«Роль кинезиологических упражнений и пальчиковых игр в развитии ребёнка»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль кинезиологических упражнений и пальчиковых игр в развитии ребёнка»
Подготовила учитель-логопед Самсонова Ирина Владимировна
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Специализация полушарий по речевой функции.
Левое полушарие – речевое. В нем находятся центры моторной и понятийной речи.
Правое полушарие – не речевое, но в нем находятся центры выразительности и интонационности речи.
Для осуществления нормативной речи необходимо участие обоих полушарий
Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела.
Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.
Пальчиковые кинезиологические упражнения используют для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.
Перед выполнением пальчиковых игр необходимо выполнить массаж рук. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для развития моторики способствует развитию речи ребенка.
Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т. к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец — с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.
Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.
Польза от пальчикового массажа
Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:
• Иммунная система становится крепче;
• Понижается артериальное давление;
• Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
• Нормализуется дыхательная функция организма;
• Стимулируется работы внутренних органов;
• Повышается концентрация внимания;
• Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
• Стимулируется развитие речи;
• Отношения с родителями становятся крепче.
Для ребенка старше 3х лет процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.
Упражнения необходимо проводить ежедневно, учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.
«Наши пальчики»
Понемножку по ладошке наши пальчики идут, пальцы одной руки легко стучат по ладони другой
Серединку на ладошке наши пальчики найдут. то же другой рукой
Чтоб внимательнее стать, нужно точку нажимать. нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу, круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку. легко пошевелить пальцами. Давим, крепко сжать кулаки
Тянем, напряженно вытянуть пальцы. Отдыхаем. расслабить кисть. Мы внимательными станем! скрестить руки на груди.
«Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку).
«Котёнок»
«Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать!» (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности).
Особенности массажа и гимнастики
• Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
• Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
• Так ребенку будет комфортнее во время массажа.
• Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
• В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
• При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
• Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен — постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
• Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль кинезиологических упражнений в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Кинезиологические упражнения...
Консультация для родителей "Роль кинезиологических упражнений в развитии ребёнка"
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей и родителей «Роль кинезиологических упражнений в развитии дошкольников»
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполуша...
Роль кинезиологических упражнений в сенсорном развитии детей раннего возраста
Аннтация. Как поддержать познавательную деятельность ребенка, развить его собственные психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая ребенка необходимой информацией? К...
Мастер-класс для родителей «Кинезиологические упражнения и пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у детей с ОНР».
Цель мастер-класса: Повышение компетентности родителей по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1. Повышение уровня ...
Консультация для родителей. «Роль кинезиологических упражнений и пальчиковых игр в развитии ребенка»
Консультация для родителей.«Роль кинезиологических упражнений и пальчиковых игр в развитииребенка»...