Самообразование (сенсорное развитие) средний возраст детей
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Грицовский центр образования им. Д.С. Сидорова»
структурное подразделение «Грицовский детский сад №2»
ул. Первомайская, 19 пос. Грицовский, Веневского района Тульской обл. 301318
Телефон 8-48745-6-15-20 Факс: 8-48745-6-15-21
План работы по самообразованию
Воспитатель: Калакутская Елена Васильевна
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский
Цель самообразования по теме: Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи самообразования:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Актуальность На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи
ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так же словарный запас.
Методы и приемы работы
1.Массаж кистей рук.
2 Пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала
(семена, крупы, ракушки и т. д.) нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем.
Предполагаемый результат
Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Перспективный план учебный год
- Теоретический этап
Изучение учебно-методической литературы.
Анищенко. Е. С «Пальчиковая гимнастика для развития речи» Цвынтарный В. «Играем пальчиками и развиваем речь» Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры.
Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года»
- Практический этап
Диагностика уровня развития мелкой моторики. Создание картотеки пальчиковых игр. Заучивание пальчиковых игр.
Оформление папки передвижки «Игры с пальчиками» Подбор и разработка дидактических игр. Консультации для родителей.
- Заключительный этап.
Анализ работы по теме самообразования.
Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
Выявить положительные результаты проделанной работы. Проанализировать недостатки.
№ | Содержание работы | Сроки | Практические выходы (рефераты, доклады, |
реализаци | открытый просмотр, выставка работ и т.д.) | ||
и | |||
1 | Изучение литературы по теме | Сентябрь | Учебная литература, методические пособия, и др. |
самообразования. | |||
2 | Написание плана работы на год | Сентябрь | Постановка целей и задач по данной теме; |
составление перспективного плана по теме | |||
самообразования. | |||
3 | Создание картотеки пальчиковых и | Сентябрь | Подбор и разработка дидактических игр, учитывая |
дидактических игр | возрастные особенности детей, | ||
4 | диагностического исследования. | Сентябрь | Проведение контрольного диагностического |
Выявление уровня развития мелкой | исследования, используя метод наблюдения, | ||
моторики рук. | упражнения. | ||
5 | Индивидуальная работа с детьми | Октябрь | Творческая выставка |
(лепка) | |||
6 | Консультации для родителей | Октябрь | Презентация, текстовой материал |
7 | Разучивание пальчиковых игр | Октябрь | Текстовой материал |
«Осень», «Еж», «Овощи» | |||
Разучивание новых пальчиковых игр. | Ноябрь | Текстовой материал | |
«Капуста», «Зайка», «Фрукты» | |||
«Апельсин» | |||
8 | Консультации для родителей | Ноябрь | Оформление папки передвижки «Игры с |
пальчиками | |||
9 | Индивидуальная работа с детьми | Ноябрь | Творческая выставка |
(аппликация) | |||
10 | Дидактические игры | Ноябрь | Конструктор, «Чудесный мешочек» |
«Прищепки» | |||
11 | Продолжать пополнять картотеку игр | Декабрь | Текстовой материал |
по развитию мелкой и общей | |||
моторики, а также по развитию речи | |||
12 | Игры со счѐтными палочками (Дети | Декабрь | Текстовой материал |
выполняют из них различные | |||
фигурки). | |||
13 | Разучивание новых пальчиковых игр. | Декабрь | Текстовой материал |
«Елка», «Снежок», «Замок» | |||
14 | Индивидуальная работа с детьми | Декабрь | Творческая выставка |
(лепка) | |||
15 | Создание картотеки игр с | Декабрь | Текстовой материал |
массажными мячиками | |||
16 | Игры с массажными мячиками | Январь | Текстовой материал |
«Ежик», «Орех» | |||
17 | Консультация для родителей | Январь | Презентация, текстовой материал |
«Крупная польза мелкой моторики» | |||
18 | Дидактические игры | Январь | «Разрезные картинки», «Сухой бассейн» «Помоги |
развесить одежду» «Пазлы» | |||
19 | Веселые упражнения с карандашами. | Январь | Текстовой материал. Способствовать умению |
раскатывать карандаш между ладошками. | |||
20 | Заучивание пальчиковых игр | Февраль | Текстовой материал |
«Медведь» «Белка» | |||
21 | Заучивание игр с массажными | Февраль | Текстовой материал |
мячиками «Шарик», «Иголки» | |||
22 | Настольные игры | Февраль | «Мозаика», «Разрезные картинки», |
«Выложи дом из цветных геометрических фигур» | |||
Игры со счѐтными палочками | |||
23 | Заучивание пальчиковых игр | февраль | Текстовой материал |
«Перчатка», «Зима», «Человечек» | |||
24 | Индивидуальная работа с детьми | Февраль | Творческая выставка |
(аппликация) | |||
25 | Игры с массажными мячиками | Март | Текстовой материал |
«Горка» «Месим тесто» | |||
26 | Памятка для родителей «Наши | Март | текстовой материал |
пальчиковые игры» | |||
27 | Дидактические игры | Март | «Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы» |
28 | Заучивание пальчиковых игр | Март | Текстовой материал |
«Весна» «Уточка» | |||
29 | Веселые упражнения с карандашами. | Апрель | Текстовой материал |
Способствовать умению | |||
раскатывать карандаш между | |||
ладошками. | |||
30 | Индивидуальная работа с детьми | Апрель | Творческая выставка |
(лепка) | |||
31 | Заучивание пальчиковых игр | Апрель | Текстовой материал |
«У дорожки дуб растет», «Пчела», | |||
«Кап, кап, кап» | |||
32 | Дидактические игры из счетных | Апрель | Текстовой материал |
палочек «Солнце светит «ярко- ярко» | |||
33 | Дидактические игры | Май | «Пазлы», «шнуровки», «Бусы для мамы» |
34 | Проведение контрольного | Май | используя метод наблюдения, упражнения |
диагностического исследования. | |||
Проведение мониторинга результатов | |||
развития мелкой моторики рук. | |||
35 | Анализ работы по теме | Май | Текстовой материал |
самообразования |
Вывод: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Литература
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –АСТ,
2011-64с
- Бардышева . Т. Ю. «Здравствуй пальчик . Пальчиковые игры. –М- «Карапуз» 2007-18с
- Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М:ТЦ Сфера, 2006-64с
- Ермакова. И . А. «Развиваем мелкую моторику у малышей в течение года» -СПб:Изд.дом. «Литера»; 2006-18с
- Ивлев. С. В. Занимательные задачки. –М: Мой мир, 2008-256с
- Крупенчук. О. И. Пальчиковые игры СПб: Изд. дом «Литера», 2007-96с
- Никитина. А. В. 29 Лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 лет –СПб:КАРО, 2008-96С
- Пименова. Е.П. Пальчиковые игры –Ростов-на –Дону: Феникс , 2007-211с
- Рымчук. Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малышей Ростов-на –Дону: Владис: М:РИПОЛ классик, 2008-320с
- Соколова. Ю.А. Игры с пальчиками – М:»ЭКСМО»,2006-25С
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Самообразование "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
В соответствии с действующими федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в основной общеобразовательной программе детского сада на первый план выдвигается разви...
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
план самообразования «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ....
Самообразование: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Цель: создание эффективных условий, способствующих формированию сенсорной культуры у детей среднего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр.Задачи:1. Изучить психолого – п...
Отчет по работе по самообразованию "Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр"
Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Человек р...