Мастер - класс для родителей детей не посещающих ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
Мастер - класс для родителей не посещающих ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер - класс для родителей детей не посещающих ДОУ | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
Тема: « Использование пальчиковой гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми дошкольного возраста не посещающими ДОУ».
Составила: МБДОУ д/с №12 «Рябинка» учитель-логопед Бахтеева Т.В
Цель мастер–класса: Повышение профессиональной компетентности
учителя-логопеда по использованию пальчиковой гимнастики в работе с
детьми и родителями не посещающими детский сад.
1. Познакомить родителей мастер-класса с эффективными методами
использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2.Рекомендовать учителям-логопедам игры и упражнения, способствующие
развитию мелкой моторики, интеллекта и речи совершенствованию
коммуникативных и игровых навыков.
3. Показать необходимость проведения предложенных игр, так как они
очень эмоциональны, увлекательны, способствуют развитию речи, творческой
деятельности детей, воспитания у них доброжелательного отношения к
сверстникам и взрослым.
Материал: карандаши, массажные мячики, бельевые прищепки, грецкие орехи, бигуди, кукольный пальчиковый театр, крышки, поднос с крупой.
Ход мастер- класса:
- Здравствуйте, Уважаемые мамы и папы! Я учитель-логопед Бахтеева Татьяна Викторовна МБДОУ д/с №12 «Рябинка» Сегодня я хочу показать мастер-
класса на тему: ««Использование пальчиковой гимнастики в коррекционной
работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста не посещающими ДОУ». Данную тему считаю одной из актуальных в процессе
работы с детьми, имеющими нарушения речи, а также и для детей с ОВЗ.
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Как вы думаете, почему так важно для детей развитие мелкой моторики
рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и
движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику
и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и
соседние зоны, отвечающие за речь. Движение организма и речевая моторика
имеют единые механизмы, следовательно, развитие мелкой моторики рук
напрямую влияют на развитие речи.
Что происходит, когда с ребенком занимаешься пальчиковой гимнастикой?
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи,
повышают речевую активность ребенка.
Овладев, упражнениями он сможет «рассказывать руками» целые истории. В
результате кисти рук и пальцы хорошую подвижность и
гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Сейчас мы с вами выполним упражнения для кистей рук.
К ним относятся такие упражнения, как «Фонарик»,
«Моем руки», «Месим тесто», «Печем блины», «Птички летят», «Ворота», «Замок».
Например, «Замок».
Исходное положение. Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее
движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок.
(Быстро соединять пальцы в замок и разъединять.)
Кто его открыть бы смог?
- Потянули!
(Пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их.)
- Покрутили!
(Подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе.)
- Постучали!
(Пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга.)
И – открыли!
(Расцепить пальцы.)
«Птичка летит»
Исходное положение. Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие
пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья».
Помахать ими.
Птички летели,
(Помахать «крыльями».)
Сели – посидели,
(Прижать ладони к груди.)
Дальше полетели.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
-Пальчиковые игры с предметами (с карандашами, массажными мячами,
прищепками );
-Активные игры со стихотворным сопровождением;
-Игры- манипуляции;
-Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
-Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
-Пальчиковые игры на основе сказок – на эти игры хотелось бы обратить особое
внимание.
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр
позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают
психоэмоциональное напряжение. В игре с детьми можно использовать
готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных
колпачков, также
можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием
проиграть сказку с детьми.
Сейчас я предлагаю вам драматизировать сказку «Заюшкина избушка.»
Наша цель:
- Развивать локомоторные функции у детей через выполнение пальчиковых игр и
инсценировку сказки с помощью пальчиковых поз;
- Развивать саморегуляцию: контроль за переключаемостью с одной пальчиковой
позы на другую в зависимости от текста сказки, удержание пальчиковой позы в
течении необходимого времени.
- Учить выражать голосом характер героев сказки;
Предлагаю вам в месте с вашими детками принять активное участие в драматизации сказки.
Инсценировка сказки «Заюшкина избушка.»
Давайте расскажем все вместе сказку «Заюшкина избушка.»
Просто рассказывать – это не очень интересно, интереснее и веселее, когда сказку
рассказывают и показывают. Чем же мы ее покажем? (мы покажем сказку пальцами)
— Правильно, у нас же есть наши пальцы-помощники. Давайте их разбудим и
поиграем немножко.
(Левая рука и правая рука-кисти рук «крест на крест ,все пальцы прямые) далее (левая рука «Зайчик- указательный, средний пальцы прямые в месте большой, безымянный и мизинец согнуты в месте; правая рука «Лисичка» - большой, средний и безымянный палец в месте а указательный и мизинец прямые).
Жили-были в лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у
зайца – лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:
— У меня избушка светлая, а тебя темная! У меня светлая, а тебя – темная!
Пришла весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по- старому. Лиса и
просится к зайцу:
— Пусти меня, заюшка, к себе жить!
— Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Стала лиса прощение просить, обещать, что больше не будет. Заюшка ее и
простил, а она его из избушки и выгнала.
Сидит зайчик на полянке и плачет, слезы лапкой утирает. Бегут
(левая рука «Зайчик» ,правая рука «собака»- большой ,средний, безымянный, мизинец пальцы прямые а указательный согнут к ладони)
мимо собаки:
— Тяф – тяф – тяф! О чем, заинька, плачешь?
— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная.
Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить да и
выгнала меня из избушки. (левая рука «Зайчик», правая рука «Лиса»)
— Не плач, заинька, мы ее выгоним!
— Нет, не выгоните!
— Нет, выгоним!
Подошли собаки к избушке:
— Тяф – тяф – тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по
закоулочкам!»
Испугались собаки и убежали.
Зайчик опять сидит на полянке и плачет. Идет мимо волк:
(левая рука «Зайчик», правая рука «Волк»- все пальцы полусогнуты к ладони).
— О чем, заинька, плачешь?
— Как же мне, серый волк, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы –
ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить
да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел волк к избушке и завыл страшным голосом:
— У – у – у. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по
закоулочкам!»
Испугался волк и убежал.
А заиньке делать нечего, сидит он на полянке и плачет. Идет
мимо медведь:( левая рука «Зайчик». правая рука «Медведь» - все пальцы образуют кулачок)
— О чем это ты, заинька, плачешь?
— Как же мне, медведь, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы –
ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить
да и выгнала меня из избушки.
— Не плач, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пришел медведь к избушке и закричал страшным голосом:
— Р – р – р. Ступай, лиса, вон!
А лиса им с печки: «Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по
закоулочкам!»
Испугался медведь и убежал.
Опять сидит заинька и плачет. А мимо идет петух, несет косу. (лева рука «Зайчик» ,правая рука «Петух»-большой и указательный кончики пальцев в месте, остальные пальцы прямые в виде веера)
— Ку – ка – ре – ку! Заинька, о чем это ты плачешь?
— Как же мне, Петенька, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы –
ледяная. Пришла весна: у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне жить
да и выгнала меня из избушки.
— Не горюй, заяц, я ее выгоню!
— Не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, волк гнал, гнал – не
выгнал, медведь гнал, гнал – не выгнал и ты не выгонишь.
— Нет, выгоню!
Пошел петушок и избушке, да как закричит: «Ку – ка – ре –
ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи.
Пошла, лиса, с печи!»
Услыхала лиса, испугалась и говорит:
— Шубу надеваю …
Петух опять: «Ку – ка – ре – ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косу на
плечи: хочу лису посечи. Пошла, лиса, с печи!»
Испугалась лиса, соскочила с печки – да бежать.
А Заюшка с петушком стали жить да поживать. Тут и сказке конец !
Пальчиковая гимнастика с массажным мячиком «Ёжик»
Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем, (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем, (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (рукой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (рукой катаем мячик)
Потом ручку поменяем. (меняем руку и тоже катаем мячик)
Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук ( бигудями, грецкими орехами,
карандашами, резиночками для волос, камушками, зубными щётками и т. д.)
(Упражнение проводится с детьми и родителями)
Массаж рук грецким орехом
(Катаем орех между ладонями)
Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех.
Научусь я два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать
Маленькая птичка принесла яичко.
Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
Игра с карандашами
(Грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания,
снимают напряжение).
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу»
Игра с крупными бигудями
В машине, в машине
Шофер сидит.
Машина, машина,
Идёт, гудит.
Би – би - би!
Би – би - би!
(Катают бигуди между ладошек
Вперёд – назад.
Руки держат перед собой.))
ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ
Показываем ребенку, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю
коробки, держа прищепку вертикально, сопровождаем действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Затем показываем, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим
прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками,
локоть опирается на поверхность стола). При возникающих затруднениях
взрослый сжимает пальчики ребенка.
«Лиса»
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Ротик открывает,
Зайчиков пугает.
1. Самомассаж в «сухом бассейне»
Насыпаем в емкость гречку. Запускает туда руки и изображает, как
месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут пирожки.
2 Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем
рассыпьте мелкую крупу. Затем попробуйте нарисовать какие-нибудь
предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д).
Заключительная часть.
Таким образом, использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям
сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику.
Подготовить руку к письму, развивают внимание, память.
Рефлексия.
В заключении нашей с вами встречи ,мне хотелось бы пожелать вам приятного общения с вашим ребёнком!
Да новых встреч! Большое спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей детей подготовительной группы №2 МБДОУ №9 г. Шахты на тему: «Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»
Мастер – классдля родителей детей подготовительной группы №2МБДОУ №9 г. Шахтына тему:«Использование развивающих игровых пособий в познавательно-речевой деятельности детей»...
Мастер-класс для родителей детей 1 младшей группы по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте
Мастер-класс для родителей по развитию психических процессов у детей в младшем дошкольном возрасте 1 младшая группа...
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»
Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет
Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...
Мастер класс для родителей детей с нарушениями зрения 3-4 лет группы Тема: «Формирование сенсорных эталонов у детей 3-4 лет» Применяемые педагогические технологии: приемы, стимулирующие познавательный интерес детей: использование ИКТ, занимательный сюжет,
Мероприятие направленно на формирование у родителей детей с нарушениями зрения умения и желания проводить игровые упражнения, направленные на развитие детей, их зрительных функций.Многие педагоги давн...
Мастер – класс для родителей детей, посещающих первую группу раннего возраста «Использование пальчиковых красок с детьми как средство развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук»
Формирование у родителей умения организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования является одной из главных з...