Статья "Игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью".
статья по коррекционной педагогике
Дошкольное детство – неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте игровая деятельность занимает важное место в жизни детей, но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. При нарушении интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность, замедленное обучение и восприятие всего нового, неизвестного. Эти первичные нарушения оказывают негативное влияние на развитие этих детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему, трудности в регуляции поведения и реакций на внешние раздражители.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью
Дошкольное детство – неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольном возрасте игровая деятельность занимает важное место в жизни детей, но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью. При нарушении интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность, замедленное обучение и восприятие всего нового, неизвестного. Эти первичные нарушения оказывают негативное влияние на развитие этих детей с первых дней жизни. У многих из них сроки развития задерживаются не только в течение всего первого, но и второго года жизни. Наблюдается отсутствие или позднее проявление интереса к окружающему, трудности в регуляции поведения и реакций на внешние раздражители.
Приоритетной задачей развития детей с интеллектуальной недостаточностью является задача обучения их игровым навыкам. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Она позволяет обеспечить не столько формирование определенных игровых умений и навыков, сколько активизацию их психической и двигательной сферы, развитие всех познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Обучение детей данной категории игровой деятельности строится на основе знаний и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка. Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С.Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. В связи с этим в психическом развитии ребенка с интеллектуальной недостаточностью присутствуют те же стадии, что и в развитии нормального ребенка. Следовательно, в жизни дошкольника с интеллектуальной недостаточностью игра должна стать ведущей деятельностью, обеспечивать зону его ближайшего развития. Однако это происходит лишь в том случае, когда создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которого является целенаправленное формирование игровой деятельности.
По мнению многих специалистов (Е.А.Стребелева, О.С.Никольская, Н.Д.Соколова и другие), только через специально организованную коррекционную игровую деятельность дети с проблемами в развитии удовлетворяют различные потребности: в общении, в активных действиях, в возможности узнавать новое. В игровой деятельности осуществляется эмоционально-волевое развитие, формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, развивается потребность усваивать нормы поведения, а также развиваются интеллектуальные возможности ребенка. Игра – эмоционально-насыщенный вид проявления детской активности. Способ сначала эмоционального, а затем интеллектуального освоения системы человеческих отношений.
Для достижения положительных результатов в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, комбинируются разнообразные методы, техники и приёмы. Это могут быть как традиционные так и не традиционные техники, а также психокоррекционные сказкотерапевтические игры. Такие игры базируются на сказках. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми ребенку с интеллектуальной недостаточностью проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. Необходимо помнить, что сказка для детей с интеллектуальной недостаточностью является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей устанавливать для себя мир человеческих чувств, отношений. Для них лучше подбирать сказки легкие для восприятии, эмоционально насыщенные, с хорошим концом, не сложные для разыгрывания, о животных или волшебные. Анализ сказок помогает детям с особенностями психофизического развития осознать и внести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей. Эффективность этой работы многократно возрастает при наличии эмоционального сопереживания и контакта с родителями или близкими людьми. Обучение родителей доступным формам работы со сказкой помогает корректировать внутрисемейные проблемы, формирует умение оптимистически смотреть на дальнейшие перспективы.Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что систематичность в коррекционно-развивающей работе позволяет развить самосознание ребенка, управление эмоциональными реакциями и подготовить к жизни в социуме.
Литература
- Федосеева О.А. Особенности игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностьюМолодой ученый. 2012
- Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенкомСПб.,Речь. 2006
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенкуСПБ., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование как один из приемов коррекции познавательного развития детей с интеллектуальной недостаточностью"
В данной статье автор рассматривает моделирование как метод коррекции в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста....
Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста
Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Тема: «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития .Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагогики. О...
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным интеллектуальным развитием
Особенности нарушений звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с детьми с нормальным инт...
Проект программы для детей с интеллектуальной недостаточностью для детей от 3-7 лет
разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью.»
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ....
Консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ «Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью»
Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями развития. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития новое направление специальной коррекционной педагог...