картотека пальчиковых игр
картотека по коррекционной педагогике
Полезный материал не только для музыкальных руководителей, но и для воспитателей и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
пальчиковая гимнастика | 76.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 27»Колосок»
Пальчиковые игры
(гимнастика)
Младшая группа
Сентябрь
1 занятие «Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки. Махать руками, как крыльями.
Сели на головку,
На головку дочке. Положить руки на голову.
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой! Махать кистями, «прогоняя гулю».
Кыш-кыш-кыш!
Октябрь
1 занятие «Бабушка»
Бабушка очки надела
И внучаток разглядела.
(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).
Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.
4 занятие «Тики-так»
Все пальцы собраны в кулачок. Педагог начинает упражнение:
(произносит высоким голосом):
Тики-так, тики-так,
Так ходики стучат.
(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).
(произносит в среднем регистре):
Туки-так, туки-так,
Так колесики стучат.
(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)
(произносит низким голосом):
Туки-ток, туки-ток,
Так стучит молоток.
(Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)
Ноябрь
1 занятие «Мы платочки постираем"
Мы платочки постираем, крепко, крепко их потрем,
(Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
(Выполнять движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем.
(Выполнять легкие движения кистями вверх – вниз)
А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.
(Выполнять движение «гладим белье»)
А теперь платочки сложим
И в шкаф скорей положим.
(Хлопки одной ладошкой по другой и положить руки на колени)
Декабрь
1 занятие «Наша бабушка идет»
Наша бабушка идет
(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)
И корзиночку несет.
(Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)
Села тихо в уголочек
(Положить руки на колени)
Вяжет деточкам чулочек.
(Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали.
(Мягкими кистями выполнять движение «кошечка»)
Где же, где ж мои клубочки?
(Развести руки в стороны)
Как же мне вязать чулочки?
(Выполнять движение «вязание на спицах»)
Январь
1 занятие «Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит,
Он все за мышкой бродит.
(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)
Мышка, мышка, берегись,
Смотри, коту не попадись!
(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)
«А-а-а-ам!»
(Сделать резкое движение пальцами обеих («кошечка) и сжать пальцы в кулаки)
5 занятие «Сорока»
Сорока – белобока
Кашку варила,
Детушек кормила.
(Скрестить кисти рук и помахать ими, широко разведя пальцы. Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки. Перевернуть ладошку левой руки, пальцы широко разведены. По очереди загибать пальчики).
Этому дала – загнуть большой палец,
Этому дала – загнуть указательный палец,
Этому дала – загнуть средний палец,
Этому дала – загнуть безымянный палец,
Этому дала – загнуть мизинец.
Другой вариант потешки:
А этому не дала! (При этом мизинец не загибается)
«Ты воды не носил, дров не рубил!
(Указательный палец грозит мизинцу)
Февраль
1 занятие «Семья»
Этот пальчик – бабушка,
(Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)
Этот пальчик – дедушка,
(Дотронуться до указательного пальца)
Это пальчик – мамочка,
(Дотронуться до среднего пальца)
Этот мальчик – папочка,
(Дотронуться до безымянного пальца)
Этот пальчик – я!
(Дотронуться до мизинца)
А это вся моя семья! (Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки)
Март
1 занятие «Две тетери»
Как на нашем на лугу
(Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх – вниз кистями рук ладонями вниз)
Стоит чашка творогу.
(Помахать кистями рук, как крыльями)
Прилетели две тетери,
(Помахать кистями рук, как крыльями)
Поклевали,
(Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв))
Улетели! (Помахать руками)
Апрель
1 занятие «Коза»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
(Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой)
Ножками топ - топ.
(Пальцы сжать в кулаки. Постучать кулачком по кулачку)
Глазками хлоп – хлоп.
(Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединить большой палец с остальными пальцами)
Кто кашу не ест,
(Погрозить указательным пальцем правой руки)
Кто молоко не пьет –
(Погрозить указательным пальцем левой руки)
Того забодаю, забодаю, забодаю!
(Выполнять первое движение «коза»)
Май
1 занятие «Овечки»
На лугу стоят овечки
(Указательные пальчики приложить к голове в области виска, сделать маленькие ушки и покачать слегка головой)
Шерсть закручена в колечки,
(Поочередно соединять с большим пальчиком указательный, безымянный и мизинец – выполнять сразу двумя руками)
А играет для овечек на свирели человечек!
(Имитация игры на дудочке)
Средняя группа
Сентябрь
1 занятие «Побежали вдоль реки»
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.
(Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру и коленям (пальчики бегут))
Педагог произносит слова четко, постоянно ускоряя темп. Дети только выполняют движения.
2 занятие «Кот Мурлыка»
Вот кот Мурлыка ходит,
Он все за мышкой бродит.
(Легкими, свободными кистями рук выполнять движение «кошечка»)
Мышка, мышка, берегись,
Смотри, коту не попадись!
(Погрозить пальчиком левой руки, затем правой)
«А-а-а-ам!»
(Сделать резкое движение пальцами обеих («кошечка) и сжать пальцы в кулаки)
«Бабушка»
Бабушка очки надела
И внучаток разглядела.
(Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно в «колесико», приложить к глазам и посмотреть в «очки». Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из большого и среднего пальцев. Выполнить упражнение несколько раз, делая «очки» из разных пальцев. Посмотреть друг на друга, на воспитателя. Спросить детей, хорошо ли им видно в очках).
Обязательно встряхивать кисти рук, сбрасывая мышечное напряжение.
«Тики - так»
3 занятие
Педагог начинает упражнение:
(произносит высоким голосом):
Тики-так, тики-так,
Так ходики стучат.
(Указательные пальцы поднять вверх и ритмично покачивать ими вправо – влево).
(произносит в среднем регистре):
Туки-так, туки-так,
Так колесики стучат.
(Пальцы обеих рук широко раздвинуть, ладони прижать друг к другу, выполнять скользящие движения пальцами от себя к себе, не отрывая ладоней друг от друга)
(произносит низким голосом):
Туки-ток, туки-ток,
Так стучит молоток.
(Сжать пальцы в кулаки и стучать кулачком по кулачку)
4 занятие
«Мы платочки постираем"
Мы платочки постираем, крепко, крепко их потрем,
(Пальцы сжать в кулачки, тереть кулачком по кулачку)
А потом повыжимаем,
Мы платочки отожмем.
(Выполнять движение «выжимаем белье»)
А теперь мы все платочки
Так встряхнем, так встряхнем.
(Выполнять легкие движения кистями вверх – вниз)
А теперь платки погладим, мы погладим утюгом.
(Выполнять движение «гладим белье»)
А теперь платочки сложим
И в шкаф скорей положим.
(Хлопки одной ладошкой по другой и положить руки на колени)
«Семья»
Этот пальчик – бабушка,
(Указательным пальцем левой руки дотронуться до большого пальца правой руки)
Этот пальчик – дедушка,
(Дотронуться до указательного пальца)
Это пальчик – мамочка,
(Дотронуться до среднего пальца)
Этот мальчик – папочка,
(Дотронуться до безымянного пальца)
Этот пальчик – я!
(Дотронуться до мизинца)
А это вся моя семья! (Положить ладонь правой руки на ладонь левой и пожать ее. Выполнить это же упражнение, поменяв руки)
5 занятие
«Две тетери»
Как на нашем на лугу
(Пальцы широко расставлены, легкие движения вверх – вниз кистями рук ладонями вниз)
Стоит чашка творогу.
(Помахать кистями рук, как крыльями)
Прилетели две тетери,
(Помахать кистями рук, как крыльями)
Поклевали,
(Соединить большой и указательный пальцы на обеих руках («клюв))
Улетели!
(Помахать руками)
«Коза»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
(Средние и безымянные пальцы обеих рук согнуты, большие их придерживают. Указательные пальцы и мизинцы выставлены вперед. Покачивать кистями рук (если у ребенка не получается, он может выполнять упражнение одной рукой).
Ножками топ – топ,
(Пальцы сжать в кулаки. Постучать кулачком по кулачку)
Глазками хлоп – хлоп.
(Большой палец внизу, остальные пальцы прижаты друг к другу. Резким движением соединить большой палец с остальными пальцами)
Кто кашу не ест,
(Погрозить указательным пальцем правой руки)
Кто молоко не пьет –
(Погрозить указательным пальцем левой руки)
Того забодаю, забодаю, забодаю!
(Выполнять первое движение «коза»)
6 занятие
«Побежали вдоль реки» (см. 1 занятие)
«Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки. Махать руками, как крыльями.
Сели на головку,
На головку дочке. Положить руки на голову.
Ты, моя дочка,
Помаши ладошкой! Махать кистями, «прогоняя гулю».
Кыш-кыш-кыш!
7 занятие
«Кот Мурлыка» (см. 2 занятие)
«Тики-так» (см. 3 занятие)
8 занятие
«Бабушка очки надела» (см. 2 занятие)
Октябрь
1 занятие
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимать и разжимать пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Движение «фонарик»)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимать и разжимать пальцы)
В домик спрятались опять.
(Сжать руки в кулачки)
«Побежали вдоль реки» (см. занятие №1 сентябрь)
2 занятие
«Прилетели гули» (см. занятие № 6 сентябрь)
«Мы платочки постираем» (см. занятие № 4 сентябрь)
3 занятие
«Раз, два, три, четыре, пять» (см. занятие № 1 октябрь)
«Семья» (см. занятие № 4 сентябрь)
4 занятие
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
5 занятие
«Раз, два, три, четыре, пять» (см. занятие № 1 октябрь)
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
6 занятие
«Побежали вдоль реки» (см. занятие № 1 сентябрь)
«Тики – так» (см. занятие № 3 сентябрь)
7 занятие
«Раз, два, три, четыре, пять» (см. занятие № 1 октябрь)
«Две тетери» (см. занятие № 5 сентябрь)
8 занятие
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
«Бабушка очки надела» (см. занятие № 2 сентябрь)
Ноябрь
1 занятие
«Капуста»
Что за скрип? Что за хруст?
(Сжимать и разжимать пальцы)
Это что еще за куст?
(Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)
Как же быть без хруста?
Если я – капуста!
(Сделать из пальцев «шар)
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями вверх, вниз)
Мы морковку трем,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга)
Мы капусту солим,
(Имитация посыпания солью)
Мы капусту жмем!
(Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки)
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
2 занятие
«Капуста» (см. занятие № 1 ноябрь)
3 занятие
«Капуста»
«Прилетели гули» (см. занятие № 6 сентябрь)
«Тики- так» (см. занятие № 3 сентябрь)
4 занятие
«Капуста»
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
5 занятие
«Капуста»
«Раз, два, три, четыре, пять» (см. занятие № 1 октябрь)
«Две тетери» (см. занятие № 5 сентябрь)
6 занятие
«Капуста»
«Наша бабушка идет»
Наша бабушка идет
(Хлопать ладонями по коленям поочередно левой и правой руками)
И корзиночку несет.
(Пальцы слегка расставить и соединить их с пальцами другой руки)
Села тихо в уголочек
(Положить руки на колени)
Вяжет деточкам чулочек.
(Выполнять движение, имитирующее вязание на спицах)
Вдруг котята прибежали
И клубочки подобрали.
(Мягкими кистями выполнять движение «кошечка»)
Где же, где ж мои клубочки?
(Развести руки в стороны)
Как же мне вязать чулочки?
(Выполнять движение «вязание на спицах»)
7 занятие
«Семья» (см. занятие № 4 сентябрь)
«Мы платочки постираем» (см. занятие № 4 сентябрь)
8 занятие «Тики - так» (см. занятие № 3 сентябрь)
Декабрь
1 занятие
«Снежок»
Белый снег пушистый
(Плавно опускать руки вниз)
В воздухе кружится.
(Круговые движения кистями рук)
И на землю тихо
Падает, ложится.
(Ритмично, плавно опускать руки вниз)
А потом, а потом
(Имитация сгребания снега)
Мы из снега слепим дом!
(движение «пирожки»)
Ух! (Бросить снежок вперед)
2 занятие
«Снежок»
3 занятие
«Снежок»
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
4 занятие
«Снежок»
5 занятие
«Снежок»
«Капуста» (см. занятие № 1 ноябрь)
6 занятие
«Снежок»
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
7 занятие
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
«Тики- так» (см. занятие № 3 сентябрь)
8 занятие
«Снежок» (см. занятие №1 декабрь)
«Наша бабушка идет» (см. занятие №6 ноябрь)
Январь
1 занятие
«Овечка»
Вот кудрявая овечка,
(Играть растопыренными пальчиками)
Шерстка белая в колечках,
(Поочередно соединять все пальцы в «колечки»)
Шерстка мягкая, густая –
Шубка у овцы такая!
(выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами, как «кошечка»)
«Мы платочки постираем» (см. занятие № 4 сентябрь)
2 занятие
«Овечка»
«Бабушка очки надела» (см. занятие № 2 сентябрь)
3 занятие
«Овечка»
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
4 занятие
«Наша бабушка идет» (см. занятие № 6 ноябрь)
5 занятие
«Овечка»
«Капуста» (см. занятие № 1 ноябрь)
6 занятие
«Овечка»
«Раз, два, три, четыре, пять» (см. занятие № 1 октябрь)
7 занятие
«Наша бабушка идет» (см. занятие № 6 ноябрь)
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
8 занятие – стр. 81
«Овечка» (см. занятие № 1 январь)
Февраль
1 занятие
«Шарик»
Надувают шарик быстро,
(Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой.
(медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул,
(Хлопок в ладоши)
Воздух вышел,
(Подуть на сложенные ладони)
Стал он тонкий и худой.
(Собрать пальцы снова в щепотку)
2 занятие
«Шарик»
«Овечка» (см. занятие № 1 январь)
3 занятие
«Тики- так» (см. занятие № 3 сентябрь)
«Мы платочки постираем» (см. занятие № 4 сентябрь)
4 занятие
«Семья» (см. занятие № 4 сентябрь)
«Две тетери» (см. занятие № 5 сентябрь)
5 занятие
«Шарик»
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
6 занятие
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
«Прилетели гули» (см. занятие № 6 сентябрь)
7 занятие
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
8 занятие
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
«Овечка» (см. занятие № 1 январь)
Март
2 занятие
«Два ежа»
Шли по лесу два ежа,
Шли спокойно, не спеша.
(Поочередно шлепать ладонями по коленям)
На спине иголки
Длинные и колкие.
(Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)
Чуть шуршали листьями,
(Круговые движения ладошкой о ладошку)
И травкой зубки чистили!
(Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)
3 занятие
«Два ежа»
4 занятие
«Два ежа»
5 занятие
«Два ежа»
«Тики- так» (см. занятие № 3 сентябрь)
6 занятие
«Два ежа» (см. занятие № 2 март)
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
7 занятие
«Овечка» (см. занятие № 1 январь)
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
8 занятие
«Два ежа» (см. занятие № 2 март)
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
Апрель
1 занятие
«Замок»
На двери висит замок,
Кто его открыть бы мог?
(Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок)
Потянули,
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Покрутили,
(Движения сцепленными пальцами от себя к себе)
Постучали.
(Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)
И открыли!
(Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны)
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
2 занятие
«Замок»
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
3 занятие
«Замок»
«Тики- так» (см. занятие № 3 сентябрь)
«Коза» (см. занятие № 5 сентябрь)
4 занятие
«Овечка» (см. занятие № 1 январь)
«Мы платочки постираем» (см. занятие № 4 сентябрь)
5 занятие
«Замок» (см. занятие № 1 апрель)
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
6 занятие
«Две тетери» (см. занятие № 5 сентябрь)
«Наша бабушка идет» (см. занятие № 6 ноябрь)
7 занятие
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
«Два ежа» (см. занятие № 2 март)
8 занятие
«Замок» (см. занятие № 1 апрель)
«Тики- так» (см. занятие № 3 сентябрь)
Май
1 занятие
«Пекарь»
Пекарь, пекарь из муки
Испеки нам колобки.
(Движение «печем пирожки»)
Да сушки – Ванюшке,
(Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно)
Да баранки – Танюшке,
(Присоединить средний палец)
Да бублики – Гришке,
(Присоединить безымянный)
Да крендель – Маришке.
(Все кончики пальцев соединить вместе, локти развести в стороны)
2 занятие
«Пекарь» (см. занятие № 1 май)
«Замок» (см. занятие № 1 апрель)
3 занятие
«Два ежа» (см. занятие № 2 март)
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
4 занятие
«Пекарь» (см. занятие № 1 май)
«Овечка» (см. занятие № 1 январь)
5 занятие
«Пекарь» (см. занятие № 1 май)
«Замок» (см. занятие № 1 апрель)
6 занятие
«Замок» (см. занятие № 1 апрель)
«Шарик» (см. занятие № 1 февраль)
7 занятие
«Два ежа» (см. занятие № 2 март)
«Кот Мурлыка» (см. занятие № 2 сентябрь)
8 занятие
«Пекарь» (см. занятие № 1 май)
«Раз, два, три, четыре, пять» (см. занятие № 1 октябрь)
Старшая группа
Сентябрь
2 занятие
«Поросята»
Две свинки
(Сжать пальцы обеих рук в кулачки, большой палец поднять)
В загоне у фермера жили,
(Сделать из пальцев «плетень»)
И между собою дружили.
(Сложить руки в замочек)
У каждой росло по четыре ребенка –
Четыре веселых смешных поросенка.
(Большой палец прижать к ладони, шевелить остальными пальцами)
И вместе все восемь любили играть,
Плескаться в воде, кувыркаться, плясать.
(выполнять произвольные движения руками)
А вечер настанет – и к маме бегут,
(Большой палец прижать к ладони и шевелить остальными пальцами)
Лягут в загоне и вместе заснут!
(Сделать из пальчиков «плетень»)
3 занятие, 4 занятие, 5 занятие, 6 занятие, 7 занятие, 8 занятие - «Поросята»
Октябрь
1 занятие
«Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы обеих рук соединить в замок)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Ритмичные касания пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять
(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)
Начинай считать опять:
(Руки опустить вниз, встряхнуть кистями)
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать!
2, 3, 4, 5, 6, 7 занятия - «Дружат в нашей группе»
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
8 занятие – любая знакомая пальчиковая игра по желанию детей.
Ноябрь
1 занятие
«Зайка»
Скачет зайка косой
(Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить и наклонять их вперед)
Под высокой сосной.
(Ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)
Под другою сосной
(Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить)
Скачет зайка второй.
(Выпрямить указательный и средний пальцы правой руки, остальные соединить и наклонять их вперед)
2 занятие
«Зайка»
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
3 занятие
«Дружат в нашей группе» (см. занятие № 1 сентябрь)
«Шарик»
Надувают шарик быстро,
(Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)
Он становится большой.
(медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул,
(Хлопок в ладоши)
Воздух вышел,
(Подуть на сложенные ладони)
Стал он тонкий и худой.
(Собрать пальцы снова в щепотку)
4 занятие
«Капуста»
Что за скрип? Что за хруст?
(Сжимать и разжимать пальцы)
Это что еще за куст?
(Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном», покружить ими)
Как же быть без хруста?
Если я – капуста!
(Сделать из пальцев «шар)
Мы капусту рубим,
(Резкие движения прямыми кистями вверх, вниз)
Мы морковку трем,
(Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга)
Мы капусту солим,
(Имитация посыпания солью)
Мы капусту жмем!
(Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки)
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
5 занятие – игра по выбору детей.
6 занятие
«Дружат в нашей группе» (занятие № 1 октябрь)
7 занятие
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
8 занятие – игра по выбору детей
Декабрь
1 занятие
«Мы делим апельсин»
Мы делим апельсин
(Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)
Апельсин всего один.
(слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх)
Эта долька – для кота,
(загнуть указательные пальцы)
Эта долька – для ежа,
(Загнуть средние пальцы)
Эта долька – для улитки,
(Загнуть безымянные пальцы)
Эта долька – для чижа,
(загнуть мизинцы)
Ну, а волку – кожура!
(Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз)
Он сердит на нас, беда!
(Погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда!
(спрятать руки за спину)
2 занятие
«Мы делим апельсин» (см. занятие № 1 декабрь)
3 занятие
«Мы делим апельсин» (см. занятие № 1 декабрь)
«Дружат в нашей группе» (занятие № 1 октябрь)
4 занятие
«Шарик» (см. занятие № 3 ноябрь)
5 занятие
«Мы делим апельсин» (см. занятие № 1 декабрь)
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
6 занятие
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
Другие игры – по желанию детей
7, 8. Занятия – игры по желанию.
