Адаптированная образовательная программа от 3 до 8 лет для детей инвалидов
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_ot_3-8_dlya_detey_invalidov.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 102»
Утверждено:
Заведующий МБДОУ № 93
________ А. В. Иванова
Приказ № ____ от ______ 202__ г.
Адаптированная образовательная программа
от 3 до 8 лет для детей инвалидов
МБДОУ № 102
Принято
Педагогическим советом
Протокол № ____ от ______ 202__ г.
Челябинская обл.
Оглавление
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи образовательной программы
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
1.4 Психолого-педагогическая характеристика ребёнка
1.5 Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание индивидуальной образовательной программы.
2.2. Формы, методы и приемы реализации Программы
2.3. Взаимодействие с семьей по реализации Программы
2.4 Педагогическая диагностика ребёнка
3. Организационный раздел
3.1 Циклограмма работы воспитателя
3.2 Расписание индивидуальных занятий по реализации Программы
3.3 Психолого-педагогические условия реализации Программы
3.4 Заключение и рекомендации
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа по развитию детей - инвалидов среднего и подготовительного дошкольного возраста разработана в соответствии с частью 1 статьи 79 Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Вышеуказанный закон устанавливает, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». Адаптированная образовательная программа по развитию детей - инвалидов обеспечивает развитие ребёнка с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Данная программа дает возможность детям - инвалидам освоить образовательную программу ДОУ на доступном им уровням. Учебный процесс для ребенка - инвалида осуществляется на основе программы подготовительной группы при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, методы, приемы работы.
Программа содержит краткую психолого-педагогическую характеристику и рекомендации по организации работы по развитию способности к общению.
1.2.Цель и задачи адаптированной образовательной программы
Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации адаптированной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой примерной образовательной программы «Радуга» (Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / [Т. И. Гризик ,Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон], научный руководитель Е. В. Соловьева – М.:Просвещение, 2011 год)
Цель реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
- развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
1.3.Принципы и подходы к формированию АОП
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребёнка, самостоятельной деятельности;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Научные подходы:
Системно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев) развитие индивидуальных способностей ребенка необходимо формировать в системе разных форм деятельности и прежде всего в той, которая является ведущей для данного возраста.
Индивидуальный подход к ребёнку. При организации процесса обучения наиболее целесообразной является индивидуальная форма проведения занятий. Необходимо учитывать характер соматического состояния и особенности поведения каждого ребёнка, в зависимости от которых подбирается индивидуальное количество упражнений.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика ребёнка.
Общие сведения о ребёнке:
Ф.И. ребёнка: Д. Влад
Дата рождения: _. _. 20_ г.
Диагноз: Хронический пиелонефрит
Возрастная группа: подготовительная
Категория «ребёнок-инвалид» установлена 06.08.2016 повторно, имеет IV группу здоровья.
Сведения о состоянии здоровья - часто болеет, хронический пиелонефрит. Особенности функционирования нервной системы - быстро утомляемая.
Особенности психических процессов и эмоции.
Внимание: достаточно внимательно слушает объяснение педагога. Отвлекается редко.
Память: запоминает быстро, стихотворения заучивает только, которые понравились.
Мышление: удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, любит рассуждать.
Эмоциональная уравновешенность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления.
Общий эмоциональный тонус: оживлён, активен.
Эмоциональная уравновешенность: обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
Общие сведения о ребёнке:
Ф.И. ребёнка: К. Кира
Дата рождения: _. _. 20_ г.
Диагноз: ДЦП
Возрастная группа: средняя
Категория «ребёнок-инвалид» установлена с рождения, имеет VI группу здоровья.
Сведения о состоянии здоровья - редко болеет, хронических заболеваний нет. Особенности функционирования нервной системы - быстро утомляемая.
Особенности психических процессов и эмоции.
Внимание: достаточно внимательно слушает объяснение педагога. Отвлекается редко.
Память: запоминает быстро, стихотворения заучивает только, которые понравились.
Мышление: удовлетворительно принимает материал после объяснения воспитателя, любит рассуждать.
Эмоциональная уравновешенность: обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления.
Общий эмоциональный тонус: оживлён, активен.
Эмоциональная уравновешенность: обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
У ребёнка недостаточно сформирована мелкая моторика рук. Это прослеживается при работе с ножницами, при раскрашивании карандашами (оставляет пробелы, иногда выходит за края контуров). То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки.
1.5.Планируемые результаты освоения АОП
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально - нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
• ребенок любознателен; склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
• ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
• ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
• ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
• ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать
конфликты;
• ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
• ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
• у ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
2. Содержательный раздел.
В индивидуальной образовательной программе (ИОП) определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специальные психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы и технические средства. ИОП обсуждается, утверждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) ребенка.
Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.
2.1. Содержание АОП
Индивидуальная образовательная программа составлена с опорой на примерную основную образовательную программу «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой.
