Тема: «Гимнастика мозга».
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Азарченко Ольга Владимировна

Консультация учителя-логопеда Азарчнеко О.В. педагогам.Тема: «Гимнастика мозга».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_mozga_master-klass.docx54.3 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация учителя-логопеда Азарчнеко О.В.,для педагогов

Тема: «Гимнастика мозга».

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики.

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.Головной мозг состоит из двух полушарий  правое и левое полушарие  головного мозга .

 Правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое  - отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Между полушариями головного мозга, должна быть взаимосвязь. Она осуществляется через мозолистое тело,она необходима для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение данной связи  искажает познавательную деятельность детей.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального(слуховое)  восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами. При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию данной связи (мозолистого тела).

Есть разные виды кинезиологических упражнений: 

  • Пальчиковые кинезиологические упражнения
  • Телесных движений развивают межполушарые е взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 

ДЛЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УСЛОВИЯ:

 Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Умные пальчики. Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей.

                     Рука является вышедшим наружу головным мозгом. /И.Кант/

  1. Колечко.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

  1. Дом-ЕЖИК –Замок
  2. Зайчик-коза-вилка
  3. Зайчик-Класс

Кинезиологические мешочки - отличный игровой тренажер для крупной моторики и координации!

С их помощью улучшается:

- внимательность,

- усидчивость,

- крупная и мелкая моторика,

- раскрепощается кисть (что очень помогает в становлении письма),

- тренируется зрение, зрительное внимание и фонематический слух (это неоценимая помощь в чтении),

- межполушарное взаимодействие (потому как постоянно пересекается срединная линия тела и работают две руки почти всегда одновременно).

ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ

- Бросать мячики и ловить двумя руками одинаковым захватом

- Ребенок сам кидает мячик в стену и ловит его. Тоже самое делаем двумя руками.

- Описываем мячиком треугольник/букву П: перебрасываем мячик из левой руки в правую с ударом об пол, то же самое можно делать на весу или перекладывать мячик из руки в руку за спиной.

- Отбиваем мячиком ритм (здесь важно выработать свой естественный ритм для произнесения слова и удара мячика) и называем предметы в кинотеатре/цирке/твердые и жидкие/только на букву Б/выше пояса/на полу, можно придумать очень много разных вариаций.

- Работа в паре: один ребенок называет слово и бросает один мячик или два, второй ловит один мячик или два и при следующем броске называет букву, на которую слово начинается/заканчивается/делит на слоги.


Применение метода  мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи.

   Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.

       Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены  речь , а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок - это «ключ» к обучению.

       

Симптомы мозжечковой недостаточности:

- ребенок с трудом может стоять с закрытыми глазами, вытянув руки вперед;

- ребенок  плохо удерживает равновесие, когда стоит на одной ноге;

- ребенок  демонстрирует плохую координацию движений и много лишних движений;

- у людей с мозжечковой недостаточностью отмечается низкий мышечный тонус, особенно в руках.

 

Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.

1.Проблемы с речью:

- непроговаривание слов, перестановка слогов;

- логоневроз (обычное заикание);

- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается

 дисграфией – нарушением письма;

-  нарушениях аутистического спектра.

2. Особенности моторики:

- угловатые, неплавные движения;

- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;

- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;

- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.

3. Психоэмоциональные особенности:

- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;

- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.

4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.

5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.

        Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга.     По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие.    Регулярные упражнения на равновесие  способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.

       Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий:  со специалистами и педагогами.

Организация работы по стимуляции мозжечка.

   Занятия проводятся с детьми в возрасте  3 лет.

   Для упражнений применяют  специальные приспособления -  балансиры,  использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания  равновесия и выполнения несложных задач.

         К балансировочной доске прилагается дополнительное  оборудование: мешочки,  планка, напольная мишень,  кегли, банки, стаканчики, набор разных мячей.

    В  основе коррекционной работы  – система тренировочных упражнений на   балансировочной доске.

    Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил

1) не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наибо лее подходящее ребенку время;

2) не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:

    -  голоден, (лучше организовать занятия через  1-1,5после  еды);

    -  во время болезни;

    -  в состоянии раздражения или усталости.

  • Стоя на доске, удерживая равновесие, ловить игрушку, которую логопед кидает ребенку.
  • Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку, обе руки.
  • Перекидывать один мешочек друг другу по очереди.
  • Подкидывать мешочек и следить за ним глазами.
  • Подкидывать мешочек и следить за ним глазами и носом.
  • Подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает специалист.
  • Перекидывать мешочек из руки в руку, следить за ним глазами, затем глазами и носом.
  • Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны.
  • Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, отводя руки в разные стороны.
  • Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений.
  • Попасть мячиком в фигурку-цифру-цвет, нарисованную слева-справа-сверху-снизу от центра (цифра 9).
  • Взрослый  назывет фигуру, в которую ребенку нужно попасть мячиком, по трем параметрам:цвету, форме и расположению. Усложнение- логопед делает ошибку в одном из параметров.

