ГИМНАСТИКА МОЗГА
статья по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ГИМНАСТИКА МОЗГА
Комплекс упражнений под названием «Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и прост в исполнении. Он состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на способности к обучению.
Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:
Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.
Вторая .'руппа - это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.
Третья группа - растягивающие упражнения. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.
Четвертая группа - упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.
УПРАЖНЕНИЯ ИЗ КОМПЛЕКСА «ГИМНАСТИКА МОЗГА», КОТОРЫЕ
МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ С ДЕТЬМИ 4 - 7 ЛЕТ.
Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела
Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.
- Упражнение «Перекрестные шаги»
Ребенок стоит прямо, голова находится по средней линии тела. Одновременно поднимает правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем, возвращается к исходной позиции и поднимает левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяет эти движения в течение минуты, как при ритмичной ходьбе. Г олова остается на месте.
- Упражнение «Ленивая восьмерка»
Ребенок рисует большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение влево - вверх, против часовой стрелки 3 раза, затем, то же самое другой рукой. Ребенок повторяет всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого, соединяет ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполняет упражнение ещё 3 раза.
- Упражнение «Двойной рисунок»
Ребенок берет в каждую руку карандаш или ручку. Двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.
Упражнения, повышающие энергию тела
Данные упражнения улучшают внимание, способствуют более полному восприятию информации.
- Упражнение «Энергетическая зевота»
Ребенок, изображая зевание, плотно закрывает глаза и массирует зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания в течении 1 -2 минут
- Упражнение «Кнопки мозга»
Правая рука ребенка на пупке, левая - на нижнем основании ключицы по правую сторону от грудины. Массирует левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторяет то же, переменив руки.
- Упражнение «Кнопки Земли»
Ребенок прикасается двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой - к верхнему краю лобовой кости. Держит руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
Упражнения, растягивающие мышцы тела
Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.
- Упражнение «Сова»
Ребенок плотно сжимает мышцы правого плеча левой рукой. Поворот головы назад через плечо. Глубокий вдох и разворачивает плечи. Смотрит через левое плечо и распрямляет плечи. Опускает подбородок на грудь, делает глубокий вдох, расслабляя мышцы. Повторяет то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
3. Упражнение «Заземлитель»
Ребенок, стоя свободно, разводит ноги в стороны. Правую ступню направляет вправо, а левую - прямо вперед. Выдох, сгибает правое колено; вдох - выпрямляет правое колено. Во время упражнения плотно прижимает руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Повторяет упражнение трижды, а потом выполняет его, сменив ногу.
Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие
настроение
Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогают при чтении вслух.
- Упражнение «Позитивные точки»
Ребенок прикасается легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Использует легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держит примерно минуту до легкой пульсации под пальцами.
- Упражнение «Шляпа мышления»
Ребенок массирует мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растирает уши руками.
1. Массаж ушных раковин. | Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками. |
2. Колечко. | Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками. |
3. Кулак- ребро- ладонь. | Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 - 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак - ребро - ладонь»), произносимыми вслух или про себя. |
4. Лезгинка. | Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений. |
5. Ухо - нос. | Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». |
6. Змейка. | Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. |
7. Зеркальное вание. | Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. |
- Упражнение «Крюки»
Упражнение состоит из двух частей. Показ ребенку.
Первая часть: скрестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.
Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе.
В результате систематического выполнения упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.
Литература:
- Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: Содействие центр практической психологии - Режим доступа: http://kinhelp.ru/gimnastika- mozga- gimnastika-uma/
- Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф - Режим доступа: http://tao-online.net/gimnastika- mozga/.
- Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / Brain Gym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет - Режим доступа: http://stf- smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141.
- Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего - Режим доступа: http: //www.deti-budushe go .com/node/217.
- Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология - Режим доступа: http: //creativekinesiology.ru/uprazhneniya- gimnastiki-mozga.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/29/picture-37950.jpg)
Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46456.jpg)
Методика "Гимнастика мозга"
Комплекс упражнений «Гимнастика мозга» позволяет эффективно и в корректной форме определить причины возникновения тех или иных трудностей (в обучении, профессиональной деятельности, во взаимоотношения...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-123718-1392908748.jpg)
Гимнастика мозга.
Образовательная кинезиология («гимнастика мозга») – отличный метод содействующей преодолению межполушарной асимметрии мозга (М. А. Поваляева, 1997, 2001, 2005), что позволяет расширить ко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/29/picture-233688-1540834667.jpg)
Техники "Гимнастики мозга", используемые на занятиях по физической культуре
В этой статье я предлагаю описание техники "Гимнастик мозга", которые я регулярно использую на своих занятиях, и которые приносят свои положительные результаты....
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга"
Учебно-методический материал "Гимнастика мозга". Адаптирование гимнастики мозга (для детей 5-6 лет), используемой на фронтальных логопедических занятиях в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-293056-1461323763.jpg)
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-293056-1461323763.jpg)
Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга"). Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности....