Памятка для родителей по формированию навыков звукового анализа
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Платонова Таиса Александровна

 Цель памятки: формировать у родителей представление о подготовке к обучению грамоте,  навыки звукового анализа, отличие звука от буквы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_rodit.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.  

Сегодня мы поговорим о том, какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений как у детей так и у родителей.

Большинство   родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причина?

На наш взгляд, к таковым относятся: микросоциальная и педагогическая запущенность ребенка, отсутствие желания и привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении.

Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности. «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова».

То есть, если мы хотим, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.    

В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие?

 ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ  ВОСПРИЯТИЕ или ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - это способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы).

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребенок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону.  

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (звуки, входящие в его состав).

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

Но так как у детей с ОНР все эти процессы происходят с отставанием они еще и в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (Ш на С, Р на Л, Ч на Ть, Щ на СЬ и наоборот), не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр.

Итак, несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.

Для успешного обучения грамоте у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут им правильно усвоить навыки чтения и письма.  

   Основой устной и письменной речи является фонематическая система, которая  включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Несформированность или нарушение одного из перечисленных компонентов   приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

Особые трудности в период обучения грамоте испытывают дети, у которых оказывается не сформирован фонематический анализ, который является одним из основных операций над языком и более высокой ступенью развития фонематической системы. 

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения, в связи с нарушением у детей фонематического восприятия. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков, определение места звука.

Для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений   я предлагаю отправиться в путешествие по Стране звуков и слов, в которой мы сможем пополнить свой багаж знаний, умений и навыков в области обучения грамоте.

Прежде чем отправиться в эту загадочную страну, я предлагаю вам  разминку, блиц-опрос:

- что такое речь? – (всё, что мы говорим и пишем)

- формы речи – (устная и письменная)

- из чего состоит наша речь? – (из предложений)

- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)

- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)

- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)

- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)

Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.

1.«Поймай звук»

Хлопнуть в ладоши (поднять руку) на заданный звук.

- Взрослый называет звуки (до 10 звуков), ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если услышит заданный звук.

- Взрослый называет слоги, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слог с заданным звуком.

- Называются слова, ребенок хлопает в ладоши, если услышит слово с заданным звуком.

2. «Лишнее слово»

Взрослый четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

Канава, канава, какао, канава;

Утенок, котенок, утенок, утенок;

Ком, ком, кот, ком;

минута, монета,  минута, минута и т.д.

2. «Отбери картинку»

Отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.

Звуковой анализ является своеобразной основой, к которой присоединяется ознакомление и с характеристикой звуков, и с ударением, и со слоговой структурой. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует целенаправленная работа по развитию фонематического слуха, представлений по развитию элементарных форм фонематического  анализа, по усвоению понятий “звук”, “буква”, “слово”. Обучаясь этому, дети усваивают основные фонематические противопоставления, устанавливают смысло - различительные функции фонем. Данный вид анализа предполагает не только выделение и узнавание отдельного звука в слове, связывание его с буквой. Основное значение – ввести ребенка в звуковую систему языка, научить устанавливать отношения между звуками, составляющими слово.

Дети не могут овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Поэтому при обучении грамоте старших дошкольников необходимо использовать разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно.

Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям в обучении грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом.

Показ звуковых обозначений на доске

Игра «Определи первый звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить, с какого звука  начинается слово «айсберг», «лавка» выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука

- со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);

- со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, ласточка).

Игра «Определи последний звук в слове»

На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить последний звук в слове «нос», «малыш» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком

- звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);

- звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).

Игра «Определи позицию звука в слове»

У каждого на столе карточки. Предлагается определить позицию звука «Р» в словах и показать соответствующую карточку. Слова: помидор, мухомор, радуга, заноза, ворона, ромашка, раствор.

Воспитатель:

Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят), могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом.

Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, МММ) но петь их нельзя.

Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "река" слышится мягкий согласный звук [р'], а в слове "рука" - твёрдый согласный звук [р]. Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого звука? При произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука. Например, в слове "перерыв" при произношении первого согласного звука [р'] воздух проходит через более узкую щель, чем при произношении второго согласного звука [р]. Согласные твёрдые звуки обозначаются синим цветом, а согласные мягкие звуки – зелёным цветом.

 Игра «Собери бусы»

У каждого на столе «бусины» красного и синего цвета, предлагается определить гласный или твердый согласный звук прозвучал, и обозначить его соответствующим цветом. Звуки: «а», «в», «у»…

Игра «Звуковой мячик»

Я буду называть твёрдый согласный звук, а вы назовёте его мягкий вариант, т.е. найдёте пару.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам произвести звуковой анализ слова «лук»

Проводится звуковой анализ слова (у каждого набор сигнальных квадратов)

Воспитатель:

Слово делится на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать. Можно подставить ладонь руки под подбородок, сколько раз подбородок коснётся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов. Слоги графически обозначаются дугами.

