Статья "Игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью".
статья по коррекционной педагогике

Голубцова Лариса Борисовна

Дошкольное детство – неповторимая страница в жизни каждого человека.  Именно в этот период начинается процесс социализации, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте  игровая деятельность  занимает важное место в жизни детей, но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. При нарушении интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются  слабая любознательность, замедленное обучение  и восприятие  всего нового, неизвестного. Эти первичные нарушения оказывают негативное влияние на развитие этих детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему, трудности в регуляции поведения и реакций на внешние раздражители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью

Дошкольное детство – неповторимая страница в жизни каждого человека.  Именно в этот период начинается процесс социализации, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте  игровая деятельность  занимает важное место в жизни детей, но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. При нарушении интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются  слабая любознательность, замедленное обучение  и восприятие  всего нового, неизвестного. Эти первичные нарушения оказывают негативное влияние на развитие этих детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему, трудности в регуляции поведения и реакций на внешние раздражители.

Приоритетной задачей развития детей с интеллектуальной недостаточностью является задача обучения  их  игровым навыкам. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет обеспечить  не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.

   Обучение детей данной категории игровой деятельности строится на основе знаний и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С.Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой  деятельности.                                                                  

По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О.С.Никольская, Н.Д.Соколова и другие),  только через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в  общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое.  В игровой деятельности осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется  личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность усваивать нормы  поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Игра – эмоционально-насыщенный вид проявления детской активности. Способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений.                                                                                                                  

Для достижения положительных результатов в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, комбинируются разнообразные методы, техники и приёмы. Это могут быть как традиционные так  и не традиционные техники, а также психокоррекционные  сказкотерапевтические игры. Такие игры базируются на сказках. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с интеллектуальной недостаточностью проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией.  Необходимо помнить, что сказка  для детей с интеллектуальной недостаточностью является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей устанавливать  для себя мир человеческих   чувств, отношений. Для них лучше подбирать сказки легкие для восприятии, эмоционально насыщенные, с хорошим концом, не сложные для разыгрывания, о животных или волшебные. Анализ сказок помогает детям с особенностями психофизического развития осознать  и внести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей.                                                                                                        Эффективность этой работы многократно возрастает при наличии  эмоционального сопереживания и контакта с  родителями или  близкими людьми. Обучение родителей доступным формам работы со сказкой помогает корректировать внутрисемейные проблемы, формирует умение оптимистически смотреть на дальнейшие перспективы.Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что систематичность  в коррекционно-развивающей работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями и подготовить к жизни в социуме.

Литература

  1. Федосеева О.А.  Особенности игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностьюМолодой ученый. 2012
  2. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенкомСПб.,Речь. 2006
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенкуСПБ., 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"

В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...

Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием

Особенности  нарушений  звукопроизношения  у  детей  с интеллектуальной  недостаточностью  по  сравнению  с  детьми  с  нормальным  инт...

Проект программы для детей с интеллектуальной недостаточностью для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....

Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагог...