развитие памяти
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Развитие памяти, внимания и речи у детей дошкольного возраста с помощью авторских мнемотаблиц
Яковлева Надежда Николаевна учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 15 Петроградского района Санкт-Петербурга.
Дети удивительно остро воспринимают яркие, трепещущие игрой красок,
оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.
В.А. Сухомлинский
Развитие памяти начинается в самом раннем возрасте. Проявление памяти – это возникновение первых условных рефлексов. Самый ранний из них – поиск соска матери, когда ребенка берут на руки, а также, раскрытие рта и повороты головы. Примерно на четвертом месяце жизни начинает проявляться начальная форма образной памяти – узнавание знакомых лиц и предметов. В конце первого - начале второго года жизни ребенок воспроизводит образ предмета при его отсутствии.
При овладении ходьбой и речью память начинает быстро развиваться. В этот период обогащается чувственный опыт, воспоминания детей становятся более полными и определенными. На 2-ом году жизни впечатления удерживаются в памяти несколько дней, на 3-м году жизни они сохраняются несколько недель, а на 4-м году жизни в течение нескольких месяцев.
В раннем дошкольном возрасте память является непреднамеренной, непроизвольной. Можно сказать, что дети запоминают «само собой» то, что включено в игру, что интересно, эмоционально (поразило их). Именно это и служит основой запоминания.
В дошкольном возрасте растет познавательная активность, процессы памяти изменяются. Увеличивается скорость, объем, качество запоминания. Происходит переход от непроизвольной памяти к начальным этапам произвольного запоминания и припоминания. В этом возрасте словесно-логическая память развита слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память.
Так, в 3 года объем запоминания равен 3 карточкам. У 4 - летнего ребенка – 4 карточкам. У 5 летнего возраста – 6-7 карточек, у 8 летнего – 8 карточкам. Успех запоминания зависит от ситуации, от деятельности, от мотива. В процессе игры показатели возрастают. Но ребенок в дошкольном возрасте не владеет специальными приемами запоминания.
Ребенка надо обучить этим приемам.
Совершенно очевидно, что развивать память необходимо уже в дошкольном возрасте, использовать с этой целью практическую и игровую деятельность, а также специальные занятия.
В процессе систематического обучения дети 5-6 лет могут овладеть умениями смысловой группировки запоминания материала, научатся прикладывать усилия, чтобы запомнить или осваивают процесс смыслового соотнесения.
По мере своего развития память у людей, как считал Л.С. Выготский, все более приближалась к мышлению. «Анализ показывает, - писал он, - что мышление ребенка во многом определяется его памятью. Мыслить для ребенка раннего возраста – значит вспоминать. Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти»
Сохранение заученного материала обеспечивается осмысленностью и прочностью запоминания, повторением. Как гласит народная мудрость: «Повторение - мать учения!»
На основе многолетнего опыта рекомендуем использовать авторские мнемотаблицы для усвоения различных понятий и обогащения словарного запаса; для развития зрительной, смысловой, словесно-логической памяти и моторики рук; для закрепления связной речи, умения расуждать.
Готовые мнемотаблицы предлагаются детям для запоминания и воспроизведения или составляются совместно, обговаривая каждый объект, строя логические цепочки. О чем они могут быть? Практически на любое понятие, обобщение, предмет, явление, литературное произведение, сказку, стихотворение, геометрическую фигуру, на любую букву и пр.
В приложении размещены мнемотаблицы на понятия – звук и буква А, для усвоения обобщения «Домашние птицы», составление рассказа о домашних животных.
Алгоритм работы с мнемотаблицами
- Установка на запоминание. Ребенку надо объяснить, что сейчас он увидит таблицу, которую надо запомнить, а потом все, что запомнил нарисовать в тетради. Успокоить ребенка, если он сомневается, что не запомнит или не сможет нарисовать.
- Прочесть название мнемотаблицы.
- Установление логически-смысловых связей между нарисованными предметами.
- По очереди вместе с ребенком узнаем и называем предметы (знаки) и выясняем: какое они имеют отношение к слову в названии мнемотаблицы.
- Читаем пословицу или стихотворение под таблицей и раскрываем ее значение вместе с ребенком.
- Считаем все нарисованные предметы и запоминаем их количество.
- Повторяем еще раз названия всех предметов в таблице вместе.
- В третий раз ребенок повторяет названия самостоятельно.
- Установка на запоминание.
- Даем время (несколько секунд), чтобы ребенок запомнил все предметы.
