова сел на стул. Взял кошку на руки. Стал её гладить. Кошка мурчит. Вова слушает и улыбается.
Текст 2 У Саши живёт крыса. Её зовут Чуча. Она сидит в клетке. Саша берёт крысу в руки. Чуча не трусит. Она любит Сашу. Он дал
ей сыр. Чуча рада.
Расскажи, о чёт этот маленький рассказ.
• Ребёнок читает слитно и понимает смысл прочитанного.
• Ребёнок читает по слогам, пересказывает содержание текста.
• Ребёнок читает по слогам, с помощью воспитателя, смысл прочитанного не понимает.
3.2 Уровни освоения программы
(Степень самостоятельности выполнения заданий в процентном выражении)
0% – 30% - НИЗКИЙ - Ребёнок пассивен в работе со звуками. Не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове.
Не читает, либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.
30% - 70% - СРЕДНИЙ - Ребёнку нравится выполнять задания со звуками. Ребёнок допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет
их с небольшой помощью взрослого.
70% - 100% - ВЫСОКИЙ - Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками. Самостоятелен при выполнении заданий. Владеет
средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твёрдый –мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.
Список литературы.
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.
- Волина В. Занимательная азбуковедение.
- Гордеева С.Е. Обучаем дошкольников грамоте при помощи звука, цвета, движения. М.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера.
- Рыжаккова Е.Н., Буланович Н.И. Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой. М.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования театрального кружка "Буратино" для детей 5-7 лет.
Данная программа предназначена для работы театрального кружка в ДОУ с детьми 5-7 лет....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «В СТРАНЕ СВЕТОФОРИЯ» (ВОЗРАСТ 6-7ЛЕТ)
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка.Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие каче...
Статья о работе логопедического кружка "Говоруша" (для детей 3-4 лет)
В статье освящены направления и задачи логопедического кружка, работа которого направлена на раннее выявление и предупреждение нарушений речи. Родителям предлагается побывать в увлекательном пут...
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок».
Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кр...
Программа дополнительного образования Логопедического кружка «АБВГДейка» для детей 6-7лет
Дополнительная программа кружковой работы по звуковой культуре речи, подготовке детей к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников «АБВГДей-ка» представляет со...
Статья «Рабочая программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования логопедического кружка «Волшебный язычок»»
Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, ниж...
Программа дополнительного образования театрального кружка «Сказка» для детей младшего дошкольного возраста на 2022-2023 у.г.
Рабочая программа дополнительного образования театрального кружка «Сказка» Частного дошкольного образовательного учреждения «Православный детский сад 4...