Осуществление индивидуальной работы с детьми с задержкой психического развития в условиях Дома ребенка
статья по коррекционной педагогике

Харитонова Светлана Викторовна

При отсутствии целенаправленной и эффективной работы в условиях дошкольного учреждения по коррекции нарушенных функций у детей с задержкой психического развития, они становятся в школьном возрасте неуспевающими учениками. Поэтому важное значение приобретает организация индивидуальной работы с этими детьми.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osushchestvlenie_individ.raboty_s_detmi_s_zpr.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление индивидуальной работы с детьми с

задержкой психического развития.

     Важное значение в обучении и воспитании дошкольников с отклонениями в развитии имеет организация индивидуальной работы с этими детьми. Максимальный учет индивидуальных особенностей  позволяет найти подход к каждому ребенку, дает возможность осваивать образовательную программу в оптимальном для него темпе согласно индивидуальному плану. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка становится необходимым элементом образовательного процесса в дошкольном учреждении.

    Дети с задержкой психического развития (далее с ЗПР) являются предметом интенсивного изучения отечественных и зарубежных дефектологов, физиологов, психологов, педагогов. В школе такие дети, как правило, являются неуспевающими учениками, и истоки школьной неуспеваемости этих детей чаще всего находятся в раннем и дошкольном возрасте.

    Каковы же причины, обусловливающие отставание ребенка в психическом развитии? Основываясь на достижениях дефектологии, данных психологии, собственном практическом опыте, могу отметить, что отставание ребенка в психическом развитии могут обусловить как причины, поражающие формирующийся мозг, так и неблагоприятные условия микросоциального и педагогического плана.

    Данные отечественных и зарубежных исследователей подтверждают, что в основе развития мозга  лежат объективные диалектические законы взаимодействия ребенка с окружающей средой. Важную роль здесь играет внешняя среда, особенно в ранние периоды развития. В процессе общения с окружающими людьми ребенок приобретает знания, умения, навыки, овладевает нормами поведения, становится личностью. Без полноценного общения ребенка со взрослыми развитие его психики задерживается.

    Кроме этого, каждая возрастная ступень развития имеет свои специфические психофизические сензитивные возможности. Их реализация зависит не только от благополучия социальных условий и внимания окружающих ребенка людей, но и от грамотно организованной деятельности педагога в рамках ведущей для данного возраста деятельности. Отсутствие нужной социальной стимуляции развития в сензитивные сроки может привести к глубокому недоразвитию тех или иных функций.

    Особенно сложной в плане коррекции является задержка, обусловленная сочетанием органического недоразвития мозга ребенка, возникшей внутриутробно или в самые ранние периоды развития, с неблагоприятными микросоциальными и педагогическими условиями.

    Чтобы помочь ребенку с ЗПР, необходимо тщательно изучить состояние его психики, физического здоровья, определить потенциальные возможности развития, а затем с учетом всех этих данных организовать педагогически целесообразную деятельность.

    Все разделы программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста направлены на обогащение их развития, предупреждение и коррекцию разнообразных дефектов. Опыт показывает, что в условиях фронтальной работы не всегда оказывается возможным сформировать у ребенка с ЗПР предметно-игровую деятельность, преодолеть значительное отставание в сенсорном развитии, создать предпосылки к выполнению познавательных задач на наглядном уровне. В связи с этим в комплексе коррекционной работы с этими детьми значительное место отвожу  индивидуальным занятиям.  Работа будет только тогда эффективной, когда учитываю индивидуальные особенности ребенка, специфические отклонения в психическом развитии и подбираю наиболее действенные приемы для их максимального преодоления и сглаживания.

     Начальным этапом в организации и проведении индивидуальной работы является всестороннее психолого-педагогическое обследование ребенка. В ходе обследования выявляю уровень овладения важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), уровень развития восприятия, умение осуществлять простейшие мыслительные операции (по подражанию, наглядно, без опоры на наглядность), количественные представления. Особое внимание уделяю анализу речевого развития ребенка, устанавливаю его уровень, выявляю возможные дефекты произношения. Также анализирую поведение ребенка с ЗПР, способность к установлению контактов со взрослыми и сверстниками, реакцию на одобрение и порицание, отношение к трудностям, умение воспользоваться предлагаемой помощью, способность к переключению с одного вида деятельности на другой.