В программе выделены следующие образовательные области:
«Познавательное развитие»,∙
«Социально-коммуникативное развитие»,∙
«Речевое развитие»,∙
«Художественно-эстетическое развитие»,∙
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. | Программа воспитания и обучения в детском саду | М.: Мозаика- синтез | 2009 |
О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина | «Я-ТЫ-МЫ» | «Просвещение» Москва | 2008 |
Михайленко И.Я., Короткова Н.А. | Как играть с ребенком? | «Сфера» Москва | 2008 |
Познавательное развитие предполагает:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Минкевич Л.В. | Математика в детском саду. подготовительная к школе группа | М. Издательство « Скрипторий 2003» | 2010 |
Соломенникова О.А. | Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации | М.: Мозаика- синтез | 2009 |
Дыбина О.В. | Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная группа (6–7 лет). | М.: Мозаика – Синтез | 2014. |
Речевое развитие включает
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
В.В. Гербова | Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. | «Просвещение» Москва | 2010 |
В.В. Гербова | Учусь говорить. Пособие для детей старшего дошкольного возраста» | «Просвещение» Москва | 2010 |
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. | Игры со звучащим словом | – М., «Просвещение» | 2009. |
Микляева Н.В. | «Методические условия обучения детей грамоте | М., Айрис-пресс | 2007 |
Художественно-эстетическое развитие предполагает
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Автор составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
Т.Н Доронова. | Художественное творчество детей 2-7 лет | «Просвещение» Москва | 2010 |
Картушина М.Ю. | « Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет. | М.: «Издательство «Скрипторий 2003» | 2009 |
Швайко Р.Е. | Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе | Москва «Просвещение» | 2001г. |
Л.В.Куцакова | Конструирование и художественный труд в детском саду. | Творческий центр Сфера Москва | 2012 |
| Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий | Издательство Мозаика-Синтез |
|
Лыкова И.А. | Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. | М.: «Карапуз-дидактика» | 2007 |
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
направления развития и образования детей (далее - образовательные области): | ||
Социально-коммуникативное |
| |
Речевое развитие |
различных видов театра | |
Познавательное развитие |
| |
Художественное –эстетическое развитие |
привлекательных предметов
|
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка).
2.3. Взаимодействие с семьей по реализации АОП.
Взаимодействие с родителями осуществляется по следующим направлениям.
1.Комплексное обследование семьи: воспитателем.
- Жилищные условия семьи
- Возраст. Образование матери и отца.
- Супружеский опыт (в первом браке)
- Состав семьи и структура родственных связей.
- Полная семья, есть старшая сестра 18 лет
2. Индивидуальное консультирование семьи по вопросам понимания проблем своего ребёнка, пути коррекции, обогащение практического опыта, понимание значимости в коррекционной работе, то, что полученные результаты необходимо закреплять в повседневной жизни, в прогулках и быту.
4. Знакомство родителей с результатами обследования.
5. Индивидуальные практикумы.
6. Просмотр индивидуальных занятий.
7. Обучение взрослых практическим приемам работы с ребёнком.
8. Задания для работы дома.
2.4. Педагогическая диагностика ребенка.
Обследование ребёнка проводится с согласия родителей на основании Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ ст. 44 п.6.
Цель: выстраивание индивидуального маршрута развития ребенка.
Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).
3. Организационный раздел.
3.1 Расписание образовательной деятельности
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1.Развитие речи 2.Психогимнастика 3.Ознакомление с окружающим 4. Ознакомление с художественной литературой | 1. Ознакомление с окружающим 2. Формирование элементарных математических представлений 3. ИЗО (рисование) | 1.Обучение грамоте 2.Психогимнастика 3.Ознакомление с окружающим 4.Ознакомление с художественной литературой | 1.Обучение грамоте 2.ИЗО (лепка) 3.Формирование элементарных математических представлений 4. Конструирование |
Программа реализуется в нескольких направлениях в течение всего календарного года.
3.4.Заключение и рекомендации
Организация образовательного процесса
Оценка результатов (усвоение программы в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения к школе \ положительный результат отсутствует)
_________________________________________________________________________
Организация коррекционного процесса
Оценка результатов (усвоение программы в полном (частичном) объёме \ сформированы полностью или частично) ЗУН, необходимые для обучения к школе \ положительный результат отсутствует)
_________________________________________________________________________
Организация жизнедеятельности
Оценка результатов (достигнута компенсация (полная или частичная) или устранение ограничений жизнедеятельности \достигнута (полная или частичная), положительный результат/ отсутствует)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС
Адаптированная образовательная программа обучения и воспитания для детей с легкой умственной отсталостью имеющим РАС, пример...
Адаптированная образовательная программа для слабослышащих и позднооглохших детей дошкольного возраста. «КНОПКА»
Адаптированная образовательная программа...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образовательной п...
Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образователь...
2021г. Адаптированная образовательная программа в области физического развития детей с ОВЗ.
Рабочая программа по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в соответствии с требованиями...
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабовидящих детей воспитанника второй младшей группы.
Адаптированная образовательная программа для слабовидящих детей направлена на создание благоприятных социально - педагогических условий для максимального развития ребёнка, раскрытия его способностей и...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы для детей 3-7 лет с задержкой психического развития.
Цель АОП: организация коррекционно-развивающей работы в ДОО с детьми с задержкой психического развития в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями, предусматривающей комплексное ...
- Мне нравится (1)