- Таблицу убираем и предлагаем ребенку зарисовать предметы в любой последовательности (это допустимо на первом этапе работы по развитию памяти с помощью мнемотаблиц; после того, как ребенок будет легко справляться с этим заданием – предметы надо расположить точно на то место, что в таблице)
Приведем пример работы с мнемотаблицей на слово «звук»
Это мнемотаблица на слово «звук». Слово «звук» начинается с какого звука? Со звука З. А это буква З. На что она похожа? На цифру три. Дальше мы видим что? Барабан. Почему нарисован барабан? Что общего между словом «звук» и барабаном? Он издает звуки. Дальше мы видим что? Маракасы (или погремушки). Они тоже издают звуки. А это что? Салют. Во время салюта мы слышим звуки? Поэтому салют здесь тоже нарисован. А это кто? Мальчик. Что он делает? Смеется. Во время смеха мы издаем звуки? Ха-ха-ха или хи-хи-хи. А это что? Воздушные шары. Как шары и звуки связаны между собой? Когда шар лопнет, мы услышим звук? А это кто? Кот. Он издает звуки? Мяу-мяу. А это туча с дождем. Шум дождя это тоже звук. Скажите пожалуйста, в слове «звук» первый звук – З, а последний? – К. Поэтому здесь буква К.
Прочесть стихотворение под таблицей. Обсудить его с детьми.
Установка на запоминание. Смотрите внимательно, вам надо запомнить, что здесь нарисовано. А потом зарисовать в тетради. Буква З, барабан, маракасы, салют, мальчик, шары, кот, дождь, буква К.
Повторить с детьми несколько раз. Затем дети повторяют самостоятельно, взрослый указкой показывает на предмет.
Запоминание. Посмотрите еще несколько секунд, запомните.
Убрать мнемотаблицу.
Дети начинают рисовать то, что запомнили в тетради. Ребенок поднимает руку, если ему нужна помощь в зарисовке предмета. Взрослый подходит, а ребенок на ухо шепчет, что помочь нарисовать. Взрослый кладет свою руку на руку ребенка, держащего карандаш, и вместе рисуют, то, что назвал ребенок.
Как только дети закончат работу, поднимают руку. Взрослый подходит, проверяет и ставит оценку – веселый или грустный смайлик. Можно проверить всем вместе, вслух называя все предметы. Еще один способ: когда мнемотаблицу рисуют сообща на доске или один ребенок. А остальные сравнивают, дорисовывают, что не запомнили. Самостоятельно проверяют и оценивают свою работу.
Использованная литература
- Киселев П.А. Как развить память ребенка. – СПб.; «Аквариум»; «Дельта»; 1996.
- Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1986.
- Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. – М.: Просвещение, 1981.
Приложение
Мнемотаблица на слово «звук»
З |
| |
| ||
| К |
Звуки слышим мы всегда:
голос, музыку, шум дождя.
Звуки мы слышим повсюду:
сигналы машины, стук барабана, шум маракас,
взрывы салюта, смех человека, лопнувший шар,
мяуканье кошки, стук дождевых капель, писк комара.
Это звуки неречевые.
Есть звуки речи: это то, что мы произносим.
Мнемотаблица на букву А
А | ||
| А |
|
| А |
Ананас, апельсин и айва
Начинаются на букву А.
Анна, Алла и айва и в конце имеют «А».
Мнемотаблица на обобщающее понятие «домашние птицы»
| ||
| ||
|
Домашние птицы живут в сарае, который для них построил человек. К домашним птицам относятся: петух, курица, гусь, утка, индюк. В гнездо птицы откладывают яйца, высиживают птенцов.
Мнемотаблица для составления рассказа по теме:
«Домашние животные»
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Домашние животные живут с людьми. Это – кошка, собака, кролик, корова, овца, коза, лошадь, осел, свинья.. У животных есть детеныши. У кошки – котенок, у собаки – щенок, у кролика – крольчонок, у коровы – теленок, у овцы – ягненок, у козы – козленок, у лошади – жеребенок, у осла – осленок, у свиньи – поросенок. Домашние животные приносят пользу человеку. Кошка ловит мышей. Собака сторожит дом. Кролик и овца дают шерсть. Корова и коза дают молоко. Лошадь и осел перевозят грузы и людей. За это люди заботятся о животных: кормят, выгуливают, лечат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
«Влияние развития мелкой моторики и дидактических игр на развитие памяти дошкольников»
Определение методов психологического и моторного воздействия, наиболее полно способствующих развитию памяти у детей младшего и среднего дошкольного возраста в системе дошкольного образовательног...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.
Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...
Методическая разработка в помощь воспитателю коррекционной группы на тему: "Рекомендации по развитию памяти.Игры и упражнения для развития памяти".
Рекомендации по развитию памяти у детей с ОВЗ...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...
Развитие речи. Развитие внимания. Развитие памяти и ориентировочно-пространственных представлений
Развитие речи. Деревянный театр. Лиса и кувшин.Цель: развитие речиМатериалы: фигурки деревянного театра: баба, лиса, кувшин, деревья. Хлеб (Раздаём детям по кусочку.).– Вы сегодня услышите ...