Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике
Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребёнка с нарушением зрения
Самостоятельная ориентировка в пространстве ребенка с патологией зрения требует, прежде всего сформированности у него такого двигательного акта, как ходьба. Из - за страха перед незнакомым пространством, у таких детей гораздо позже появляется желание ходить, чем у нормально видящих.
При знакомстве ребенка с предметами, каждый раз называйте их, проговаривайте, что вы будете с ними делать. Давайте предмет в руки для осязательного обследования и близкого рассматривания, а также для осознания функционального значения каждого предмета. Упражняйте ребенка в различении предметов по величине. В играх необходимо делать акцент на тактильную чувствительность и слуховое восприятие. Например, подобрать озвученные игрушки.
Взрослый может активно участвовать в игре, создавая положительный эмоциональный настрой, направляя осязательное и слуховое восприятие малыша. Ребенка необходимо научить ориентироваться на собственном теле – самостоятельно различать и правильно называть части своего тела. Надо дать ему представление об их пространственном расположении: голова вверху, а ноги внизу, грудь впереди, а спина сзади, одна рука правая, а другая левая. Если острота зрения достаточно высокая, позволяющая ему различать окружающие предметы, подведите его к большому зеркалу. Помогите увидеть в зеркале, показать «на себе» и правильно назвать части тела. Полезно учить ребенка называть части тела куклы, соотносить их с его собственным телом.
Свои слова нужно сопровождать указательными жестами в сторону называемых частей тела ребенка и куклы. Кукла должна быть средней величины (примерно 20 см, чтобы удобно было держать её и обследовать). Слова взрослого должны быть точными: «Это правая рука» или «справа, слева».
Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон на «себе». Для облегчения и ускорения этого процесса можно использовать «метки» (из ткани, картона – бантик, сердечко, цветок). Метку можно прикрепить на одежду на груди с левой стороны. Все эти так называемые метки (аппликационные изображения, бантики, значки, брошки) должны быть яркими, с четко выраженными частями, легко воспринимаемыми и зрительно, и осязанием.
Он должен понять, что руки и ноги имеют конкретные обозначения – «правая» и «левая». Чтобы помочь ему осознать и запомнить эти обозначения, как можно чаще употребляйте их в быту.
Рекомендуем учить ребенка ориентироваться в комнате, квартире. Пройдите по квартире вместе с ребенком, покажите все двери, окна. Обследуйте все на ощупь, осязанием. Постепенно покажите ребенку мебель, называя каждый предмет и обследуя его вместе с ним. Учите ребенка действовать с предметами в соответствии с их назначением.
Успешно ориентироваться в квартире помогут различные ориентиры (звуковые, осязательные, цветовые и световые, обонятельные), которые помогут ребенку узнавать, где он находится, и самостоятельно передвигаться по помещению.
Очень полезны упражнения в самостоятельном передвижении на звук. Например: «Иди в ту сторону, где разговаривает мама», «Покажи рукой в ту сторону, где звонит телефон». Учите малыша внимательно прислушиваться к тому, что чувствуют его ноги, когда он переходит из одного помещения в другое, различать покрытия пола: в комнате – линолеум, а в ванной – кафель.
Обращайте внимание ребенка также на разные запахи, свойственные продуктам и предметам. Это очень важно: запахи свидетельствуют о деятельности людей, характеризуют отдельные предметы. Например: на кухне пахнет борщом, который готовят; в ванной – шампунем или стиральным порошком (мама стирает, в бабушкиной комнате – лекарством, которое она принимает.
Родителям следует осознать, что умение выделять в окружающем пространстве различные информационные сигналы позволит ребенку чувствовать себя более комфортно, так как он сможет самостоятельно передвигаться из одного помещения в другое и впоследствии сумеет использовать эту способность для ориентировки в любом незнакомом пространстве. Поэтому родителям необходимо серьезно заниматься развитием сенсорной сферы своего малыша.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение пространственной ориентировке детей с нарушением зрения
Материал предназначен для воспитателей компеструющих групп. Преставлена система работы по развитию пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения....
Перспективное планирование развития пространственной ориентировки детей с нарушением зрения в младшей группе
Перспективное планированиеразвития пространственной ориентировки детей с нарушением зренияв младшей группе...
Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...
Рекомендации родителям по развитию пространственной ориентировки ребенка с нарушением зрения.
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентации в пространстве. Нарушения зрения, особенно те, которые возникают в раннем возра...
Особенности оценки родителями уровня развития зрительного восприятия ребенка с нарушением зрения
С первых месяцев жизни ребёнок осознаёт себя через отношения с другими людьми. Отношения между ребёнком и окружающим его социумом определяет развитие ребёнка. Семейные отношения иг...
Рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребёнка
Рекомендации родителям по развитию творческих способностей ребёнка...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙТема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...