Основы тифлопедагогики
статья по коррекционной педагогике

Осийчук Вероника Андреевна

Основы тифлопедагогики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тифлопедагогика31.27 КБ

Предварительный просмотр:

1. Основы психического развития детей с нарушением зрения: восприятие

Восприятие – что психический процесс отражения предметов явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего в сознании возникает целостный образ объекта. Выделяют виды восприятия также и по степени участия в нем воли: произвольное и непроизвольное восприятие [9].

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений у частично зрячих и слабовидящих или полному их выпадению у тотально слепых. Изменения в сфере ощущений, т. е. на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем его этапе – восприятии.

Только при наиболее значительных снижениях остроты зрения (от 0,03 - 0,02 и ниже) и тотальной слепоте, когда большая часть предметов и явлении не может быть адекватно воспринята визуально, доминирующее положение занимают кожно-механический и двигательный анализаторы, лежащие в основе осязательного восприятия. Однако зрительный анализатор в зависимости от уровня остроты зрения и характера деятельности продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия [9]. А в некоторых видах деятельности, не требующих тонкой зрительной дифференцировки, например, при ориентировке в большом пространстве. аномальное зрение даже при очень низкой его остроте может занимать ведущее положение.

Независимо от того, какой тип восприятия складывается у слепого или слабовидящего, оно обладает всеми свойствами, известными в общей психологии: избирательностью, осмысленностью, обобщенностью, апперцепцией и константностью. Разумеется, проявление и развитие этих свойств зависит от того, в каком виде восприятия они проявляются, а также от уровня психического развития индивида в целом.

При слепоте и слабовидении наблюдается редуцированность проявлений некоторых свойств восприятия. Так, избирательность восприятия ограничивается узким кругом интересов, снижением активности отражательной деятельности, меньшим по сравнению с нормой эмоциональным воздействием объектов внешнего мира; апперцепция проявляется слабее, чем в норме, в связи с недостаточным чувственным опытом; осмысление и обобщение образов осложняется недостаточностью чувственного опыта и снижением полноты и точности отображаемого; сокращается зона константного чувственного восприятия.

Различной степени нарушения или полное выпадение функции зрительного анализатора могут лишь нарушить соотношение видов и изменить тип восприятия, но они ни в коей мере не отражаются на его физиологическом механизме.

Зрение играет важную роль в восприятии окружающего мира. Основным фактором, влияющим на возникновение вторичных отклонений в развитии ребенка, является фактор социальной депривации, то есть отсутствие полноценного общения с окружающим миром. У детей с нарушениями зрения возникают вторичные отклонения в развитии ориентировки в пространстве и окружающей среде, они испытывают затруднения в свободном передвижении, возникают проблемы в коммуникации и обучении [6].

Недостатки в восприятии у детей с нарушением зрения откладывают негативный отпечаток на их интеллектуальное и психическое развитие.

Почти при всех заболеваниях зрительной системы нарушается центральное зрение (снижается острота зрения), что приводит к трудностям при рассматривании мелких предметов, восприятии их формы и величины. При сильном снижении остроты зрения ухудшается восприятие на расстоянии, хуже протекает процесс формирования учебных универсальных действий и навыков (чтение, письмо).

В частности, дети с косоглазием и амблиопией при некоторой их общности с психофизическим развитием слепых и слабовидящих детей имеют свои специфические особенности в развитии. Детально анализируя своеобразие монокулярного видения, что характерно для данной категории детей, Л.И. Плаксина уточняет: наличие такого видения приводит к тому, что страдает точность и полнота зрительного восприятия, глаз не способен определить точное местоположение объекта в пространстве и его удаленность, выделить объемные признаки предметов, дифференцировать направления.

Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скоростных характеристик, точности, дифференцированности, избирательности, предметности, детальности (структурности), апперцепции, антиципации, константности и обобщенности [1].

