" Дети с ограниченными возможностями здоровья. Кто это? Какие они?"
презентация по коррекционной педагогике
Презентация с подробным разъяснением о детям с ограничеснными возможностями здоровья. Категории детей. Алгоритм действия при сопровождении детей с ОВЗ,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya1_wecompress.com_.pptx | 748.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ОВЗ – кто это? ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ Статья 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии , подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий
Важно! Ребенок с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения
Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница? «Ребенок с ОВЗ» – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. «Ребенок-инвалид» физическое лицо возрастом до 18 лет со стойкими расстройствами функций организма, спровоцированными последствиями травм, заболеваний или врожденных дефектов приводящих к ограничению жизнедеятельности и потребностям в социальной защите. Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медикосоциальной экспертизы (Согласно закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации »).
Категории детей с ОВЗ: По классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова : Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА); Дети с нарушением интеллекта (УО); Дети с задержкой психического развития (ЗПР); Дети с нарушением поведения и общения (РАС); Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В категорию инвалидности попадают дети имеющие: психические расстройства; нарушение работы сенсорной системы организма; внешние физические уродства; отсутствие нормального функционирования языка и речи; нарушение функций организма, связанных с возможностью передвижения; нарушенная работа органов пищеварения, сердца, сосудов, дыхательной, эндокринной, кровеносной, иммунной систем; заболевания, связанные с нарушением мочевыделительной функции;
Дети с нарушением слуха Глухие ( ранооглохшие ) дети , родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения. Позднооглохшие дети , «глухие, сохранившие речь» – те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Слабослышащие (тугоухие) , дети с частичной потерей слуха. Нарушения слуха могут вызваться различными заболеваниями детей, среди них такие: менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит.
Дети с нарушениями зрения Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний. У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами) В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. Другая часть детей с нарушением зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь.
Дети с нарушениями речи Нарушения речи - обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи . Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы : нарушения устной речи ( дисфония , брадилалия , тахилалия , заикание, дислалия , ринолалия , дизартрия, алалия, афазия); нарушения письменной речи ( дислексия , дисграфия ).
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП (89%). Остальные - дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, с травмами мозга, полиартритом, рахитом, туберкулезом костей и т.п. ДЦП (детский церебральный паралич) – поражение головного мозга внутриутробно, в родах или в период новорожденности. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции. Другие вышеназванные категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.
Дети с умственной отсталостью У детей с УО происходит стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга . Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации, патогенезу, клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Классификация олигофрении: умственная отсталость легкой степени (F-70 ); умственная отсталость умеренная (F-71); умственная отсталость тяжелая (F-72); умственная отсталость глубокая (F-73).
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) ЗПР имеет множество различных предпосылок, причин и следствий (биологические, социальные) 4 основных типа ЗПР: Задержка психического развития конституционного генеза (наследственно обусловленный психический и психофизический инфантилизм); Задержка психического развития соматогенного генеза (обусловлена инфекционными, соматическими заболеваниями ребенка или хроническими заболеваниями матери); Задержка психического развития психогенного генеза (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, частыми психотравмирующими ситуациями в жизни ребенка); Задержка психического развития церебрально-органического генеза (при этом типе сочетаются признаки незрелости нервной системы ребенка и признаки парциального нарушения ряда психических функций).
Дети с нарушениями поведения и общения (РАС) Существует отклонение психического развития, при котором нарушение общения является доминирующим во всем развитии и поведении ребенка. Речь идет о так называемом раннем детском аутизме (РДА), от греч. autos - сам)), который представляет собой особый вариант атипичного развития. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5-3 годам и остается выраженной до 5-6 лет, представляя собой сложное сочетание первичных расстройств, обусловленных болезнью, и вторичных трудностей, возникающих в результате неправильного, патологического приспособления к ним и ребенка, и взрослых. Основным его признаком, с точки зрения большинства исследователей, является особое патологическое состояние психики, при котором у ребенка наблюдается отсутствие потребности в общении, предпочтение своего внутреннего мира любым контактам с окружающими людьми, отгороженность от реальности.
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития Комплексные нарушения представляют собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; они являются качественно своеобразными и имеют особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Категорию детей со сложными дефектами составляют: Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; Дети глухие слабовидящие; Слепоглухонемые дети; Дети с задержкой психического развития, которая сочетается с дефектами зрения или слуха; Глухие дети с нарушениями соматического характера (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно-кишечного тракта).
Важно! Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях может осуществляться : в группах компенсирующей направленности ; в группах комбинированной направленности ; В группах кратковременного пребывания , через предоставление услуг дошкольного образования в вариативных формах центры игровой поддержки ребенка; консультационные пункты и т. д.).
С пециальные образовательные условия для детей с ОВЗ в ДОУ обучение педагогов; коррекционная работа; кадровое обеспечение: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор - для « аутистов », ассистент- для « опорников » (ДЦП)
Алгоритм действия при сопровождении детей с ОВЗ: 1 шаг. Разработка адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ (далее АООП ДО). 2 шаг. Разработка рабочей программы АООП ДО. 3 шаг . Составление индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) сопровождения ребёнка с ОВЗ. 4 шаг. Непосредственно коррекционно-развивающая работа, которая осуществляется всеми специалистами сопровождения и педагогами группы . 5 шаг . Отслеживание динамики развития ребёнка ОВЗ. Этот вид работы осуществляется всеми специалистами сопровождения не реже трёх раз в год. Результаты данного мониторинга обсуждаются на заседании ППк ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство социальной адаптации и реализации индивидульных возможностей каждого ребенка
В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на...
Создание специальной корекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Каким образом сформировать знаково-символическую систему у детей с ограниченными возможностями здоровья?
В статье описаны методы и приёмы позволяющие сформировать у детей с задержкой психического развития знаково-символическую систему....
Какие условия созданы в Челябинске для детей с ограниченными возможностями здоровья
Ссылка на материал в СМИ - телеканал Россия 24 Южный Урал, Новости Репортаж:https://www.cheltv.ru/kakie-usloviya-sozdany-v-chelyabinske-dlya-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya/...
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н
В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...