Авторские методики
методическая разработка по коррекционной педагогике
В материале представлены модифицированные методики:
1. Методика «Исследование общей моторики по мотометрической шкале Озерцкого-Гельнитца»
2.Методика «Исследование мелкой моторики по Г.А.Волковой, Н.В.Нищевой»
3. Методика «Исследование произвольной мимической моторики по Л.А.Квинт, Г.Гельнити»/
4 Методика «Исследование моторики артикуляционного аппарата по Г.В.Бабиной»
5. Методика «Исследование ритмических способностей ребенка Н.В.Микляевой»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskie_metodiki.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Исследование общей моторики по мотометрической шкале Озерцкого-Гельнитца»
Данное направление подразделяется на 8 основных заданий.
1 задание. Простоять 10 секунд в определённом положении с открытыми глазами (на носочках). И.п.: руки по швам, ноги сомкнуты, пятки и мыски плотно прижаты друг к другу.
Инструкция: встань ровно, ладошки прижми к ногам, спину выпрями, ноги прижми друг к другу.
Оценка результатов:
3 балла – задание ребенок выполнил с 1 раза, при этом ни разу не упав. Допускается небольшое балансирование телом в конце расчетного времени.
2 балла – задание ребенок выполнил со 2-3 раза, но не более. Балансирование телом началось с первых секунд расчетного времени.
1 балл – задание ребенок выполнил с 4-5 раза, при этом не уменьшает временные рамки задания.
0 баллов – отказ от выполнения задания.
2 задание. Допрыгать до указанного расстояния (5м) на одной ноге (правой и левой попеременно с отдыхом между сменой ног в 30 секунд). И.п.: руки на поясе, одна нога согнута под углом 90 градусов, вторая принимает опору тела.
Инструкция: слушай внимательно звуковой сигнал (свисток). Как только ты его услышишь, тебе нужно допрыгать до веревочки на 1 ножке.
Оценка результатов.
3 балла – ребенок с первого раза достиг веревочки, ни разу не опустив согнутую ногу и не меняя ее положения. Ребенок четко начал по звуковому сигналу.
2 балла - ребенок со второго-третьего раза достиг финиша, но возвращался, потому что опускал согнутую ногу на пол. Звуковой сигнал ребенок воспринял сразу или по истечении 3-х секунд.
1 балл – ребенок не услышал звуковой сигнал, не понял смысла задания, несколько раз возвращался на старт (от 3-х раз).
0 баллов – задание не выполнено.
3 задание. Постоять на одной ноге 10 секунд (попеременно левой и правой ногой). И.п.: руки по швам. Одна нога согнута в коленном суставе на 90 градусов.
Инструкция: подними ногу вверх, руки остаются по швам.
Оценка результатов:
3 балла – задание выполнено с первого раза, время выдержано. Балансирование телом начинается на последних секундах задания.
2 балла – задание выполнено со 2-3 раза. Балансирование телом зафиксировано на последних секундах выполнения задания.
1 балл – задание выполнено на 4-5 раз. Ребенок начинает балансировать телом уже с первых секунд выполнения задания, однако выполняет его.
0 баллов – задание не выполнено.
4 задание. Бросить мяч в цель и попасть не менее 3-х раз правой рукой и 2-х раз левой рукой на расстоянии 1,5м от мишени. Всего дается 10 попыток, по 5 попыток каждой рукой. И.п. одна рука на поясе, другая отведена немного назад с мячом. Ноги на ширине плеч.
Инструкция: попади мячом в мишень.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок попал в мишень необходимое количество раз, или больше, не нарушив расстояния в 1,5м.
2 балла – ребенок попал в мишень на 1-2 раза меньше положенного правой или левой рукой. Расстояние не нарушалось.
1 балл – ребенок из 10 попыток попал только 3. Расстояние не нарушалось.
0 баллов – задание не выполнено, из 10 попыток было 1-2 попадания, нарушалось расстояние до мишени.
5 задание. Перепрыгнуть через веревку, протянутую между столами на высоте 20 см, одновременно двумя ногами. И.п.: руки на поясе, ноги вместе.
Инструкция: перепрыгни через веревку двумя ногами.