Освоение предметного мира, развитие предметных действий, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием и амблиопией происходит сложнее, они носят замедленный характер.  Также отмечается общая обедненность предметных представлений и снижение уровня чувственного опыта детей за счет неточности, фрагментарности, замедленности зрительно-пространственной ориентировки. Из-за ограничения их чувственного опыта возникают значительные затруднения в предметно-практической и словесной ориентировке в пространстве. За счет монокулярного видения у детей с косоглазием и амблиопией затрудняется ориентация в пространстве на уровне предметно-практических действий, так как многие из признаков зрительно ими не воспринимаются.

С младенчества ребенок, обладающий неполноценным зрением, воспринимает мир и предметы в искаженном виде. Он не может четко определить грани предмета, цветовая гамма бывает лишена оттенков, затруднено пространственное ощущение предмета.

Восприятие детьми с нарушениями зрения цветных сложных изображений сюжетных ситуаций и пейзажей, а также опознание изображений на основе восприятия отдельных его частей характеризуется нестабильностью, неполнотой образов, низким уровнем вербализации, слабым развитием визуального мышления, что свидетельствует о трудностях объединения сенсорной и несенсорной информации, следствием чего выступает бедный запас представлений, формализм речи. Все это затрудняет понимание детьми сюжета рисунка, выделение его содержания и установление причинно-следственных связей. Эти факты показывают также слабость формирования механизма антиципации - опережающего отражения. Восприятие части объекта от менее информативной к более насыщенной информацией для создания модели целого объекта показывает более грубые отклонения от нормы у частично-видящих, чем у глубоко слабовидящих, что говорит о зависимости формирования образов представлений от первичных образов восприятия и их несовершенства.

На фоне нарушения восприятия у детей появляются страхи, додуманные, иллюзорные объекты, вызывающие растерянность и плохую ориентацию в окружающем мире.

В результате дефектов зрения у детей может развиться оптическая (зрительная) агнозия –нарушение узнавания зрительных образов. У детей с нарушением восприятия зрительных образов наблюдается пониженный познавательный горизонт.

На всех этапах развития наблюдается психическая недоразвитость, а иногда развитие психических заболеваний. Порой восприятие у детей, имеющих нарушения зрения, влечет за собой нарушение или недоразвитость речи, снижение слуха. Образовательный процесс таких детей проходит с затруднением и отставанием от сверстников.

Процесс становления зрительного образа у слабовидящих, как и у нормально видящих, проходит через ряд фаз от видения нерасчлененного пятна, сливающегося с фоном, к вычленению контура из фона и затем к узнаванию объекта. Тот факт, что при низкой остроте остаточного зрении или неблагоприятных условиях восприятия (малый угол зрения, недостаточная освещенность, контрастность и т.п.) образы у людей с нарушениями зрения зачастую не достигают высших фаз своего развития, не опровергает только что приведенного положения об идентичности протекания визуального восприятия при нарушениях зрения и в норме, а только свидетельствует о наличии серьезных затруднений, возникающих при снижении остроты зрения в процессе зрительного отражения, и необходимости возмещения возникающих при этом пробелов в чувственном опыте.

У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Для них характерны также регидность и малоподвижность, стереотипность сформировавшихся образов. Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов. Так, для зрительного восприятия, как и для восприятия любой модальности, свойственна избирательность т. е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка [3]. При остаточном зрении и слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зрительной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и, как результат, избирательность восприятия.

Для полного, правильного и быстрого восприятия слабовидящими и невидящими объективной действительности во всем ее разнообразии необходимыми условиями являются, во-первых, взаимодействие зрения и осязания, что может осуществиться при условии целенаправленного воспитания культуры осязания в учебном процессе, и. во-вторых, разработка и использование специально приспособленных для невидящих наглядных пособий, которые могут восприниматься и осязательно, и визуально.

При слабовидении по сравнению с нормально видящими изменяется процесс образования образа, нарушается симультативность опознания признаков формы, размера и цвета. Особенно это наблюдается при органических нарушениях зрительного анализатора. Разные по степени нарушения сенсорных механизмов, анализирующих цвет и форму, вызывают диссациацию их функционирования, в результате снижается способность параллельной оценки разных признаков одного объекта.

Пространство и время детьми с ограниченным зрением постигаются с трудом. Иногда они путают правую и левую стороны, долго не могут запомнить времена года, часы, месяцы. Все это является результатом нарушения у детей восприятия окружающей среды.