Все эти упражнения универсальны, и в логопедической  работе возможно их выполнение с  использованием речевого материала.   Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезиологические мешочки,  сенсорные шарики, мишени с цифрами и т.п.

И ТАК

  • Кинезиологичесике упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.
  • В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

       Упражнения на доске для развития звуковой стороны речи.

   «Пропевание» гласных звуков,  стоя на балансировочной доске. Все гласные «пропеваем» на выдохе.

1. «Цветок распускается»

ИП. Стоя на балансировочной доске,  руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох,  руки через стороны вниз,  «поем» :  АААА ( на выдохе)

2. «Рубим дрова»

ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки  вверх-  вдох ,  наклон, «поем»: УУУУ( на выдохе)

3. «Обнимаем солнышко»

ИП.  Стоя на балансировочной доске,  руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки  вверх, кисти складываются, изображая «О», поем: ОООО(на выдохе).

4. «Держим шарик»

ИП. Стоя на балансировочной доске,  руки опущены.  Руки в стороны – вдох,  руки пред грудью  - выдох: ЭЭЭЭ.

5. «Медвежонок»

ИП. Стоя на балансировочной доске,  руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводим назад – выдох:  ЫЫЫЫ.

6. «Бабочка»

ИП. Стоя на балансировочной доске,  руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх – ИИИИ(выдох)

Игры при коррекции звукопроизношения.

Упражнения с мешочками и мячами.

1.Подкидывать мяч (мешочек) и ловить, произнося слог  с автоматизируемым звуком.

2.Подкинуть мяч(мешочек), хлопнуть, назвать слог(слово) с автоматизируемым звуком, поймать мяч(мешочек).

3.Ударами мяча об пол или о стену делить слова на слоги. При этом  ребенок ловит мяч двумя руками или одной рукой.

4.Бросать мяч об пол одной рукой ловить другой при этом называть слоги (слова) с автоматизируемым звуком.

Упражнения с мячом-маятником.

1. Ловим и бросаем мяч-маятник( он подвешивается на крючок, вбитый в полок, на расстоянии 1м 30см  от пола) двумя руками, произнося слог  с автоматизируемым звуком

2. То же с хлопками

3. «Подбивать»  (раскрытой ладошкой верх) мячик левой рукой,  правой,  поочередно.  Произнося при этом слог  с автоматизируемым звуком

4.Отбивать мячик ракеткой,  планкой, произнося слог(слово)  с автоматизируемым звуком.

5. Ловить и  бросать взрослому разными руками  поочередно с разного расстояния, произнося слоги (слова)   с автоматизируемым звуком

Упражнения с цветной планкой.

1.Отбивать мяч-маятник участком одного цвета  или разных цветов (по сигналу педагога).

2. Отбивать мяч правым, левым концом планки,  либо серединой

3. Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень,  стоящую на подставке.

        Эти упражнения также выполняются  с использованием речевого материала.

Игры с доской. 

1. Найти предмет с автоматизируемым звуком в правом верхнем углу,  в нижнем ряду,  в левом столбике,  в правом столбике и т.д. Назвать и ударить по нему мячом.

2. То же, но с предлогами. Найти предмет  ПОД  чем-то,  НАД  чем-то и ударить по нему мячиком.

3. «Точное место»

    Найти картинку слева сверху,  справа снизу и т.д. Ударить в неё мячиком и назвать.

4. Разместить на доске картинки,  попросить попасть мячом в картинку с автоматизированным звуком,  назвать картинку.

5. Попасть мячиком в картинку,  где звук в начале слова,  в конце слова  и т.п.

Упражнения для развитие фонематических процессов.

1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,

2. Определить первый ( последний) звук в слове,  место звука в слове, количество звуков в слове и т.д.

Игры с доской для отбивания.

1. Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук в слове,  и ударить по нему мячом,  поймать мяч.

  Упражнения и игры для обогащения словарного запаса.

1.Отгадывание загадки.

   Педагог бросает мяч- ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.

2. «Животные и детеныши» - закрепление названий, отработка навыка словообразования

    Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного.  Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.

Усложнение: бросание мяча с ударом об пол,  из-за головы.

3. «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов

   Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово.  Ребенок, стоя на доске и удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово, противоположное по значению.

4. «Ассоциации» - расширения словаря, развитие ассоциативного мышления

    Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например,  «красный».  Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя предмет, обладающий данным признаком. Например,  мяч.

5. «Разноцветная фантазия»

    Педагог предлагает ребенку найти на напольной доске белый квадрат, ударить по нему мячом и назвать сущ., обозначающие  предметы белого цвета: снег, мел,  сахар, заяц, халат и т.п.

Игры для развития грамматического строя речи

   

1. «Один-много».

Цель:  образование существительных  множественного числа именительного  и родительного падежей.

    Игра проводится с мячом или  мешочком  с песком.  Ребенок стоит на балансировочной доске.  Педагог  бросает  ему мяч и называет слово  в единственном  числе.  Ребенок ловит  мяч, возвращает  его логопеду, называя слово во множественном  числе.