Оценка результатов:
3 балла – задание выполнено с первого раза, ноги через веревку перелетели вместе.
2 балла – задание выполнено с первого раза, ноги через веревку перелетели по очереди.
1 балл – задание выполнено с 2-3 раза, ноги через веревку перелетели вместе или по очереди.
0 баллов – задание не выполнено или выполнено с 4-5 раза.
6 задание. Простоять в определенном положении с закрытыми глазами 15 секунд (стопы расположены по прямой линии). И.п.: руки по швам, ноги расположены вдоль воображаемой прямой линии, глаза закрыты.
Инструкция: закрой глаза, пятка упирается в мысок, руки по швам. Стой, а я буду считать.
Оценка результатов:
3 балла – задание выполнено с первого раза, ребенок не сходил с места. Допускается небольшая балансировка, если и.п. не меняется.
2 балла – задание выполнено со 2-3 раза. Все инструкции выполнены верно.
1 балл – задание выполнено с 4-5 раза, балансировка тела начиналась с 5 секунды пробы.
0 баллов – задание не выполнено, ребенок при балансировке открывает глаза, при балансировке тела и.п. нарушается.
7 задание. Коснуться кончика носа поочередно левой и правой рукой с закрытыми глазами. И.п.: руки по швам, ноги вместе.
Инструкция: дотронься до кончика носа указательным пальцем.
Оценка результатов:
3 балла – ребенок выполняет задание без ошибок, дотрагиваясь до кончика носа обеими руками.
2 балла – ребенок выполняет задание, коснувшись кончика носа одной (правой или левой) рукой.
1 балл – задание не выполнено, ребенок не попал по кончику носа.
8 задание. Нарисовать с закрытыми руками произвольные круги одинакового размера по звуковому сигналу. И.п.: руки по швам, ноги вместе, глаза закрыты.
Инструкция: по звуковому сигналу (свисток) одновременно нарисуй круги, как будто на доске рисуешь.
Оценка результатов:
3 балла – задание выполнено точно по звуковому сигналу, с 1 раза выполнил пробу, круги приблизительно одинаковые, глаза не открывались.
2 балла – задание выполнено со 2-3 раза, круги негрубо отличаются размером, глаза не открывались.
1 балл – задание выполнено со 2-3 раза, круги отличаются друг от друга размером, глаза не открывались.
0 баллов – задание не выполнено, круги нарисовать не удалось, глаза открывались во время выполнения задания.
Общая оценка исследования общей моторики:
20-24 балла – высокий уровень;
12-19 баллов – средний уровень;
8-11 баллов – ниже среднего уровень;
Менее 8 баллов – низкий уровень
Методика «Исследование мелкой моторики по Г.А.Волковой, Н.В.Нищевой»
Исследование мелкой моторики нами было условно разделено на 3 блока:
- исследование произвольной моторики рук;
- исследование навыков владения карандашом;
- исследование навыка манипулирования с предметами.
Для каждого блока были подобраны задания в соответствии с возрастом, уровнем физического и психического развития детей. При выполнении каждого из занятий мы отмечаем плавность движений, их переключаемость, напряженность, скованность, темп выполнения задания, а также невыполнение, отказ от выполнения заданий.
1 блок. Исследование произвольной моторики рук.
1 задание. Сжать-разжать пальцы в кулак 5-6 раз.
Инструкция: сожми и разожми кулак под счет (метроном).
Оценка результатов:
2 балла – задание правильно выполнено, в заданном темпе, с хорошей переключаемостью, без скованности и напряжения.
1 балл – отмечается незначительное отклонение от заданного ритма, напряженность движений не отмечается, переключаемость движений сохраняется.
0 баллов – задание не выполнено, нарушена переключаемость и темп движений, может отмечаться скованность, напряженность движений.
2 задание. Соединить и разъединить пальцы рук под счет (метроном) 5-6 раз. Руки лежат на столе.
Инструкция: положи руки на стол, соедини и разъедини пальцы рук в стороны.
Оценка результатов:
2 балла – задание выполнено правильно, темп движений и переключаемость не нарушена.
1 балл – задание выполнено правильно, однако отмечается небольшая напряженность при выполнении, темп и переключаемость движений не изменяется.