У детей с нарушением зрения имеются особенности и сложности формирования навыков пространственной ориентации. Большую роль играет умение узнавать предметы по их характерным признакам. Полисенсорность восприятия пространства. Чем больше органов чувств задействовано в этом процессе, тем успешнее идет процесс формирования правильного восприятия окружающего мира. Особенно важную роль играет полисенсорность восприятия при резко выраженной степени нарушения зрения (слепоте). Зрительное восприятие окружающего мира отсутствует или сильно ограничено из-за большого снижения остроты центрального зрения (его отсутствия), сужения поля зрения, нарушения других зрительных функций.

У детей с нарушением зрения отсутствуют четкие представления о своем теле, а также связи между пространственным расположением парно-противоположных направлений своего тела с их словесными обозначениями. Отмечается неустойчивость и фрагментарность пространственных представлений о своем теле, а это, в свою очередь, делает невозможным практическую ориентировку «на себе» и перенос действий в конкретные предметно-пространственные ситуации.

Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдается узость восприятия. Они плохо ориентируются на местности, замечают меньше подробностей. Часто нарушение восприятия у детей становится причиной неуспеваемости в школе, т.к. им трудно определить приоритеты, вычленить главное, уловить суть.

Школьные проблемы у них начинаются с первых дней, когда нужно учиться писать, читать. В результате искаженного зрения ребенок не может правильно изобразить буквы.


2. Предмет и задачи тифлопедагогики

Тифлопедагогика (от греч. typhlos — слепой) исторически фор­мировалась как наука о воспитании и обучении слепых детей. По мере становления и развития данной предметной области специальной педагогики в ее сферу включались и другие категории людей, имеющих нарушения зрения. В настоящее время тифлопедагогика — это наука о воспитании и обучении людей разного возраста, имеющих нарушения зрения.

Объектом тифлопедагогики как самостоятельной научной дисциплины является специальное образование людей с нарушениями зрения.

В качестве ее предмета выступает практика воспитания, обучения, социализации людей разного возраста с дефектами зрения.

Современная тифлопедагогика, представляющая одну из подсистем специальной педагогики, развивается в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих прежде всего развитие личности человека, находящегося в условиях зрительной депривации, признавая его равноправным членом общества, имеющим право на личностное развитие и самореализацию. В контексте обозначенного подхода в качестве основной цели тифлопедагогики выступает обеспечение интеграции людей с нарушениями зрения в широкий социум путем достижения ими максимального уровня самостоятельности и самореализации. Эта главная цель достигается посредством разработки и осуществления ряда научно обоснованных педагогических систем образования людей с нарушениями зрения, направленных на развитие их личности, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений, непосредственно и опосредованно вызванных условиями зрительной депривации.

В связи с обозначенной целью тифлопедагогика решает следующие задачи:

- выявление основных закономерностей в области обучения, воспитания и развития людей, имеющих нарушения зрения, установление связей этих процессов с коррекционно-педагогической работой по преодолению недостатков психофизического развития и профилактике их возникновения;

- комплексное клинико-генетическое, психологическое и педагогическое изучение детей и взрослых, находящихся в условиях зрительной депривации, выявление структурно-функциональных нарушений в организме, прямо или опосредованно связанных с нарушениями зрения, установление психофизических и сочетанных нарушений развития;

- изучение условий формирования и всестороннего развития личности, находящейся в условиях зрительной депривации;

- определение и уточнение роли сохранных анализаторов в становлении познавательной деятельности при различных формах зрительных нарушений и разработка педагогических приемов, обеспечивающих ее развитие;

- определение содержания коррекционно-педагогической работы, нахождение эффективных приемов и способов ее осу­ществления при различных формах организации учебно-воспитательного процесса;

- разработка требований к специальным средствам коррекции вторичных отклонений в развитии и компенсации зрительного дефекта, к наглядному и раздаточному дидактическому материалу, специальным пособиям, к тифлотехническим средствам обучения; создание, совершенствование и модификация пособий и учебного оборудования;

- поиск, создание и подтверждение практикой эффективных приемов, методик обучения и воспитания детей и взрослых, имеющих нарушения зрения;