    Предлагая ребенку различные задания и наблюдая за ходом их выполнения,  главным образом обращаю внимание не на результат (выполнил – не выполнил), а на способы, которыми действовал ребенок. При решении одной и той же задачи ребенок может действовать достаточно «высокими» способами, такими, как целенаправленные пробы, зрительное примеривание, или снижаться до уровня манипуляций и хаотических действий. Оценивая способы выполнения задания, обязательно соотношу их с возрастом ребенка и только тогда делаю вывод о сформированности у него на сегодняшний день определенных сторон познавательной деятельности.  

    Обследование ребенка предполагает учет не только достигнутого уровня развития (зона актуального развития), но и зоны ближайшего развития, т.е. умения выполнить совместно со взрослым более сложное задание. Поэтому в ходе обследования создаю ситуации, демонстрирующие  возможности ребенка к обучению. Это позволяет не только выявить сегодняшние достижения ребенка, но и увидеть перспективу его развития.

    После проведенного обследования приступаю к составлению программы индивидуального развития и перспективного плана индивидуальной работы с ребенком, где отражаются ее основные направления.

    План индивидуальной работы строю с учетом задач по преодолению выявленных в процессе обследования индивидуальных особенностей и отклонений в поведении ребенка. Если, например, ребенок не умеет организовать себя в момент выполнения задания, испытывает двигательное беспокойство, внимание его рассеяно, обязательно ставлю задачу воспитания у него навыков поведения на занятии, выработку привычки сосредоточиваться на задании, доводить начатое дело до конца.

    И наоборот, планируя индивидуальную работу с дошкольником, проявившим себя в ходе обследования бездеятельным, пассивным наблюдателем происходящего, выдвигаю требование активизации познавательных процессов, развитие самостоятельности, пробуждение эмоционального, заинтересованного отношения к доступным ребенку видам деятельности.

    На индивидуальных занятиях со всеми детьми в первоначальный период обучения формирую у детей эмоционально-положительное отношение к общению со взрослым, предметно-игровую деятельность, способствую сенсорному развитию, развитию моторики и основных движений.

    Чтобы ребенок научился действовать осознанно, необходимо научить его подражать взрослому. Для этого обучаю своих воспитанников сначала действовать методом совмещенных действий (если это необходимо), затем ориентироваться на предложенный образец действий. Основой индивидуального занятия должна быть предметно-игровая деятельность, подготавливающая ребенка к возникновению сюжетно-ролевой игры, способствующая накоплению сенсорно-двигательного опыта, создающая условия для возникновения потребности в речевом общении.

    Для привлечения внимания ребенка к сюжетным игрушкам вызываю положительное эмоциональное отношение к ним, учу адекватным способам обращения с ними, показываю простые игровые действия. Особое внимание уделяется кукле, которая заменяет настоящего ребенка. Показываю, как нужно водить, убаюкивать, кормить куклу, поить ее из чашечки. Эти действия являются предпосылками для возникновения сюжетной игры. Полученные на индивидуальных занятиях умения и навыки закрепляются на фронтальных занятиях.

    Кроме того, на индивидуальных занятиях знакомлю дошкольников с формой, величиной, цветом, пространственными отношениями, учу выделять эти качества в предметах и игрушках, ориентироваться на них при решении практических задач. Провожу разнообразные дидактические игры с пирамидками, вкладышами, матрешками, лото. В процессе этих игр у ребенка вырабатывается зрительно-двигательная координация, формируются представления, развиваются наблюдательность, восприятие, память, мышление, усваивается словесное обозначение предметов, действий, качеств.

    Для большинства детей с ЗПР характерно значительное отставание в речевом развитии. Эффективному развитию речи способствует предметно-игровая деятельность. Как указывал А.Р.Лурия, «генетические корни языка следует искать не в самом языке, а в предметных действиях ребенка со взрослым». На индивидуальных занятиях создаю такие игровые ситуации и действия с предметами, которые вызывают речевую активность ребенка. Сопровождение своих действий речью способствует развитию у него языковой способности. Побуждая ребенка к подражанию, стимулирую произношение ребенком не только отдельных слов – названий игрушек, действий, но и словосочетаний, фраз. При этом ребенок не все слова может произносить правильно, главное – поддерживать готовность ребенка к разговору. Например, в гости приходит какой-либо сказочный персонаж, и он очень любит, когда с ним разговаривают. Это подталкивает ребенка к общению, активизирует его речь, обогащает словарный запас.