 Игра «Посели слова в домики»

На доске изображение – предлагается определить количество слогов в словах, изображённых на картинках и «заселить» эти слова в соответствующие домики.

Воспитатель:

Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.

Родителям предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.

Составление предложений по графической схеме (индивидуально)

Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.

Составление графической схемы предложения

Воспитатель:

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка, необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать ручку (ручку держим тремя пальцами – большим, указательным и средним – щепоть), ориентироваться в пространстве (умение различать правую и левую руку), развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь.

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до прихода в школу. Захват погремушки, игры с пальчиками малыша, массаж кончиков пальцев, рисование каракулей, лепка из пластилина, глины, теста и многое другое поможет будущему ученику научиться красиво писать, не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций.

Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неточный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки. Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная посадка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить.

 А как же правильно?

При письме пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным, большой палец расположен несколько выше указательного; опора на мизинец; средний и безымянный расположены почти перпендикулярно краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца 1,5-2 см. Конец пишущего предмета ориентирован на плечо. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует понаблюдать за тем, как ребенок пишет, и решить, правильно ли он выполняет это действие.

Можно использовать такой методический прием. Поменяйтесь с ребенком ролями. Пусть он руководит вашими действиями, подсказывая, если вы что-то делаете не так. Этот прием концентрирует внимание на элементах выполняемой работы и более эффективно организует обучение. Затем ребенок действует самостоятельно. Подсказка должна быть минимальной и постепенно сводиться на «нет».

Как распознать неправильный навык?

О неправильном навыке письма говорят следующие детали:

Неправильное положение пальцев: ребенок держит пишущий предмет `щепотью`, горсточкой`, в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.

Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.

Верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя.

Кисть жестко фиксирована.

Слишком сильный или слабый нажим при письме и рисовании.

Вас должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае малыш не умеет изменять направление линии при помощи пальцев.

Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 сантиметра (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует вместо окружности овал, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.

 Как исправить?

Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами.

На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.

Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.

 

 Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?

 Разминать пальцами тесто, глину, пластилин, мять паралоновые шарики, губку.

Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

Завязывать узлы на толстой и тонкой веревках и шнурках.

Заводить будильник, игрушки ключиком.

Штриховать, рисовать, раскрашивать карандашом, мелом, красками, ручкой и т.д.

Резать ножницами.

Делать пальчиковую гимнастику.

Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

Заниматься на домашнем стадионе и снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина и другие).

Родителям предлагаются упражнения для подготовки руки к письму

Упражнения для подготовки руки к письму (проводятся с родителями)

«Пальчиковая гимнастика» (представляем картотеку, созданную воспитателями группы).

Упражнение «Зеркало» Цель: развитие мелкой мускулатуры рук, умение повторять за ведущим.

Упражнение с карандашом «Добываем огонь», «Пропеллер», «Вращение», «Шаги» Цель: упражнять в прокатывании карандаша между ладонями, двумя-тремя пальцами по столу.

Упражнения для подготовки к технике письма

 (проводятся с родителями)

Содержание работы включает: формирование ориентировки в своем теле, от себя, на листе бумаги, относительно себя, другого предмета, умение слушать и воспроизводить ритм (хлопки, удары и пр.), ритмические рисунки, рисовать бордюры в сетках, упражнять в штриховке.

Штриховка «Кораблик»

Взрослый рисует любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и проводит в ней 1-2 линии (горизонтальные, вертикальные или по диагонали), на конце которых нарисовано по одной стрелочке (чтобы ребенок понимал, в каком направлении штриховать фигуру). Ребенок заканчивает штриховку, начатую взрослым, а взрослый в это время следит за тем, чтобы ребенок рисовал в нужном направлении и чтобы линии были прямые и ровные.

Упражнения для формирования элементарных графических умений (проводятся с родителями)

 Графический диктант «Собачка».

 Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с самого простого, например: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна направо.

Воспитатель:

 А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы. «Больше всего мне понравилось…», «В дальнейшем я буду использовать…», «Здесь я узнала нового…».

Педагог предлагает родителям оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»

 Педагог предлагает печатные рекомендации по теме, домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков звукового анализа

Развитие фонематического слуха и формирование навыков звукового анализа - важнейшие задачи подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. С помощью подобных презентаций процесс обу...

ПАМЯТКА "Развитие умений и навыков звукового анализа и синтеза у детей 5-7 лет"

Работа по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста (формирование простых и сложных форм звукового анализа, синтеза, слогового анализа и синтеза, фонематических представлений) дол...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...