0 баллов – задание не выполнено, отмечается нарушение темпа и переключаемости движений.
3 задание. Сложить пальцы в кольцо и выпрямить пальцы 5-6 раз (по подражанию).
Инструкция: посмотри, как делаю я и повтори.
Оценка результатов:
2 балла – задание выполнено правильно, напряжение не отмечается, темп движений и переключаемость не нарушена.
1 балл – задание выполнено с небольшим отклонением темпа выполнения движений, переключаемость сохранна, напряжение не наблюдается.
0 баллов – задание не выполнено, нарушена переключаемость и темп движений, наблюдается напряжение, скованность движений.
4 задание. Проба «кулак-ребро-ладонь».
Инструкция: посмотри, как делаю я и повтори.
Оценка результатов:
2 балла – проба выполняется с 1 раза в заданном темпе.
1 балл – проба выполняется со 2-3 раза в замедленном темпе.
0 баллов – проба не выполнена.
Общая оценка результатов 1 блока:
7-8 баллов – высокий уровень;
5-6 баллов – средний уровень;
3-4 балла – ниже среднего уровень;
1-2 балла – низкий уровень.
2 блок. Исследование навыков владения карандашом.
1 задание. Нарисовать прямую, кривую и волнистую линию.
Инструкция: возьми карандаш и нарисуй прямую, кривую и волнистую линию.
Оценка результатов:
1 балл – правильное выполнение задания, при необходимости показ образа линий.
0 баллов – невыполнение задания.
2 задание. Обвести по трафарету фигуры и домашних животных (свинья, собака, кошка).
Инструкция: возьми трафарет и карандаш и обведи по трафарету фигуру\домашнее животное.
Оценка результатов:
1 балл - правильно выполнено задание, по окончанию задания можно понять изображение на листке.
0 баллов – невыполнение задания, на листке не ясное изображение обведенного.
3 задание. Нарисовать человека.
Инструкция: нарисуй маму, папу или себя.
Оценка результатов:
1 балл – ребенок изобразил человека в соответствии с возрастными особенностями изобразительного искусства: четко прорисованы голова, шея, тело, руки, ноги, пальцы.
0 баллов – невыполнение задания. Нарисованный человек не соответствует возрасту.
Общая оценка результатов по 2 блоку:
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
1 балл – ниже среднего уровень;
0 баллов – низкий уровень.
3 блок. Исследование навыка манипулирования с предметами.
1 задание. Застегнуть и расстегнуть пуговицы (собственное пособие «Цветочек»)
Инструкция: возьми цветочек и пристегни к нему лепесточки. Сними лепесточки с цветка.
Оценка результатов:
2 балл – задание выполнено правильно, допускается показ выполнения задания.
1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью.
0 баллов – задание не выполнено.
2 задание. Развязать, завязать шнурок (пособие «Ботинок»)
Инструкция: завяжи\развяжи шнурки на ботинке.
Оценка результатов:
2 балл – задание выполнено правильно, допускается показ выполнения задания.
1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью.
0 баллов – задание не выполнено.
3 задание. Выложить мозаику по предоставленному примеру.
Инструкция: выложи узор, как у меня.
Оценка результатов:
2 балл – задание выполнено правильно.
1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью.
0 баллов – задание не выполнено.
4 задание. Нанизать бусы на веревку.
Инструкция: сделай бусы для куклы Даши.
Оценка результатов:
2 балл – задание выполнено правильно, с минимальной затратой времени.
1 балл – задание выполнено с направляющей или стимулирующей помощью, замедленный темп выполнения задания.
0 баллов – задание не выполнено.
Общая оценка результата 2 блока:
7-8 баллов – высокий уровень;
5-6 баллов – средний уровень;
3-4 балла – ниже среднего уровень;
1-2 балла – низкий уровень.
Общая оценка результатов исследования мелкой моторики по Г.А.Волковой, Н.В.Нищевой [8]:
16-19 баллов – высокий уровень;
11-15 баллов – средний уровень;
6-10 баллов – ниже среднего уровень;
Ниже 6 баллов – низкий уровень.