Январь
1 занятие
«Коза и козленок»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
(Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем)
К ней козленочек спешит,
Колокольчиком звенит.
(пальцы соединить в «щепотку», опустить кисти рук вниз и потрясти ими)
За козленком бежит волк
(Одновременно резко сжимать и разжимать пальцы рук)
И зубами щелк да щелк!
(Соединить запястья рук, одна кисть сверху. Пальцы расставлены и полусогнуты. Ритмично соединять и разъединять одноименные пальцы
Рассердилась тут коза:
(Указательный палец и мизинец поднять вверх, остальные прижать к ладони большим пальцем)
«Волку выколю глаза!»
2 занятие
«Коза и козленок» (см. занятие № 1 январь)
«Мы делим апельсин» (см. занятие № 1 декабрь)
3 занятие
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
«Дружат в нашей группе» (занятие № 1 октябрь)
4, 5, 6 занятия
«Коза и козленок» (см. занятие № 1 январь)
«Шарик» (см. занятие № 3 ноябрь)
7, 8 занятия
«Коза и козленок» (см. занятие № 1 январь)
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
Февраль
1 занятие
«Кулачки»
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем.
(Поочередно прижать пальчики, собирая их в кулачок, начиная с большого пальца сначала на правой, затем на левой руке)
Разогнуться и подняться,
(Ритмично и энергично сжимать и разжимать пальчики, широко их расставляя)
Пальчик к пальчику прижаться.
(Ритмично прижимать одноименные пальцы)
2 занятие
«Кулачки»
«Капуста» (см. занятие № 4 ноябрь)
3 занятие
«Шарик» (см.занятие № 3 ноябрь)
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
4 занятие
«Кулачки» (см. занятие № 1 февраль)
«Коза и козленок» (см. занятие № 1 январь)
5 занятие
Знакомые игры по желанию детей
6 занятие
«Мы делим апельсин» (см. занятие № 1 декабрь)
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
7 занятие – игры по желанию
8 занятие
«Кулачки» (см. занятие № 1 февраль)
«Шарик» (см.занятие № 3 ноябрь)
Март
1 занятие
«Птички прилетели»
Птички прилетели,
(соединить пальчики обеих рук в «клювики»)
Крыльями махали,
(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревья сели,
(Руки вверх, все пальцы широко расставить)
Вместе отдыхали.
(Соединить пальчики обеих рук в «клювики)
2 занятие
«Птички прилетели»
3 занятие
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
4 занятие
«Кулачки» (см. занятие № 1 февраль)
«Дружат в нашей группе» (занятие № 1 октябрь)
5 занятие
«Птички прилетели» (см. занятие № 1 март)
6 занятие
«Шарик» (см.занятие № 3 ноябрь)
«Зайка» (см. занятие № 1 ноябрь)
7, 8 занятия – игры по желанию.
Апрель
1 занятие
«Вышла кошечка»
Вышла кошечка вперед
(Указательный палец и мизинецправой руки согнуты вверху (как ушки), остальные пальцы прижаты к ладони: большой палец придерживает средний и безымянный)
К нам идет, хвостом играет.
(Левой ладонью махать у основания правой кисти)
Ей навстречу из ворот
(Соединить перед собой кончики средних пальцев («воротики»), ладони – перед собой, большие пальцы выпрямить)
Две собаки выбегают.
(Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе)
2 занятие
«Вышла кошечка»
«Кулачки» (см. занятие № 1 февраль)
3 занятие
«Птички прилетели» (см. занятие № 1 март)
«Коза и козленок» (см. занятие № 1 январь)
4 занятие
«Кулачки» (см. занятие № 1 февраль)
«Шарик» (см.занятие № 3 ноябрь)
5 занятие – по желанию детей
6 занятие
«Дружат в нашей группе» (занятие № 1 октябрь)
«Мы делим апельсин» (см. занятие № 1 декабрь)
7 занятие
«Вышла кошечка» (см. занятие № 1 апрель)
«Поросята» (см. занятие № 2 сентябрь)
8 занятие – ребенок выходит вперед и, молча, показывает упражнение. Дети отгадывают, что это за игра.
Май
1 занятие
«Цветок»
Вырос цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка их округлить, как «бутон»)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Все лепесткам красоту и питанье
(Выполнять ритмичные движения пальцами вместе – врозь)
Дружно дают корешки под землей.
(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, развести пальчики и пошевелить ими_
2, 3, 4, 5, 6, 7 занятия – повторение знакомых игр – упражнений.
Подготовительная группа
Сентябрь
3, 4, 5, 6, 7, 8 занятия:
«Мама»
- Мама, мама!
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).
- Что, что, что?
(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)
- Гости едут.
(Снова касаются друг друга мизинцы)
- Ну и что?
(Соприкасаются указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, Чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
- Здрасьте, здрасьте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание)).
Октябрь
1, 2, 3, 4, 5, 6 занятия:
«Замок – чудак»
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
(Пальцы сцеплены в «замок»)
Я его и так, я его и сяк.
Я его туда, я его сюда.
(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Ну никак не открывается!