2. «Посчитай».

    Ребенок стоит на балансировочной доске,  удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав  предмет,  ребенок возвращает  мяч, назвав,  как  будет  звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом  можно подобрать слова на  автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.

3. «Назови  ласково»

Цель:  образование  слов  с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

      Ребенок стоит на балансировочной доске,  удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав  предмет,  ребенок возвращает  мяч, назвав слово с уменьшительно-ласкательным значением.

      В эту игру также можно играть с цветной планкой,  отбивая  ею  мяч.

4. «Из  чего - какой»

Цель: упражнение в образовании относительных  прилагательных.

      Ребенок стоит на балансировочной доске,  удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав  материал, из которого сделан предмет,  ребенок возвращает  мяч, называя прилагательное  от этого слова.

   Стол из  дерева – деревянный стол

5.  «Чей,  чья, чье»

Цель:  упражнение в образовании  притяжательных прилагательных.

     Ребенок стоит на балансировочной доске,  удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, задает  вопрос ( например: хвост  чей?),  ребенок возвращает мяч логопеду и отвечает,  используя притяжательное прилагательное (собачий,  заячий и т.д.)

6. Упражнение на отработку предложно - падежных  конструкций.

      В этом случае используем напольную  доску.

      Ребенок стоит  на балансировочной доске.  Задание: найти  предмет и рассказать,  под чем (над  чем,  около  чего) он  находится.  Ребенок ударяет  мячом  в искомый  предмет  и отвечает  на  вопрос.

Игры и упражнения для развития связной речи.

1. «Отгадай-ка»

 Цель: описание предмета по существенным  признакам.

      Ребенок, стоя на балансировочной доске, загадывает загадку,  описывая  предмет, называя его существенные  признаки. Бросает мяч логопеду, педагог  отгадывает загадку.

2. Составление рассказа по  серии картин.

Цель: развитие умения определять последовательность, развитие логического мышления, связной речи.

    Ребенок на балансировочной доске,  перед  ним  находится напольная  мишень, т.е. доска  для отбивания, на которой находятся сюжетные  картинки. Ребенку предлагается  определить первую картинку,  ударить в нее мячом  и составить рассказ по  первому  эпизоду.  Затем вторую  картинку  и так далее.

3. «Опиши игрушку»

Цель:  упражнение в составлении рассказа-описания.

   Ребенок на балансировочной доске,  перед  ним  находится напольная  мишень, на которой картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку.

4. «Придумаем рекламу книге (платью, ….)»

 Цель: развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику

      Логопед называет слово, бросает мяч ребенку,  ребенок рассказывает о предмете коротко и ясно,  обращая внимание на характерные детали. Затем возвращает мяч логопеду.

5.  «Если бы….»

Цель: развитие речи,  воображения,  мышления и прогнозирования

      Ребенок на балансировочной доске,  удерживает равновесие.  Логопед предлагает пофантазировать на  определенные темы, бросает  мяч ребенку.  Например,  тема   «Если бы я был волшебником…»

6. «Потому  что…»

Цель:  упражнение в употреблении сложносочиненных предложений, развитие мышления.

      Ребенок на балансировочной доске, логопед  задает  вопрос, бросает мяч.  Ребенок должен ответить полным предложением  и вернуть мяч.  Например:  «Почему ты моешь руки?»

 Кроме того, для мозжечковой стимуляции можно использовать следующие упражнения:

  • прыжки на батуте, фитнес мячах;
  • катание на качалках;
  • вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя);
  • удержание равновесия на балансировочных подушках;
  • удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе;
  • прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
  • прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную);
  • прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить ...

Статья на тему: Гимнастика мозга - как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Обеспечить эффективное взаи...

Консультация для родителей на тему: «Гимнастика мозга» или кинезиологические упражнения для активизации мозговой деятельности

laquo;Гимнастика мозга»  или  кинезиологические     упражнения   для активизации мозговой деятельностиЦель  занятия:- познакомить родителей с конкре...

Сообщение на тему: "Гимнастика для мозга"

Сообщение на тему:"Гимнастика для мозга"...

КОМПЛЕКС « УМНАЯ ЗАРЯДКА» вошли элементы следующих методик : Г. Деннисон, И. Деннисон «Гимнастика мозга», Л.Д. Столяренко «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга», •Массаж профессора Ауглина, •Кинезиологические упражнения А.Л. Сиротюк •П

Комплекс по развитию познавательных функций через движениерекомендуется как дошкольникам, у которых отмечаются нарушение внимания,повышенная отвлекаемость, проблемы с памятью, заторможенность илирасто...

Выступление на РМО для педагогов ДОО Тема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы» Мастер класс Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» в старшей группе

Выступление на РМО для педагогов ДООТема «Основные направления работы дошкольного образования на 2024 – 2025 годы»Мастер класс Тема: «Гимнастика для мозга или развиваем ме...