Методика «Исследование произвольной мимической моторики по Л.А.Квинт, Г.Гельнити»
В методику входят 10 мимических упражнений, которые выполняются сопряженно с экспериментатором. Каждое упражнение оценивается 1 баллом. Невыполнение задания оценивается в 0 баллов, соответственно. В данном исследовании отмечается насколько ребенок хорошо владеет мышцами лица, может адекватно выполнять инструкции экспериментатора, легко повторять за ним упражнения. А также насколько напряжены или, наоборот, расслаблены мышцы мимической мускулатуры.
1 упражнение. Поднять брови. Эмоция «Удивление».
2 упражнение. Слегка сомкнуть веки.
3 упражнение. Прищурить глаза. Эмоция «Яркое солнце».
4 упражнение. Плотно сомкнуть веки. Эмоция «Стало темно».
5 упражнение. Сжать губы.
6 упражнение. Вытянуть губы вперед, будто играешь на трубе.
7 упражнение. Вытянуть губы, будто поем звук О. Утрированная эмоция «Удивление».
8 упражнение. Надуть щеки.
9 упражнение. Оскалить зубы. Эмоция «Злость».
10 упражнение. Вытянуть губы, как будто свистишь.
Общая оценка исследования произвольной мимической моторики:
9-10 баллов – высокий уровень;
7-8 баллов – средний уровень;
5-6 баллов – ниже среднего уровень;
Менее 5 баллов – низкий уровень.
Методика «Исследование моторики артикуляционного аппарата по Г.В.Бабиной»
Исследование моторики артикуляционного аппарата проводилось по методике Г.В.Бабиной и разделено нами была на 3 блока.
1 блок. Исследование двигательной функции губ.
Включает в себя 9 упражнений, которые оцениваются в:
2 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – испытывает затруднения;
0 баллов – невыполнение задания.
1 упражнение. Сомкнуть губы.
2 упражнение. Округлить губы, как при произнесении звука О, удержать положение на протяжении 10 секунд.
3 упражнение. Вытянуть губы вперед, как при произнесении звука У, удерживать на протяжении10 секунд.
4 упражнение. «Хоботок»: вытянуть губы вперед, удерживать в течении 10 секунд.
5 упражнение. «Улыбочка»: растянуть губы в улыбке. Удерживать 10 секунд.
6 упражнение. «Заборчик»: максимально растянуть губы в улыбке, зубы обнажены. Удерживать 10 секунд.
7 упражнение. Поднять верхнюю губу, верхние зубы обнажены.
8 упражнение. Опустить нижнюю губу, нижние зубы обнажены.
9 упражнение. Многократно произносить губные звуки: б-б-б, п-п-п.
Все упражнения выполняются сопряженно с экспериментатором.
Общая оценка исследования двигательной функции губ:
15-18 баллов – высокий уровень;
11-14 баллов – средний уровень;
7-10 баллов – ниже среднего уровень;
Менее 7 баллов – низкий уровень.
2 блок. Исследование двигательной функции челюсти.
Включает в себя 4 вида упражнений, которые оцениваются в:
2 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – испытывает затруднения;
0 баллов – невыполнение задания.
1 упражнение. Широко раскрыть и закрыть рот.
2 упражнение. Сделать движение нижней челюстью вправо.
3 упражнение. Сделать движение нижней челюстью влево.
4 упражнение. Сделать движение нижней челюстью вперед.
Общая оценка результатов:
7-8 баллов – высокий уровень;
5-6 баллов – средний уровень;
3-4 баллов – ниже среднего;
Менее 3 баллов – низкий уровень.
3 блок. Исследование двигательных функций языка.
Включает в себя 9 артикуляционных упражнений, которые оцениваются в:
2 балла – правильное выполнение задания;
1 балл – испытывает затруднения;
0 баллов – невыполнение задания.
1 упражнение. «Лопаточка»: положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать 5 секунд.
2 упражнение. «Варенье»: положить широкий язык на верхнюю губу, удерживать 5 секунд.
3 упражнение. «Часики»: переводить язычок из стороны в сторону, от одного уголка губ к другому.
4 упражнение. «Иголочка»: высунуть вперед острый язычок.
5 упражнение. «Качели»: открыть рот, кончик языка поочередно касается верхних и нижних зубов.
