Использование аудиовизуального курса для развития диалогической речи у детей с нарушением слуха.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
В докладе рассказывается об использовании аудиовизуального курса (АВК) для развития диалогической речи у дошкольников с нарушением слуха. При использовании АВК речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения. Приведены этапы изучения АВК с конкретными примерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avk.docx | 7.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование аудиовизуального курса для развития диалогической речи у детей с нарушением слуха.
Автор: Судницына Наталья Владимировна,
МБДОУ «Детский сад №65»
г. Рязань
В работе по формированию речи у глухих или слабослышащих дошкольников я широко использую аудиовизуальный курс (АВК), который является составной частью верботонального метода , так как он содержит в себе все теоретические положения лингвистики речи, понимание языка и коммуникации. Речь воспринимается с помощью слуха, зрения и движения. В развитии речи важную роль играет слуховое восприятие. Слуховой и звуковой образ связывается со значением — картинкой. Картинки соотносятся с реальной ситуацией, так как они берутся из повседневной жизни. Когда маленький ребёнок учится говорить, он воспринимает реальность вокруг себя, акустическая часть дополняет, объясняет понимание.
В АВК речевая ситуация является основной формой через которую передается язык. Своим содержанием, эмоциональностью и реальностью она даёт возможность дошкольнику изучать грамматические правила языка спонтанно. Первые АВК я начала применять в работе с 2-3-летними детьми. Так как даже дети, имеющие ограниченный словарь, уже могут оречевлять определённые речевые ситуации. Затем с детьми проводились игры с использованием данной ситуации. Необходимо помнить о том, что в играх учитель - дефектолог должен эмоционально передавать содержание, используя мимику лица и модуляцию голоса. Постепенно в речи детей стали появляться первые предложения. Затем количество картинок в АВК увеличивалось. Усложнялись ситуации, так как дети уже были способны воспроизводить логическую последовательность картинок. Следует учесть, что аудиовизуальный курс вызывает большой интерес у детей, что способствует развитию диалогической речи. А как вы все понимаете, основной языковой формой речевой ситуации является диалог. Диалог, который используется при АВК естественен, это ежедневная форма коммуникации.
На основе верботонального метода выработаны дидактические приёмы и практические виды работ, которые подразумевают использование картинки как зрительной помощи. Серия картинок воспринимается ка законченная ситуация. Дети не заучивают наизусть отдельные слова и фразы, они усваивают готовые звуковые структуры, которые воспринимаются глобально, а затем анализируются. Таким образом, сразу получаем речевую базу, которую дети могут использовать самостоятельно в повседневной жизни.
Изучение АВК проходит в несколько этапов:
1 этап. Знакомство с серией картинок и понимание содержания.
2 этап. Уточнение понимания ситуации и работа над содержанием.
3 этап. Восприятие на слух.
4этап. Игры-драматизации.
Возможен ещё и 5 этап — перенос в другую ситуацию.
На первом этапе дети знакомятся с аудиовизуальным курсом. Дети рассматривают картинки с учителем-дефектологом, учитель слухозрительно «оречевляет» картинку. Необходимо следить за тем, чтобы каждую фразу дети соотнесли с нужной картинкой и правильно поняли ситуацию. Затем они вместе с педагогом проговаривают весь АВК.
На втором этапе детям предоставляется возможность восстановить логическую последовательность картинок. Проговаривается речевой материал коллективно и индивидуально, при затруднении учитель помогает. Начинается работа над восприятием речевого материала на слух.
На третьем этапе закрепляется АВК. Здесь используются разные виды работ:
- восстанови последовательность (учитель путает последовательность картинок, а дети самостоятельно должны восстановить последовательность);
- вставь недостающие картинки (учитель пропускает несколько картинок, а дети их восстанавливают);
- дополни сюжет ( учитель ставит либо начало сюжета, либо конец, а дети дополняют).
На этом этапе дети проговаривают все фразы АВК хором, по цепочке, индивидуально. Затем проводится работа по восприятию на слух АВК. Так же можно использовать разнообразные виды работ:
- учитель называет фразу, дети находят картинку (не соблюдая логической последовательности);
- педагог последовательно произносит несколько фраз, дети опознают, на какой фразе он остановился;
- ребёнок забирает картинку, фразу которой он услышал;
- учитель может переворачивать те картинки, фразы к которым дети восприняли на слух.
Работа с перевернутыми картинками для восприятия на слух детям, но она показывает, на сколько усвоен материал.
На четвёртом этапе идёт закрепление на слух речевого материала и драматизация ситуации. Драматизация проходит без опоры на наглядность.
При успешном освоении АВК возможен перенос речевого материала в другую ситуацию. Например, если в АВК «Что у тебя?» использовалось название игрушек, можно использовать любые названия предметов по темам: «Овощи». «Фрукты». «Учебные принадлежности» и т. д.
В своей работе я использую серию рассказов «Ната и Вова», Разработанную Николаенко Тамарой Ивановной (г. Тамбов, сурдоцентр). Так же для проведения АВК я использую русские народные сказки. Например, сказка «Репка»:
Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.
- Тянул, тянул, не вытянул. Баба иди. (Дед)
- Тянем-потянем. Не вытянули репку. Внучка иди. (Баба)
- Тянем-потянем. Не вытянули репку. Собака (можно дать кличку) иди. (Внучка)
- Тянем-потянем. Не вытянули репку. Кошка иди. (Собака)
- Тянем-потянем. Не вытянули репку. Мышка иди. (Кошка)
- Тянем-потянем. Вытянули репку! Ах, какая большая репка!
На занятие АВК могут быть включены: восприятие неречевых звуков (пение птиц, журчание воды, музыка и т. д.). Так же можно использовать стихи, песни. Они передают ритм и интонацию языка.
Важной задачей является закрепление фраз из АВК в повседневной жизни ребёнка. Педагоги и родители должны знать, какие фразы может использовать ребёнок, помогать ему закреплять в быту, в искусственных и естественных ситуациях.
Из опыта работы видно, что использование АВК помогает развивать речь у дошкольников с нарушением слуха на достаточно высоком уровне, такие занятия им интересны, так как проходят в игровой форме и с частой сменой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие диалогической речи у детей с нарушением речи
Речь-важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественно...
Использование игровых технологий в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.
В материале представлены игровые технологии:1.сюжетно-ролевые игры с использованием телефона.2. игры парами.3. дидактические игры4 Неподготовленный диалог воспитателя с детьми.5.Подвижные игры, где ес...
Проект "Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха"
Цель проекта разработать программу, по формированию диалогической речи у ребенка с нарушением слуха, для адаптации его в обществе и успешного взаимодействия с окружающими....
Статья "ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической ...
Статья "Использование развивающих игр для развития мелкой моторики у детей с нарушением слуха."
В статье говорится о том , как важно развивать мелкую моторику у детей с нарушением слуха.Раскрыты методы и приемы проводимой работы с детьми, а также указано разнообразие используемых дидактических м...
Развитие связной речи у детей с нарушением слуха
Рекомендации по развитию связной речи у детей с нарушением слуха...
Развитие диалогической реи у детей с нарушением слуха
Цель обучения диалогической речи детей с нарушением слуха - придать речеевому общению естественный характер, приблизить к пониманию речи говорящих людей, научить переспрашивать, уточнять....