Адаптированная образовательная программа от 3 до 8 лет для детей инвалидов
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Антонович Анна Владимировна
Адаптированная образовательная программа по развитию детей - инвалидов среднего и подготовительного дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная образовательная программа по развитию детей - инвалидов обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа дает возможность детям - инвалидам освоить образовательную программу ДОУ на доступном им уровням. Учебный процесс для ребенка - инвалида осуществляется на основе программы подготовительной группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.
Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику и рекомендации по организации работы по развитию способности к общению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_ot_3-8_dlya_detey_invalidov.docx33.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 102»



Утверждено:

Заведующий МБДОУ № 93

________ А. В. Иванова

Приказ № ____ от ______ 202__ г.



Адаптированная образовательная программа

от 3 до 8 лет для детей инвалидов

МБДОУ № 102


Принято

Педагогическим советом

Протокол № ____ от ______ 202__ г.


Челябинская обл.

Оглавление

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

1.2 Цель и задачи образовательной программы

1.3 Принципы и подходы к формированию программы

1.4 Психолого-педагогическая характеристика ребёнка

1.5 Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1 Содержание индивидуальной образовательной программы.

2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы

2.3. Взаимодействие с семьей по реализации Программы

2.4 Педагогическая диагностика ребёнка

3. Организационный раздел

3.1 Циклограмма работы воспитателя

3.2 Расписание индивидуальных занятий по реализации Программы

3.3 Психолого-педагогические условия реализации Программы

3.4 Заключение и рекомендации








1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа по развитию детей - инвалидов среднего и подготовительного дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная образовательная программа по развитию детей - инвалидов обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа дает возможность детям - инвалидам освоить образовательную программу ДОУ на доступном им уровням. Учебный процесс для ребенка - инвалида осуществляется на основе программы подготовительной группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.

Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику и рекомендации по организации работы по развитию способности к общению.

1.2.Цель и задачи адаптированной образовательной программы

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации адаптированной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой примерной образовательной программы «Радуга» (Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / [Т. И. Гризик ,Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон], научный руководитель Е. В. Соловьева – М.:Просвещение, 2011 год)

Цель реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

1.3.Принципы и подходы к формированию АОП

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельной деятельности;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Научные подходы:

Системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) развитие индивидуальных способностей ребенка необходимо формировать в системе разных форм деятельности и прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста.

Индивидуальный подход к ребёнку. При организации процесса обучения наиболее целесообразной является индивидуальная форма проведения занятий. Необходимо учитывать характер соматического состояния и особенности поведения каждого ребёнка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.

Общие сведения о ребёнке:

Ф.И. ребёнка: Д. Влад

Дата рождения: _. _. 20_ г.

Диагноз: Хронический пиелонефрит

Возрастная группа: подготовительная

Категория «ребёнок-инвалид» установлена  06.08.2016 повторно, имеет IV группу здоровья.

Сведения о состоянии здоровья - часто болеет, хронический пиелонефрит. Особенности функционирования нервной системы - быстро утомляемая.

Особенности психических процессов и эмоции.

Внимание: достаточно внимательно слушает объяснение педагога. Отвлекается редко.

Память: запоминает быстро, стихотворения заучивает только, которые понравились.

Мышление: удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, любит рассуждать.

Эмоциональная уравновешенность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления.

Общий эмоциональный тонус: оживлён, активен.

Эмоциональная уравновешенность: обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

Общие сведения о ребёнке:

Ф.И. ребёнка: К. Кира

Дата рождения: _. _. 20_ г.

Диагноз: ДЦП

Возрастная группа: средняя

Категория «ребёнок-инвалид» установлена с рождения, имеет VI группу здоровья.

Сведения о состоянии здоровья - редко болеет, хронических заболеваний нет. Особенности функционирования нервной системы - быстро утомляемая.

Особенности психических процессов и эмоции.

Внимание: достаточно внимательно слушает объяснение педагога. Отвлекается редко.

Память: запоминает быстро, стихотворения заучивает только, которые понравились.

Мышление: удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, любит рассуждать.

Эмоциональная уравновешенность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления.

Общий эмоциональный тонус: оживлён, активен.

Эмоциональная уравновешенность: обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

У ребёнка недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Это прослеживается при работе с ножницами, при раскрашивании карандашами (оставляет пробелы, иногда выходит за края контуров). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки.

1.5.Планируемые результаты освоения АОП

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально - нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;

• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;

• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;

• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;

• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать

конфликты;

• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;

• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;

• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

2. Содержательный раздел.

В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

2.1. Содержание АОП

Индивидуальная образовательная программа составлена с опорой на примерную основную образовательную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.

В программе выделены следующие образовательные области:

 «Познавательное развитие»,

 «Социально-коммуникативное развитие»,

 «Речевое развитие»,

 «Художественно-эстетическое развитие»,

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

М. А. Васильевой,

В. В. Гербовой,

Т. С. Комаровой.

Программа воспитания и обучения в детском саду

М.: Мозаика- синтез

2009

О.Л.Князева,

Р.Б.Стеркина

«Я-ТЫ-МЫ»

«Просвещение»

Москва

2008

Михайленко И.Я., Короткова Н.А.

Как играть с ребенком?

«Сфера»

Москва

2008

Познавательное развитие предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

Минкевич Л.В.

Математика в детском саду. подготовительная к школе группа

М. Издательство

« Скрипторий 2003»

2010

Соломенникова О.А.

Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации

М.: Мозаика- синтез

2009

Дыбина О.В.

Ознакомление с предметным и социальным

окружением: Подготовительная группа (6–7 лет).

М.: Мозаика

– Синтез

2014.

Речевое развитие включает

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

В.В. Гербова

Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей.

«Просвещение»

Москва

2010

В.В. Гербова

Учусь говорить. Пособие для детей старшего дошкольного возраста»

«Просвещение»

Москва

2010

Арушанова А.Г., Рычагова Е.С.

Игры со звучащим словом

– М., «Просвещение»

2009.

Микляева Н.В.

«Методические условия обучения детей грамоте

М., Айрис-пресс

2007

Художественно-эстетическое развитие предполагает

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Автор

составитель

Наименование издания

Издательство

Год

издания

Т.Н Доронова.

Художественное творчество детей 2-7 лет

«Просвещение»

Москва

2010

Картушина М.Ю.

« Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет.

М.: «Издательство «Скрипторий 2003»

2009

Швайко Р.Е.

Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе

Москва «Просвещение»

2001г.

Л.В.Куцакова

Конструирование и художественный труд в детском саду.

Творческий центр

Сфера

Москва

2012


Дарья  Колдина

Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий

Издательство

Мозаика-Синтез


2010

Лыкова И.А.

Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа.

М.: «Карапуз-дидактика»

2007

2.2Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

Социально-коммуникативное

  • Индивидуальная игра.
  • Совместная с воспитателем игра.
  • Совместная со сверстниками игра
  • Игра
  • Чтение
  • Беседа
  • Наблюдение
  • Педагогическая ситуация.
  • Экскурсия
  • Ситуация морального выбора.
  • Проектная деятельность Интегративная деятельность
  • Праздник
  • Совместные действия
  • Рассматривание.
  • Проектная деятельность
  • Просмотр и анализ мультфильмов,
  • видеофильмов, телепередач.
  • Экспериментирование
  • Поручение и задание
  • Дежурство.
  • Совместная деятельность
  • взрослого и детей тематического
  • характера
  • Проектная деятельность

Речевое развитие

  • Чтение.
  • Беседа
  • Рассматривание
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Разговор с детьми
  • Игра
  • Проектная деятельность
  • Создание коллекций
  • Интегративная деятельность
  • Обсуждение.
  • Рассказ.
  • Инсценирование
  • Ситуативный разговор с детьми
  • Сочинение загадок
  • Проблемная ситуация
  • Использование

различных видов театра

Познавательное развитие

  • Создание коллекций
  • Проектная деятельность
  • Исследовательская деятельность.
  • Конструирование
  • Экспериментирование
  • Развивающая игра
  • Наблюдение
  • Проблемная ситуация
  • Рассказ
  • Беседа
  • Интегративная деятельность
  • Экскурсии
  • Коллекционирование
  • Моделирование
  • Реализация проекта
  • Игры с правилами

Художественное –эстетическое

развитие

  • Рассматривание эстетически

привлекательных предметов

  • Игра

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).

2.3. Взаимодействие с семьей по реализации АОП.

Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям.

1.Комплексное обследование семьи: воспитателем.

  • Жилищные условия семьи
  • Возраст. Образование матери и отца.
  • Супружеский опыт (в первом браке)
  • Состав семьи и структура родственных связей.
  • Полная семья, есть старшая сестра 18 лет

2. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам понимания проблем своего ребёнка, пути коррекции, обогащение практического опыта, понимание значимости в коррекционной работе, то, что полученные результаты необходимо закреплять в повседневной жизни, в прогулках и быту.

4. Знакомство родителей с результатами обследования.

5. Индивидуальные практикумы.

6. Просмотр индивидуальных занятий.

7. Обучение взрослых практическим приемам работы с ребёнком.

8. Задания для работы дома.

2.4. Педагогическая диагностика ребенка.

Обследование ребёнка проводится с согласия родителей на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ст. 44 п.6.

Цель: выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка.

Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

3. Организационный раздел.

3.1 Расписание образовательной деятельности

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1.Развитие речи

2.Психогимнастика

3.Ознакомление с окружающим

4. Ознакомление с художественной литературой



1. Ознакомление с окружающим

2. Формирование элементарных математических представлений

3. ИЗО (рисование)

1.Обучение грамоте

2.Психогимнастика

3.Ознакомление с окружающим

4.Ознакомление с художественной литературой

1.Обучение грамоте

2.ИЗО (лепка)

3.Формирование элементарных математических представлений

4. Конструирование

Программа реализуется в нескольких направлениях в течение всего календарного года.

3.4.Заключение и рекомендации

Организация образовательного процесса

Оценка результатов (усвоение программы в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения к школе \ положительный результат отсутствует)

_________________________________________________________________________

Организация коррекционного процесса

Оценка результатов (усвоение программы в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения к школе \ положительный результат отсутствует)

_________________________________________________________________________

Организация жизнедеятельности

Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности \достигнута (полная или частичная), положительный результат/ отсутствует) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС

Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образовательной п...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образователь...

2021г. Адаптированная образовательная программа в области физического развития детей с ОВЗ.

Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в соответствии с требованиями...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей воспитанника второй младшей группы.

Адаптированная образовательная программа для слабовидящих детей направлена на создание благоприятных социально - педагогических условий для максимального развития ребёнка, раскрытия его способностей и...

Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей 3-7 лет с задержкой психического развития.

Цель АОП: организация коррекционно-развивающей работы в ДОО с детьми с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, предусматривающей комплексное ...