6 упражнение. «Парус»-«Горочка»: открыть рот, к верхним зубам поднять кончик языка и удержать 5 секунд. Повторить то же самое, только к нижним зубам.
7 упражнение. «Конфетка»: упереть язык сначала в правую щеку, затем в левую.
8 упражнение. Закрыть глаза, руки вытянуть вперед, широкий язык положить на нижнюю губу, удерживать 5 секунд.
9 упражнение. Выполнить движение языком вперед-назад.
Общая оценка исследования двигательной функции языка:
15-18 баллов – высокий уровень;
11-14 баллов – средний уровень;
7-10 баллов – ниже среднего уровень;
Менее 7 баллов – низкий уровень.
Общий результат исследования моторики артикуляционного аппарата:
38-44 баллов – высокий уровень;
30-37 баллов – средний уровень;
21-29 баллов – ниже среднего уровень;
Менее 21 балла – низкий уровень.
Методика «Исследование ритмических способностей ребенка Н.В.Микляевой»
Исследование уровня развития ритмической способности включает в себя несколько компонентов.
1. Оценка ритмов
Инструкция: исследователь стучит по столу и предлагает ребенку определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке»:
- одиночные «пачки» (// или ///);
- серии «пачек» (// // // или /// /// ///).
2 Воспроизведение ритмов по слуховому образцу
Инструкция: сначала дается оценка простым ритмам:
- // // //;
- /// /// ///;
- // // //.
Затем — акцентированным:
- • // /// // /// //;
- • /// // /// // ///
3. Воспроизведение ритмов по словесной инструкции
Инструкция: ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой
инструкции:
- стучать «по 2 раза»;
- стучать «по 3 раза»;
- стучать «по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».
4. Воспроизведение ритмов по графической модели
Инструкция: ребенку предлагается постучать так, как нарисовано:
/ / /
// // //;
- ритм повтора (карточки одинаковые)
- ритм чередования (чередуются карточки двух цветов)
/ ////// / ///////
/ / / //
// // // //;
- ритм противопоставления (чередуются карточки двух цветов и
размеров).
/ // / //
// / // /
// / // /.
/ // / //.
Для оценки степени выраженности показателей можно использовать следующую шкалу:
1 балл ребенок получает, если выполнил правильно задание, четко простучал, быстро переключился с одного задания на другое.
0 баллов ребенок получает, если он не может справиться самостоятельно с заданием, допускает при выполнении задания ошибку.
Общий результат обследования ритмических способностей ребенка по методике Н. B. Микляевой.
18-20 баллов - высокий уровень;
14-17 баллов – средний уровень;
9-13 баллов – ниже среднего уровень;
Менее 9 баллов – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение постизометрической релаксации (ПИР) и артикуляционной гимнастики по авторской методике Микляевой Ю.В.Коррекция звукопроизношения, автоматизация звука [Р] в открытых слогах.
Использование современных образовательных технологий. Задания по автоматизации звука [Р] направлены на развитие фонематического слуха, развитие звуко-слогового анализа....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте.Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
Развивать зрительное внимание и память,используя таблицы, кубики и картинки Зайцева...
Самоанализ логопедического занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук и буква Т» для детей 5-6 лет с использованием авторской методики Н. А. Зайцева.
Как кубики Зайцева помогают на занятиях по обучению грамоте...
Авторская методика "Слушание музыки в старшей группе с использованием мнемотехники"
Цель: способствовать лучшему запоминанию материала. Задачи: Помочь детям запомнить материал занятия (имя композитора, название произведения, жанр и лад музыки, характер, части, изобразительность ...
Из опыта работы Михайловой Татьяны Евгеньевны воспитателя МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна». Тема: «Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством авторской методики развивающего обучения логические блоки Дьенеша».
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности педагогами ДОУ....
Роль игры в развитии математических представлений у дошкольников: использование авторских методик
Статья Васильевой В.В. о роли игры в развитии математических представлений у дошкольников....
Применение авторской методики Т.А. Боровик «Двигательное двухголосие» в совместной музыкальной деятельности детей, родителей и музыкального руководителя ДОО.
Актуальность работы с родителями определяется тем, что детский сад – это первый внесемейный социальный институт, в котором начинается систематическое педагогическое просвещение родителей. ...