    Проводя индивидуальные занятия с детьми с ЗПР, обязательно развиваю у них моторику рук, так как пальчики у этих детей вялые, они часто не могут осуществлять соотносящие, сопоставительные движения. Даю задания, связанные с мозаикой, пирамидкой, матрешкой, нанизыванием бус, застегиванием пуговиц, кнопок, выполнением действий по вкладыванию и выниманию предметов, обследованием предметов на ощупь, обведением их по контуру.  Эти упражнения обучают точному захвату, умению соотносить, координировать движения. В связи со склонностью  дошкольников с ЗПР к стереотипному воспроизведению одних и тех же способов выполнения поставленной задачи, неумением использовать в новых условиях уже приобретенное умение, стараюсь варьировать задания.

    Эффективность работы зависит от правильной организации занятия, распределения времени между различными видами деятельности. Продолжительность занятия не превышает 15 мин. За это время предлагаю ребенку выполнить два-три задания. Так, например, одно занятие может включать:

  • выполнение крупных движений совместно с педагогом;
  • задание на выполнение игровых операций с сюжетными игрушками (покатать куклу или мишку в коляске; напоить куклу из чашки);
  • задание на выполнение предметных действий (дидактическая игра на раскладывание однородных предметов разного цвета на две, три группы);
  • задание на развитие зрительно-двигательной координации (игра в бирюльки, втыкание грибочков в отверстия доски).

    Не все дошкольники с ЗПР могут усваивать программный материал в заданном темпе, у многих не сформированы необходимые навыки поведения на занятиях. Поэтому на индивидуальных занятиях отрабатываю программный материал, но не посредством дублирования фрагментов фронтального занятия, а путем выполнения сходного задания на ином дидактическом материале.

    Обязательно проверяю прочность усвоения изученного материала. Если ребенок действительно готов к восприятию дальнейшего, то предлагаю ему задание по новой теме. Если же ребенок на фронтальном занятии не усвоил какую-то тему, то выношу ее на индивидуальное занятие. Если же в условиях индивидуальной работы данный материал оказывается недоступным ребенку, значит, переход к новой теме был преждевременным. Значит, требуется дополнительная подготовительная работа для того, чтобы закрепить у ребенка представления, которые должны лечь в основу восприятия им нового программного материала.

    Таким образом, проводимые мной индивидуальные занятия с детьми с ЗПР направлены на коррекцию пробелов общего развития детей, подготовку к усвоению ими учебного материала. При этом переход на новый уровень познания совершаю постепенно, в  каждый новый этап работы обязательно включаю элементы старого.

    Учет результатов индивидуального обучения позволяет сделать вывод о положительной динамике  в развитии детей. У каждого ребенка формируются универсальные учебные действия:

- регулятивные. Ребенок учится строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять контроль и коррекцию выполняемых действий, оценивать результат при проведении дидактических игр;

- познавательные. Ребенок учится осознанному и произвольному построению речевого высказывания, установлению причинно-следственных связей, обобщению знаний, сравнению и классификации объектов при проведении дидактических игр и упражнений;

- личностные. Через оценку усваиваемого на занятиях содержания у ребенка происходит формирование нравственно-этических норм;

- коммуникативные. У ребенка формируется умение слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

     

Литература:

  1. Колташов В.Г. Диалектическая психология. – Интернет-издание, 2005.
  2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учебник / В.В. Лебединский. - М.: Академия, 2008
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Академия, 2013.
  4. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии?/ В.Г. Петрова, И.В. Белякова.- М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
  5. Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Институт коррекционной педагогики .- М.,2004. 
  6. Ульенкова У.В. Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития детей. – М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"

В презентации рассмотрены вопросы  задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы  и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...

Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития

Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна   Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития

Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

Конспекты индивидуальных занятий с детьми, с задержкой психического развития

Содержание1. Психодиагностический блок.Диагностические обследования детей дошкольного возраста.2. Психокоррекционный блок.Коррекционная и развивающая работа.3. Консультативный блокПроведение индивидуа...