- теоретическое обоснование и осуществление индивидуального, дифференцированного и личностно ориентированного подходов к учащимся (детям, подросткам) с нарушениями зрения в ходе учебно-воспитательного процесса, организация этой работы с учетом зрительных возможностей обучаю­щихся, характера и времени появления зрительных нарушений, сопутствующих заболеваний и сочетанных нарушений развития;

- разработка и обоснование специальных эргономических, гигиенических и офтальмо-педагогических рекомендаций с учетом клинической картины заболевания органа зрения, определение на этой основе зрительных, тактильных, общефизических нагрузок и рекомендаций по структурному построению занятий;

- изучение путей и возможностей интеграции слепых и слабовидящих в общество, определение содержания, форм и методов трудового обучения и воспитания, социально-трудовой адаптации, профессиональной ориентации, подготовки их к жизни и труду;

- определение типов и структурного построения специальных образовательных учреждений для детей и взрослых с различными нарушениями зрения, разработка нормативно-методических документов, рекомендаций и реабилитационных программ.

Дошкольная тифлопедагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации, процессы специального дошкольного образования детей с нарушением зрения [3].

Основной целью дошкольной тифлопедагогики является создание условий для максимального развития реальных и потенциальных возможностей ребенка с нарушением зрения и его ранняя социализация средствами специального образования.

Объектом дошкольной тифлопедагогики является специальное дошкольное образование детей с нарушением зрения [3].

Предметом – является теоретические и практические вопросы изучения, обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с отклонениями или нарушениями развития.

Задачами дошкольной тифлопедагогики являются [3]:

1. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушением зрения.

2. Определение путей и условий компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при различных нарушения зрения.

3. Изучение и создание условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

4. Разработка педагогических технологий, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

5. Создание необходимой учебно-методической базы подготовки специалистов к коррекционно-педагогической работе с детьми данной категории.


Список использованной литературы

  1. Волокитина, Т. В. Коррекция нарушений зрительного восприятия у слабовидящих детей : учебно-методическое пособие / Т. В. Волокитина, А. А. Зотова, Е. В. Попова, Е. Ю. Синицкая. – Архангельск :  Издательство Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, 2013. – 175 с.
  2. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения : учебное пособие / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва : ВЛАДОС, 2000. – 237 с.
  3. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих : учебное пособие / А. Г. Литвак. – Санкт-Петербург : КАРО. 2006. – 336 с.
  4. Литвак, А. Г. Тифлопсихология : учебное пособие / А. Г. Литвак. – Москва : Просвещение, 1985. – 207 с.
  5. Мамулькина, В. Е. Развитие зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушением зрения [Электронный ресурс] / В. Е. Мамулькина. – URL: http://psychology.snauka.ru/2015/02/4487 (дата обращения : 15.02.2021).
  6. Овчинникова, Г. В. Особенности развитии восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения / Г. В. Овчинникова, Н. И. Корытченкова, Т. И. Кувшинова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2008. – №3. – С.48-50.
  7. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения : учебное пособие / Л. И. Плаксина. – Москва : РАОИКП, 1999. – 54 с.
  8. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения / Л. И. Плаксина. – Калуга : Адель, 1998. – 118 с.
  9. Юткина, О. А. Восприятие окружающего мира детьми с нарушениями зрения [Электронный ресурс] / О. А. Юткина. – URL: file:///C:/Users/Аленка/Downloads/vospriyatie_okruzhayuwego_mira_det_mi_s_narusheniyami_zreniya.pdf (дата обращения : 15.02.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

Презентация по тифлопедагогике и тифлопсихологии

Ознакомление с тифлопедагогикой...

Основная литература по тифлопедагогике

Перечень сновных источников по тифлопедагогике с аннотациями...

Проект "Неделя психологии и тифлопедагогики"

quot;Проект "Неделя психологии и тифлопедагогики"...

Использование цвета в офтальмологии и тифлопедагогике

в статье кратко описан лечебный эффект цвета в коррекции зрения и профилатике его нарушений , а также опыт работы в данном напрвлении с дошкольниками с нарушенииями зрения....