(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей –
(Энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)
Вынул связку я другую
(Те же движения выполнять другой рукой)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля – (Поднять большой палец вверх)
- Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! – (Развести руки в стороны)
7, 8 занятия – педагог показывает знакомые упражнения, не произнося текст. Дети отгадывают его и выполняют все вместе.
Ноябрь
1 занятие
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
2 занятие
«Замок – чудак»
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
(Пальцы сцеплены в «замок»)
Я его и так, я его и сяк.
Я его туда, я его сюда.
(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Ну, никак не открывается!
(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей –
(Энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)
Вынул связку я другую
(Те же движения выполнять другой рукой)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля – (Поднять большой палец вверх)
Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! – (Развести руки в стороны)
4 занятие
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
«Мама»
- Мама, мама!
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).
- Что, что, что?
(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)
- Гости едут.
(Снова касаются друг друга мизинцы)
- Ну и что?
(Соприкасаются указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, Чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
- Здрасьте, здрасьте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание
4 занятие
«Замок – чудак»
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
(Пальцы сцеплены в «замок»)
Я его и так, я его и сяк.
Я его туда, я его сюда.
(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Ну, никак не открывается!
(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей –
(Энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)
Вынул связку я другую
(Те же движения выполнять другой рукой)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля (Поднять большой палец вверх)
Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! (Развести руки в стороны)
«Мама»
- Мама, мама!
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).
- Что, что, что?
(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)
- Гости едут.
(Снова касаются друг друга мизинцы)
- Ну и что?
(Соприкасаются указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, Чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
- Здрасьте, здрасьте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
5 занятие
«Мы делим апельсин»
Мы делим апельсин
(Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)
Апельсин всего один.
(слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням, остальные пальцы поднять вверх)
Эта долька – для кота,
(загнуть указательные пальцы)
Эта долька – для ежа,
(Загнуть средние пальцы)
Эта долька – для улитки,
(Загнуть безымянные пальцы)
Эта долька – для чижа,
(загнуть мизинцы)
Ну, а волку – кожура!
(Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз)
Он сердит на нас, беда!
(Погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда!
(спрятать руки за спину)
«Два ежа»
Шли по лесу два ежа,
Шли спокойно, не спеша.
(Поочередно шлепать ладонями по коленям)
На спине иголки
Длинные и колкие.
(Резкими движениями растопыривать пальцы и прятать их в кулак)
Чуть шуршали листьями,
(Круговые движения ладошкой о ладошку)
И травкой зубки чистили!
(Указательным пальцем одной руки имитировать чистку зубов)
6 занятие
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
7 занятие
«Мама»
- Мама, мама!
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).
- Что, что, что?
(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)
- Гости едут.
(Снова касаются друг друга мизинцы)
- Ну и что?
(Соприкасаются указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, Чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
- Здрасьте, здрасьте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
«Замок – чудак»
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
(Пальцы сцеплены в «замок»)
Я его и так, я его и сяк.
Я его туда, я его сюда.
(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Ну, никак не открывается!
(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей –
(Энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)
Вынул связку я другую
(Те же движения выполнять другой рукой)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля (Поднять большой палец вверх)
Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! (Развести руки в стороны)
8 занятие
«Мама» (см. 7 занятие)
«В гости» (см. 6 занятие)
Декабрь
1 занятие
«Гномы»
Стали гномы гостей приглашать.
(Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки)
Стали гномы гостей угощать.
(Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой руки)
Каждому гостю досталось варенье,
Пальчики склеило то угощенье.
(«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого пальца, соединить одноименные пальцы (подушечки) рук. Пальцы широко расставлены)).
Плотно прижались ладошка к ладошке,
Гости не могут взять даже ложки!
(Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо).
2 занятие
«Гномы» (см. занятие № 1 декабрь)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
3 занятие
«Гномы» (см. занятие № 1 декабрь)
«Мама»
- Мама, мама!
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).
- Что, что, что?
(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)
- Гости едут.
(Снова касаются друг друга мизинцы)
- Ну и что?
(Соприкасаются указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, Чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
- Здрасьте, здрасьте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
4 занятие
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
«Замок – чудак»
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
(Пальцы сцеплены в «замок»)
Я его и так, я его и сяк.
Я его туда, я его сюда.
(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Ну, никак не открывается!
(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей –
(Энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)
Вынул связку я другую
(Те же движения выполнять другой рукой)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля (Поднять большой палец вверх)
- Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! (Развести руки
5 занятие
«Гномы» (см. занятие № 1 декабрь)
«Мама» (см. занятие № 3 декабрь)
6 занятие
«Гномы» (см. занятие № 1 декабрь)
«Замок – чудак» (см. занятие №4 декабрь)
7, 8 занятия – педагог показывает движения, дети узнают игру, повторяют ее.
Январь
1 занятие
«Утро настало»
Утро настало,
Солнышко встало.
(Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками»)
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
(Четыре пальца правой руки сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнить им круговые движения).
- Вставай, Большак!
(Большим и указательным пальцами правой руки щелкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца)
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка – Митрошка!
- Привет, Ладошка! – (щелчок в центр ладошки)
Все потянулись…
И проснулись! – (Руки поднять вверх, пальцы растопырить и пошевелить ими).
