развитие памяти
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

nadia.yakovleva

развитие памяти

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие памяти753.93 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие памяти, внимания и речи у детей дошкольного возраста с помощью авторских мнемотаблиц

Яковлева Надежда Николаевна учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок,

оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.

В.А. Сухомлинский

Развитие памяти начинается в самом раннем возрасте. Проявление памяти – это возникновение первых условных рефлексов. Самый ранний из них – поиск соска матери, когда ребенка берут на руки, а также, раскрытие рта и повороты головы. Примерно на четвертом месяце жизни начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов. В конце первого - начале второго года жизни ребенок воспроизводит образ предмета при его отсутствии.

При овладении ходьбой и речью память начинает быстро развиваться. В этот период обогащается  чувственный опыт, воспоминания детей становятся более полными и определенными. На 2-ом году жизни впечатления удерживаются в памяти несколько дней, на 3-м году жизни они сохраняются несколько недель, а на 4-м году жизни в течение нескольких месяцев.

В раннем дошкольном возрасте память является непреднамеренной, непроизвольной. Можно сказать, что дети запоминают «само собой» то, что включено в игру, что интересно, эмоционально (поразило их). Именно это и служит основой запоминания.

В дошкольном возрасте растет познавательная активность, процессы памяти изменяются. Увеличивается скорость, объем, качество запоминания. Происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. В этом возрасте словесно-логическая память развита слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.

Так, в 3 года объем запоминания равен 3 карточкам. У 4 - летнего ребенка – 4 карточкам. У 5 летнего возраста – 6-7 карточек, у 8 летнего – 8 карточкам. Успех запоминания зависит от ситуации, от деятельности, от мотива. В процессе игры показатели возрастают. Но ребенок в дошкольном возрасте не владеет специальными приемами запоминания.

        Ребенка надо обучить этим приемам.

Совершенно очевидно, что развивать память необходимо уже в дошкольном возрасте, использовать с этой целью практическую и игровую деятельность, а также специальные занятия.

В процессе  систематического обучения дети 5-6 лет могут овладеть умениями смысловой группировки запоминания материала,  научатся прикладывать усилия, чтобы  запомнить или осваивают  процесс смыслового соотнесения.

        По мере своего развития память у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти»

Сохранение заученного материала обеспечивается осмысленностью и прочностью запоминания, повторением. Как гласит народная мудрость: «Повторение - мать учения!»

        На основе многолетнего опыта рекомендуем использовать авторские мнемотаблицы для усвоения различных понятий и обогащения словарного запаса; для развития зрительной, смысловой, словесно-логической памяти и моторики рук; для закрепления связной речи, умения расуждать.

        Готовые мнемотаблицы предлагаются детям для запоминания и воспроизведения или составляются совместно, обговаривая каждый объект, строя логические цепочки. О чем они могут быть? Практически на любое понятие, обобщение, предмет, явление, литературное произведение, сказку, стихотворение, геометрическую фигуру, на любую букву и пр.

В приложении размещены мнемотаблицы на понятия – звук и буква А, для усвоения обобщения «Домашние птицы»,  составление рассказа о домашних животных.

Алгоритм работы с мнемотаблицами

  1. Установка на запоминание. Ребенку надо объяснить, что сейчас он увидит таблицу, которую надо запомнить, а потом все, что запомнил нарисовать в тетради. Успокоить ребенка, если он сомневается, что не запомнит или не сможет нарисовать.
  2. Прочесть название мнемотаблицы.
  3. Установление логически-смысловых связей между нарисованными предметами.
  4. По очереди вместе с ребенком узнаем и называем предметы (знаки) и выясняем: какое они имеют отношение к слову в названии мнемотаблицы.
  5. Читаем пословицу или стихотворение под таблицей и раскрываем ее значение вместе с ребенком.
  6. Считаем все нарисованные предметы и запоминаем их количество.
  7. Повторяем еще раз названия всех предметов в таблице вместе.
  8. В третий раз ребенок повторяет названия самостоятельно.
  9. Установка на запоминание.
  10. Даем время (несколько секунд), чтобы ребенок запомнил все предметы.
  11. Таблицу убираем и предлагаем ребенку зарисовать предметы в любой последовательности (это допустимо на первом этапе работы по развитию памяти с помощью мнемотаблиц; после того, как ребенок будет легко справляться с этим заданием – предметы надо расположить точно на то место, что в таблице)

Приведем пример работы с мнемотаблицей на слово «звук»

Это мнемотаблица на слово «звук». Слово «звук» начинается с какого звука? Со звука З. А это буква З. На что она похожа? На цифру три. Дальше мы видим что? Барабан. Почему нарисован барабан? Что общего между словом «звук» и барабаном? Он издает звуки. Дальше мы видим что? Маракасы (или погремушки). Они тоже издают звуки. А это что? Салют. Во время салюта мы слышим звуки? Поэтому салют здесь тоже нарисован. А это кто? Мальчик. Что он делает? Смеется. Во время смеха мы издаем звуки? Ха-ха-ха или хи-хи-хи. А это что? Воздушные шары. Как шары и звуки связаны между собой? Когда шар лопнет, мы услышим звук? А это кто? Кот. Он издает звуки? Мяу-мяу. А это туча с дождем. Шум дождя это тоже звук. Скажите пожалуйста, в слове «звук» первый звук – З, а последний? – К. Поэтому здесь буква К.

Прочесть стихотворение под таблицей. Обсудить его с детьми.

Установка на запоминание. Смотрите внимательно, вам надо запомнить, что здесь нарисовано. А потом зарисовать в тетради. Буква З, барабан, маракасы, салют, мальчик, шары, кот, дождь, буква К.

Повторить с детьми несколько раз. Затем дети повторяют самостоятельно, взрослый указкой показывает на предмет.

Запоминание. Посмотрите еще несколько секунд, запомните.

Убрать мнемотаблицу.

Дети начинают рисовать то, что запомнили в тетради. Ребенок поднимает руку, если ему нужна помощь в зарисовке предмета. Взрослый подходит, а ребенок на ухо шепчет, что помочь нарисовать. Взрослый кладет свою руку на руку ребенка, держащего карандаш, и вместе рисуют, то, что назвал ребенок.

Как только дети закончат работу, поднимают руку. Взрослый подходит, проверяет и ставит оценку – веселый или грустный смайлик. Можно проверить всем вместе, вслух называя все предметы. Еще один способ: когда мнемотаблицу рисуют сообща на доске или один ребенок. А остальные сравнивают, дорисовывают, что не запомнили. Самостоятельно проверяют и оценивают свою работу.

Использованная литература

  1. Киселев П.А. Как развить память ребенка. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.
  2. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. – М.: Просвещение, 1981.

Приложение

Мнемотаблица на слово «звук»

З

   03_14202

2209

32354

37150

 39468

             

i?id=369849944-55-72&n=21

К

Звуки слышим мы всегда:

голос, музыку, шум дождя.

Звуки мы слышим повсюду:

сигналы машины, стук барабана, шум маракас,

взрывы салюта, смех человека, лопнувший шар,

мяуканье кошки, стук дождевых капель, писк комара.

Это звуки неречевые.

Есть звуки речи: это то, что мы произносим.

Мнемотаблица на букву А

А

IMG_4983

Просмотреть подробности

IMG_4982

 

А

 39468

             

97688

42103

А

Ананас, апельсин и айва

Начинаются на букву А.

Анна, Алла и айва и в конце имеют «А».

Мнемотаблица на обобщающее понятие «домашние птицы»

dglxasset[14]

   

MC900351070[1]

MC900350958[1]

  MC900351069[1]

MC900351037[1]

dglxasset[7]

           

MC900350955[1]

dglxasset[15]

MC900436378[2]

Домашние птицы живут в сарае, который для них построил человек. К домашним птицам относятся: петух, курица, гусь, утка, индюк. В гнездо птицы откладывают яйца, высиживают птенцов.

Мнемотаблица для составления рассказа по теме:

«Домашние животные»

   MP900431025[1]

     MP900427623[1]

j0304933

    j0149627

    MC900413632[1]

        MC900297199[1]

i?id=512538741-44-72&n=21

MC900279292[1]

MC900326472[1]

  i?id=378037551-39-72&n=21

 MC900441824[1]

      MC900149877[1]

i?id=246172475-03-72&n=21

MP900405276[1]

         MP900422206[1]

Домашние животные живут с людьми. Это – кошка, собака, кролик, корова, овца, коза, лошадь, осел, свинья.. У животных есть детеныши. У кошки – котенок, у собаки – щенок, у кролика – крольчонок, у коровы – теленок, у овцы – ягненок, у козы – козленок, у лошади – жеребенок, у осла – осленок, у свиньи – поросенок. Домашние животные приносят пользу человеку. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Кролик и овца дают  шерсть. Корова и коза дают молоко. Лошадь и осел перевозят грузы и людей. За это люди заботятся о животных: кормят, выгуливают, лечат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»

Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной из наиболее важных и актуальных  проблем коррекционной педагогики  и психологии...

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.

Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений

Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.Цель: развитие речиМатериалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).– Вы сегодня услышите ...