Для родителей ребенка с РАС
консультация по коррекционной педагогике
Консультация по формированию учебного контроля для обучения ребенка с РАС. Техника 7 ступеней
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley_rebenka_s_ras.docx | 15.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей ребенка с РАС
Формирование учебного контроля в процессе обучения
Если ваш ребенок может воспроизводить звуки, когда он находится один в комнате, но отказывается делать это по вашей просьбе, это не означает, что он не научится говорить. Скорее это свидетельствует о том, что у него нет стимула, следовать вашим указаниям. Умение педагога или родителя управлять поведением ребенка принято называть учебным контролем.
Наличие учебного контроля повышает вероятность того, что ваши просьбы(инструкции) побудят ребенка на правильную реакцию (поведение).
Освоить технику учебного контроля помогут 7 ступеней:
1 ступень. Ребенок должен знать, что вы полностью контролируете все предметы, которые он хотел бы получить, и только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении. У него должна быть возможность получить их в случае выполнения простых инструкций и правильного поведения. Привлекательные вещи (игрушки, игры, лакомства) нужно использовать для положительного подкрепления поведения ребенка.
Периодически нужно тестировать (наблюдать и записывать) игрушки на привлекательность. И как только интерес к какой то игрушке теряется сразу убрать с поля зрения ребенка. Результаты тестирования фиксировать на бумаге (сколько времени с какой игрушкой играл ребенок). Привлекательные для ребенка предметы нужно положить в такое место, где бы он их мог видеть, но не мог без вашей помощи достать. Например: на шкаф или в пластиковый контейнер.
2 ступень. Общение с вами должно доставлять удовольствие ребенку. Докажите ему, что с вами интересно. Процесс общения основывается на мотивации ребенка, и состоять из невербального общения(объятия, щекотки, поглаживания) и повествовательной речи. Называйте предметы, с которыми играет ребенок, его действия и чувства: «Это машина. Она красная. Мы катаем машину. Мне нравится играть с тобой!»
Все, что нравится делать ребенку он должен делать с вами. Тогда сформируется эмоциональная связь между вами. Чтобы вы отождествлялись с положительным подкреплением нужно сделать игру более привлекательной. Например: ребенок любит качаться на качели. Вы его пытаетесь поймать и пощекотать, или уклоняетесь в последнюю секунду и весело смеетесь. Понаблюдайте, когда он улыбается, играя с вами.
Важно помнить, что дать подкрепление- это не просто дать что-то что ребенок любит, после того как он выполнит ваше указание. Скорее это-создание обстоятельств, которые повысят вероятность выбора ребенка подобного поведения в будущем.
3 ступень. Во время учебного процесса не подкрепляйте попытки ребенка уклониться от обучения.
Если вы даете ребенку инструкцию сделать что либо, никогда не давайте подкрепление, если он не выполнил. Непоследовательность требований приводит к недоверию. И чем последовательнее вы будете, тем чаще ребенок будет выбирать обучение.
Выбор подкрепления зависит от того, чем интересуется ребенок в данный момент. Например, ребенок любит играть с мячом. Но не любит садиться за стол для занятий. Вы берете мяч, садитесь за стол и говорите: «Садись». Ребенок сел без вашей помощи. Вы быстро даете еще маленькое задание («хлопни в ладоши») и отдаете мяч. В результате ребенок должен понять, что следовать правилам - лучший способ получить желаемое.
4 ступень.
Научите ребенка следовать правилу- «После выполнения задания он может получить желаемую игрушку». Но при этом не переходить на торг «если…то…». Такие заявления провоцируют ребенка на пререкания. Ребенок должен прийти к вам, чтобы получить, то что он хочет. И когда он придет, вам останется лишь попросить его вначале что-либо сделать.
Выполнение инструкций должно быть в радость ребенку! Закончить занятие нужно игрой и общением: пощекотать, похвалить, выразить радость от общения.
5 ступень.
Подкрепляйте желательное поведение ребенка всякий раз, как только замечаете. Нежелательное поведение игнорировать.
Количество подкреплений можно уменьшать, если вы овладели учебным контролем по схеме: 1-поощрение за каждую правильную реакцию ребенка, 2-поощрение за каждые 3 правильных реакции, 3-поощрение за каждые 5 правильных реакций, 4-поощрение за 10 реакций.
6 ступень
Составьте список предпочитаемых предметов-подкреплений (еда, игрушки, занятия). Каждый день добавляйте по 1-2 новых подкрепления.
7 ступень
Уменьшение проявления проблемного поведения.
Нежелательное поведение нужно гасить. Например, ребенок убегает из комнаты в коридор и смеется. Вы догоняете его с серьезным выражением лица и, молча, возвращаете в комнату. Ранее его убегание подкреплялось улыбкой , игрой в догонялки, ребенка несли на руках в комнату. После нескольких повторений ребенок поймет, что он не получает желаемой реакции с вашей стороны (игры, улыбки, объятий).
Самый простой способ гашения нежелательного поведения - отвернуться от ребенка или уйти, если тот уклоняется или что-то хочет от вас, т.е. лишить его внимания. И как только он изменил поведение сразу повернуться.
Если поведение избегающее, нужно настоятельно продолжать требовать выполнения инструкции до тех пор, пока не выполнит. Блокировать попытку уклониться от выполнения требования. Но постоянное использование этого метода может привести к разрушению дружбы с вами. Поэтому лучше избегать появления таких ситуаций.
При использовании техники гашения нужно следить за тем, чтобы ненароком не поощрить неприемлемое поведение. Часто взрослые говорят «нет» и начинают объяснять ребенку, почему нельзя так делать. Тем самым оказывая ему внимание. А это то, что он хочет получить от вас. Значит, он непременно воспользуется этим в следующий раз. Кроме этого, взрывные реакции могут спровоцировать новые нежелательные типы поведения. Не говорящий ребенок может бросаться на пол, ударить себя или укусить. Говорящий ребенок может сказать, что ненавидит вас. Если не реагировать на подобное поведение, перетерпеть, то ребенок не получит то чего желает. И гашение произойдет успешно. Ребенок поймет, что он не получает никакой выгоды от подобного поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Ребенок в мире творчества и творчество в жизни ребенка"
Мир ребенка – это сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, побуждая к созиданию, поиск...
Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"
Консультация для родителей "Ребенок плохо ест? Как повысить аппетит у ребенка"...
Консультации для родителей: "Ребенок зимой", "Сензитивный период вашего ребенка" "Личный пример"
3 консультации: коротко, доступно и интересно. 1-Семь родительских заблуждений о морозной погоде (Как одевать малыша зимой, что делать , если замерзли руки и т.д.)2- Итальянский педагог Мария Мон...
Построение системы взаимодействия "родитель-ребенок-специалист" в зависимости от родительского отношения к ребенку
В материале рассмотрены особенности контакта между ребенком и родителем....
Консультация для родителей: "Ребенок и дорога. Родитель - пример для ребенка".
Уважаемые мамы и папы! Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения!...
Консультации для родителей "Ребенок в больнице: как вести себя с ребенком в больнице"
Все мы обращаемся рано или поздно в больницу. Посещение врача в больнице зачастую для родителей и их ребенка является большим испытанием. И от того, как относится к посещению больницы мама, как ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ Ребенок плохо ест Как повысить аппетит у ребенка
КОНСУЛЬТАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ Ребенок плохо ест Как повысить аппетит у ребенка...