2 занятие
«Утро настало» ( см занятие № 1 январь)
«Гномы» (см. занятие № 1 декабрь)
3 занятие
«Утро настало» ( см занятие № 1 январь)
«Мама» (см. занятие № 3 декабрь)
4 занятие
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
«Замок – чудак»
На двери замок – чудак.
Не открыть его никак.
(Пальцы сцеплены в «замок»)
Я его и так, я его и сяк.
Я его туда, я его сюда.
(Несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)
Ну, никак не открывается!
(Выполнять потягивание, пытаясь открыть «замок»)
Вынул связку я ключей –
(Энергично встряхивать кистью одной руки)
Ну-ка, ключик, поскорей!
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от сарая.
(Поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой; безымянный и указательный пальцы «застревают в замке»)
Вынул связку я другую
(Те же движения выполнять другой рукой)
Этот ключик не подходит,
Этот ключик не выходит,
Этот ключ не открывает,
Этот ключ не вылезает.
Этот ключик – от рояля (Поднять большой палец вверх)
- Дверка, миленькая, откройся!
- Входите, пожалуйста! (Развести руки в стороны)
5 , 6 занятия:
«Утро настало» ( см занятие № 1 январь)
«Мама» (см. занятие № 3 декабрь)
7, 8 занятия:
«Замок – чудак» (см. занятие № 4 январь)
«Утро настало» ( см занятие № 1 январь)
Февраль
1 занятие
«Мостик»
Вот мостик горбатый,
(Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой)
Вот козлик рогатый,
(Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставит вперед)
На мостике встретил он
Серого братца. (Сделать «козу» левой рукой).
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться!
(Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук)
И с козликом козлик
Стали бороться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались,
(Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую).
И в речке глубокой
Вдвоем оказались!
(Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз)
2 занятие
«Мостик»
«Утро настало»
Утро настало,
Солнышко встало.
(Кисти рук скрещены, пальцы растопырены, как «солнышко с лучиками»)
- Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
(Четыре пальца правой руки сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнить им круговые движения).
- Вставай, Большак!
(Большим и указательным пальцами правой руки щелкать по кончикам пальцев левой руки, начиная с большого пальца)
- Вставай, Указка!
- Вставай, Середка!
- Вставай, Сиротка!
- И Крошка – Митрошка!
- Привет, Ладошка! – (щелчок в центр ладошки)
Все потянулись…
И проснулись! – (Руки поднять вверх, пальцы растопырить и пошевелить ими).
3 занятие
«Мостик»
Вот мостик горбатый,
(Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой)
Вот козлик рогатый,
(Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставит вперед)
На мостике встретил он
Серого братца. (Сделать «козу» левой рукой).
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться!
(Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук)
И с козликом козлик
Стали бороться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались,
(Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую).
И в речке глубокой
Вдвоем оказались!
(Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз)
«Мама»
- Мама, мама!
(Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. Мизинцы четыре раза энергично касаются друг друга).
- Что, что, что?
(Три раза касаются друг друга указательные пальцы)
- Гости едут.
(Снова касаются друг друга мизинцы)
- Ну и что?
(Соприкасаются указательные пальцы)
- Здрасьте, здрасте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, Чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
- Здрасьте, здрасьте!
(Безымянный и средний пальцы дважды скрещиваются с теми же пальцами другой руки)
- Чмок, чмок, чмок!
(Эти же пальцы «целуются» (легкое касание))
4 занятие
«Замок – чудак» (см. занятие № 4 январь)
«В гости»
В гости к пальчику большому
(Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами и прижать их к ладоням)
Прибегали прямо к дому
(Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами)
Указательный и средний,
Безымянный и последний -
(Прижимать к ладони те пальцы, о которых говорится)
Сам мизинчик – малышок
Постучался на порог.
(Постучать кулачком о кулачок)
Все пальчики – друзья,
(Пожать ладошкой ладошку)
Друг без друга нам нельзя!
(Пальцы одной руки соединить с соответствующими пальцами другой руки)
5 занятие
«Мостик»
Вот мостик горбатый,
(Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой)
Вот козлик рогатый,
(Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставит вперед)
На мостике встретил он
Серого братца. (Сделать «козу» левой рукой).
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться!
(Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук)
И с козликом козлик
Стали бороться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались,
(Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую).
И в речке глубокой
Вдвоем оказались!
(Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз)
«Гномы»
Стали гномы гостей приглашать.
(Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки)
Стали гномы гостей угощать.
(Указательным пальцем левой руки надавливать по очереди на подушечки правой руки)
Каждому гостю досталось варенье,
Пальчики склеило то угощенье.
(«Намазывать» варенье на кончик каждого пальца. Последовательно, начиная с большого пальца, соединить одноименные пальцы (подушечки) рук. Пальцы широко расставлены)).
Плотно прижались ладошка к ладошке,
Гости не могут взять даже ложки!
(Плечи приподнять, руки слегка развести в стороны, сделать удивленное лицо).
6, 7, 8 занятия:
Игры по желанию дете
Март
1 занятие
«Паук»
У тебя, скажи, паук,
Сколько ног и сколько рук?
(Соединить большой палец левой руки с мизинцем правой. Поворачивая кисти рук, соединить большой палец правой руки с мизинцем левой. Снова поворачивая кисти рук, соединить большой палец левой руки с мизинцем правой и т. д.)
