Мастер - класс для родителей детей не посещающих ДОУ
консультация по коррекционной педагогике

Афанасьева Татьяна Викторовна

Мастер - класс для родителей не посещающих ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Тема: « Использование пальчиковой гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста не посещающими ДОУ».

Составила: МБДОУ д/с №12 «Рябинка» учитель-логопед Бахтеева Т.В

Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности

учителя-логопеда по использованию пальчиковой гимнастики в работе с

детьми и родителями не посещающими детский сад.

1. Познакомить родителей мастер-класса с эффективными методами

использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.

2.Рекомендовать учителям-логопедам игры и упражнения, способствующие

развитию мелкой моторики, интеллекта и речи совершенствованию

коммуникативных и игровых навыков.

3. Показать необходимость проведения предложенных игр, так как они

очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой

деятельности детей, воспитания у них   доброжелательного отношения к

сверстникам и взрослым.

Материал: карандаши, массажные мячики, бельевые прищепки, грецкие орехи, бигуди, кукольный пальчиковый театр, крышки, поднос с крупой.

                                                             Ход мастер- класса:

- Здравствуйте, Уважаемые мамы и папы!                                                                                                                                Я учитель-логопед Бахтеева Татьяна Викторовна МБДОУ д/с №12 «Рябинка»                                                                                                                                                            Сегодня я хочу показать мастер-

класса на тему: ««Использование пальчиковой гимнастики в коррекционной

работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста не посещающими ДОУ». Данную тему  считаю одной из актуальных в процессе

работы с детьми,  имеющими нарушения речи, а также и для детей с ОВЗ.

1 часть. Теоретическое обоснование темы.

Как вы думаете, почему так важно для детей развитие мелкой моторики

рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и

движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику

и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и

соседние зоны, отвечающие за речь. Движение  организма и речевая моторика

имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук

напрямую влияют на развитие речи.

Что происходит, когда с ребенком занимаешься пальчиковой гимнастикой?

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают

умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,

повышают речевую активность ребенка.

Овладев, упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В

результате кисти рук и пальцы  хорошую подвижность и

гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Сейчас мы с вами выполним упражнения для кистей рук.                                                        

К ним относятся такие упражнения, как «Фонарик»,

«Моем руки», «Месим тесто», «Печем блины», «Птички летят», «Ворота», «Замок».

Например, «Замок».

Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее

движениями имитировать слова стихотворения.

На двери висит замок.

(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)

Кто его открыть бы смог?

- Потянули!

(Пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)

- Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе.)

- Постучали!

(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)

И – открыли!

(Расцепить пальцы.)

«Птичка летит»

Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие

пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья».

Помахать ими.

Птички летели,

(Помахать «крыльями».)

Сели – посидели,

(Прижать ладони к груди.)

Дальше полетели.

Существуют следующие виды пальчиковых игр:

-Пальчиковые игры с предметами (с карандашами, массажными мячами,

прищепками );

-Активные игры со стихотворным сопровождением;

-Игры- манипуляции;

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;

-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.

-Пальчиковые игры на основе сказок – на эти игры хотелось бы обратить особое

внимание.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр

позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают

психоэмоциональное напряжение. В игре с детьми можно использовать

готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных

колпачков,  также

можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием

проиграть сказку с детьми.

Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Заюшкина избушка.»

Наша цель:

- Развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и

инсценировку сказки с помощью пальчиковых поз;

- Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой

позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в

течении необходимого времени.

- Учить выражать голосом характер героев сказки;

Предлагаю вам в месте с вашими детками принять активное участие  в драматизации сказки.

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка.»

Давайте расскажем все вместе сказку «Заюшкина избушка.»

Просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку

рассказывают и показывают.  Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальцами)

— Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим и

поиграем немножко.

(Левая рука  и правая рука-кисти рук «крест на крест ,все пальцы прямые) далее (левая рука «Зайчик- указательный, средний пальцы прямые  в месте большой, безымянный и мизинец согнуты в месте; правая рука «Лисичка» - большой, средний и безымянный палец в месте а указательный и мизинец прямые).

Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у

зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

— У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!

Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и

просится к зайцу:

— Пусти меня, заюшка, к себе жить!

— Нет, не пущу: зачем дразнилась?

Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и

простил, а она его из избушки и выгнала.

Сидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут

(левая рука «Зайчик» ,правая рука «собака»- большой ,средний, безымянный, мизинец пальцы прямые а указательный согнут к ладони)

мимо собаки:

— Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?

— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная.

Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и

выгнала меня из избушки. (левая рука «Зайчик», правая рука «Лиса»)

— Не плач, заинька, мы ее выгоним!

— Нет, не выгоните!

— Нет, выгоним!

Подошли собаки к избушке:

— Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!

А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по

закоулочкам!»

Испугались собаки и убежали.

Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:

(левая рука «Зайчик», правая рука «Волк»- все пальцы полусогнуты к ладони).

— О чем, заинька, плачешь?

— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы –

ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить

да и выгнала меня из избушки.

— Не плач, заяц, я ее выгоню!

— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пришел волк к избушке и завыл страшным голосом:

— У – у – у. Ступай, лиса, вон!

А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по

закоулочкам!»

Испугался волк и убежал.

А заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет

мимо медведь:( левая рука «Зайчик». правая рука «Медведь» - все пальцы образуют кулачок)

— О чем это ты, заинька, плачешь?

— Как же мне, медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы –

ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить

да и выгнала меня из избушки.

— Не плач, заяц, я ее выгоню!

— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не

выгнал, и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пришел медведь к избушке и закричал страшным голосом:

— Р – р – р. Ступай, лиса, вон!

А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по

закоулочкам!»

Испугался медведь и убежал.

Опять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу. (лева рука «Зайчик» ,правая рука «Петух»-большой и указательный кончики пальцев в месте, остальные пальцы прямые в виде веера)

— Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?

— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы –

ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить

да и выгнала меня из избушки.

— Не горюй, заяц, я ее выгоню!

— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не

выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.

— Нет, выгоню!

Пошел петушок и избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре –

ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи.

Пошла, лиса, с печи!»

Услыхала лиса, испугалась и говорит:

— Шубу надеваю …

Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на

плечи: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»

Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.

А Заюшка с петушком стали жить да поживать. Тут и сказке конец !

Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком «Ёжик»

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем, (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем, (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (рукой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем руку и тоже катаем мячик)

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук ( бигудями, грецкими орехами,

карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)

(Упражнение проводится с детьми и родителями)

Массаж рук грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

Научусь я два ореха между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы ровные писать

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Игра с  карандашами

(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания,

снимают напряжение).

«Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу»

Игра с крупными бигудями

В машине, в машине

Шофер сидит.

Машина, машина,

Идёт, гудит.

Би – би - би!

Би – би - би!

(Катают бигуди между ладошек

Вперёд – назад.

Руки держат перед собой.))

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ

Показываем  ребенку, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю

коробки, держа прищепку вертикально, сопровождаем действия словами:

Наша мамочка устала,

Всю одежду постирала.

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Затем показываем, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим

прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками,

локоть опирается на поверхность стола). При возникающих затруднениях

взрослый сжимает пальчики ребенка.

«Лиса»

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Ротик открывает,

Зайчиков пугает.

1. Самомассаж в «сухом бассейне»

Насыпаем в емкость гречку. Запускает туда руки и изображает, как

месят тесто, приговаривая:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут пирожки.

2 Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем

рассыпьте мелкую крупу. Затем попробуйте нарисовать какие-нибудь

предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).

Заключительная часть.

Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям

сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику.

Подготовить руку к письму, развивают внимание, память.

Рефлексия.

В заключении  нашей с вами встречи ,мне хотелось бы пожелать вам приятного общения с вашим ребёнком!

Да новых встреч!  Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»

Мастер – классдля родителей детей подготовительной группы №2МБДОУ №9 г. Шахтына тему:«Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»...

Мастер-класс для родителей детей 1 младшей группы по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте

Мастер-класс для родителей  по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте 1 младшая группа...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»

Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Мастер класс для родителей детей с нарушениями зрения 3-4 лет группы Тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей 3-4 лет» Применяемые педагогические технологии: приемы, стимулирующие познавательный интерес детей: использование ИКТ, занимательный сюжет,

Мероприятие направленно на формирование у родителей детей с нарушениями зрения умения и желания проводить игровые упражнения, направленные на развитие детей, их зрительных функций.Многие педагоги давн...

Мастер – класс для родителей детей, посещающих первую группу раннего возраста «Использование пальчиковых красок с детьми как средство развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук»

Формирование у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования является одной из главных з...