Предупреждение дисграфии. Процесс овладения письменной речью.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Материал предназначен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preduprezhdenie_disgrafii.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение письменной речью.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психологических функций ребенка.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательбный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Письмо всегда начинается с известной задачи, которая либо возникает у пишущего, либо же предлагается ему.

Если учащийся должен написать диктуемое слово или фразу, - этот замысел сводится к тому, чтобы заслушав текст, написать его со всей точностью и правильностью.

Если ученик должен написать свободное изложение или письмо, то замысел сначала ограничивается определенной мыслью, которая позднее формируется во фразу, из фразы уже выделяют те слова, которые должны быть написаны первыми. В начале развития навыка замысел чаще всего сводится к написанию того или другого слова или короткой фразы. На более поздних этапах развития навыка эта задача сводится к письменному изложению содержания, к формулировке целой мысли; промежуточные операции могут протекать неосознанно и лишь в отдельных случаях смещаться на анализ подлежащих написанию слов или грамматической структуры записываемой фразы.

Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную.

Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде.

  1. Первой и сложнейшее из специальных операций, входящих в состав самого процесса письма, является анализ звукового состава того слова, которое нужно написать.

Фонематический анализ определяют как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме относятся выделение звука на фоне слова. Эта форма появляется у детей дошкольного возраста спонтанно.

Более сложной формой  является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец слова).

И, наконец, самой сложной формой является определение последовательности звуков в слове, их количества, их места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется у детей не спонтанно, а лишь в процессе специального обучения.

Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного  анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

На начальных этапах овладения навыком письма, роль проговаривания очень велика. Она помогает уточнить характер звука, отличить его от сходных звуков, определить последовательность звуков в слове. На начальных этапах развития навыка письма указанные процессы протекают полностью осознанно, на дальнейших этапах они почти перестают осознаваться и осуществляются автоматизировано.

  1. Следующая операция – соотношение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцированна от всех других, особенно от сходных графически.

Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированности зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Анализ и сравнение буквы не являются для первоклассника простой задачей. Каждая фонема должна быть переведена в соответствующую букву, которая должна быть в дальнейшем написана. Если предварительный звуковой анализ был проведен достаточно четко, то перешифровка звуков речи в буквы (фонем в графемы) не вызывает особых трудностей.

  1. Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью руки зрительного образа буквы.

 На первых этапах развития навыка движения, нужного для написания каждой буквы, является предметом специального действия, то в последующем эти отдельные элементы объединяются.

Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. По мере написания  букв, слов кинестетический контроль подкрепляется зрительным контролем, чтение написанного.

Процесс письма в норме осуществляется на основе  достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью. Консультация для родителей.

Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью,Консультация для родителей.

Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...

Семинар-практикум "Формирование предпосылок к овладению письменной речью"

Педагогическая работа по предупреждению дислексии и дисграфии осуществляется в рамках логопедической деятельности  в ДОУ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи в тесно...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОСНОВА ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием.Ключевые слова: фонематические процессы, фонематический слух, ...