Отвечай-ка, паучок,
Сколько рук и сколько ног?
(Поочередно соединять одноименные пальцы рук)
- Когда лапы по дорожке
Ходят – это мои ножки.
(Запястье одной руки положить на запястье другой, опустить пальцы вниз и пошевелить ими)
Лапы вяжут паутинку,
Будто руки ткут холстинку.
(Соединить четыре пальца на каждой руке в щепотку, мизинцы слегка отвести. Выполнять движения, имитирующее вязание)
Если я крадусь за мошкой,
Мои лапы – это ножки.
(Запястье одной руки положить на запястье другой и плавно пошевелить ими.
Если попадутся мухи,
(Прижать основания ладоней друг к другу, пальцы слегка согнуть и растопырить)
Лапы цапнут их, как руки!
(Не отрывая основания ладоней, быстро прижать пальцы друг к другу, соединить икончики пальцев обеих рук – сделать «коробочку»)
2 занятие
«Паук» (см. занятие № 1 март)
«Мостик»
Вот мостик горбатый,
(Пальцы прижать друг к другу, одну ладонь положить поверх другой)
Вот козлик рогатый,
(Правой рукой сделать «козу»: согнуть средний и безымянный пальцы, прижать их большим пальцем к ладони. Указательный палец и мизинец выставит вперед)
На мостике встретил он
Серого братца. (Сделать «козу» левой рукой).
Упрямцу с упрямцем
Опасно встречаться!
(Соединить указательные пальцы и мизинцы обеих рук)
И с козликом козлик
Стали бороться.
Бодались, бодались,
Сражались, сражались,
(Не отрывая пальцы друг от друга, поднимать кисти рук: то правую, то левую).
И в речке глубокой
Вдвоем оказались!
(Разъединить руки и резко опустить их пальцами вниз)
3, 4 занятия:
«Паук» (см. занятие № 1 март)
«Замок – чудак» (см. занятие № 4 январь)
5, 6, 7, 8 занятия: по выбору детей.
Апрель
1 занятие
«Ворота»
Тра-та-та,
Растворились ворота,
А оттуда из ворот,
Вышел маленький народ.
(Все стоят и ритмично хлопают в ладоши)
Одна тетя вот такая,
А другая вот такая,
Третья тетя вот такая,
А четвертая такая!
(Дети показывают разных теть: высокие, толстые, сердитые, воображули)
Ой - да, ой –да – да!
Выходи скорей сюда!
(Хлопают в ладоши)
«Сороконожки»
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
(Дети пальчиками изображают движение ног сороконожки: пальцы правой руки «бегут» по левой руке, пальцы левой руки «бегут» по правой руке)
Побежали, побежали
И друг дружечку догнали!
(Пальцы встречаются на груди)
Так друг дружечку обняли,
Что едва мы их разняли!
(Сцепить пальцы в замок. Потянуть сцепленные пальцы в стороны и расцепить пальцы).
2, 3, 4, 5 занятия:
«Сороконожки»
Вариант 2: «сороконожки» бегут от плеч к коленям, «встречаются» внизу,
Вариант 3: «сороконожки» бегут от коленей, по животу, плечам, соединяются за шеей,
Вариант 4: дети, сидя на стульях, поворачиваются лицом к рядом сидящему ребенку. «Сороконожки» бегут от плеч по груди и животу к коленям другого ребенка. В конце сцепить руки с партнером.
Вариант 5: дети, стоя в парах, кладут руки друг другу на плечи. «Сороконожки» бегут от плеч партнера по его рукам. В конце пальчики партнеров сцепляются.
6, 7, 8 занятия: повторять все варианты упражнения.
Май
1 занятие
«Пять поросят»
(Пальцы обеих рук сжаты в кулачки)
Два пухлых поросенка
Купаются в пруду.
(Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать)
Два ловких поросенка
Играют в чехарду.
(Указательными пальцами обеих рук поочередно стучать пальчик о пальчик)
Два сильных и высоких
Играют в баскетбол.
(Два средних пальца слегка поднимать и опускать («подбрасывать мяч»))
Два самых быстроногих
Бегут гонять в футбол.
(Шевелить безымянными пальцами)
Два маленьких, веселых
Танцуют и поют.
(Мизинчики «скачут» вместе или по очереди)
Потом все поросята
Обедать в дом идут.
(Пальчики «шагают» по коленям)
Два пухлых поросенка
Готовят винегрет.
(Большие пальцы обеих рук опустить вниз и вращать)
Два ловких и умелых
Готовят всем омлет.
(Выполнять «моталочку» указательными пальцами)
Два сильных и высоких
В столовой моют пол.
(Водить по столу вперед-назад кончиками средних пальцев)
Два аккуратных ставят
Еду на чистый стол.
(Подушечками безымянных пальцев нажимать в нескольких местах по коленям или по столу)
Два маленьких, веселых
Всем песенки поют.
(Мизинчики «скачут» вместе или по очереди)
И снова поросята
Гурьбой гулять идут.
(Все пальчики «бегут» по столу или коленям).
2, 3, 4 занятия:
«Пять поросят»
5, 6, 7, 8 занятия повторение упражнений по желанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей
Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....
Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.
Значение пальчиковых игр для развития речи детей....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.
Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников: формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."
Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...