Проектная деятельность . Работаемм с детьми ОВЗ
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Мартьянова Мария  Владимировна

 Проект с использованием прозрачного мольберта для детей с проблеммами в общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prozrachnyy_molbert.docx34.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №4 п.Новоорск» Новоорского района Оренбургской области

Проект

 по использованию   пособия  «ПРОЗРАЧНЫЙ МОЛЬБЕРТ»  

в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста

Руководитель проекта:

Мартьянова М.В.,

педагог-психолог

МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск»

Новоорск,2018

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский

Актуальность

 МДОУ «Детский сад №4 п.Новоорск» посещают дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие трудности в коммуникативной сфере, застенчивые дети. Учитывая это, мы стараемся создать  благоприятные условия для полноценного физического и психологического развития каждого ребенка. Одним из важных направлений в работе с детьми, является изобразительная деятельность. В разработках  психологов В. С. Мухиной и Е.А. Екжановой изобразительная деятельность в дошкольном возрасте называется одной из форм общения и усвоения социального опыта. В рисовании реализуется свойственная дошкольникам потребность обсуждать способы изображения, делиться  впечатлениями и получать эмоциональную поддержку в творчестве. Иными словами, изобразительное творчество выступает своеобразным аналогом речи. Л.С. Выготский назвал детское рисование графической речью. Осознание  окружающего в рисунках у детей происходит быстрее, чем накапливание слов и ассоциаций. При нехватке слов рисование  предоставляет ребёнку возможность в образной форме выразить то, что он знает и переживает. Данный момент очень важен для работы педагогов. 

Застенчивость свойственна многим детям и взрослым. Ее можно назвать наиболее распространенной причиной осложнения общения.

Данная проблема исходит своими корнями из детства и чем раньше ее обнаружить и предсказать, тем последствия данной проблемы будут не такими удручающими.

 Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук, раскрепощению застенчивых детей. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

В 2018 году в дошкольном образовательном учреждении был приобретен материал для изготовления прозрачного настольного мольберта из оргстекла, который сделали для наших детей родители воспитанников.  Для внедрения в образовательный  процесс  прозрачного мольберта были поставлены следующие цель и задачи:

Цель - апробация и внедрение технологии использования прозрачных мольбертов в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.Развивать речевую активность дошкольников.

2.Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, моторики, фантазии.

3.Развитие и совершенствование двигательных, сенсорных (тактильных), социальных навыков детей через разные виды и формы деятельности в рамках индивидуального темпа

развития ограниченных возможностей ребенка.

4.Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

5.Преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.

6.Развитие умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разных ситуациях и жить в социуме.

Проблема - коррекция нарушений речи посредством развитие мелкой моторики рук для детей с ограниченными возможностями здоровья и  имеющими трудности в коммуникативной сфере и общении со сверстниками.

Сроки и время реализации проекта: сентябрь 2018 – май 2019 года. Занятия организуются два раза в неделю по 15-20 мин.

Материально – техническое оснащение: Прозрачный мольберт; гуашь; акриловые краски; штампы (поролоновые, овощные), зубная паста, крем; шаблоны фигурок для аппликации; магнитофон, подборка музыкальных произведений для использования во время занятий.

     

Этапы реализации проектной деятельности:

1 этап (подготовительный): изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта. Подборка  игр и игровых упражнений с использованием прозрачного мольберта. Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей. Диагностика(сентябрь-октябрь)

2 этап (основной):  разработка и апробирование мини-занятия с использованием прозрачного мольберта для детей. Реализация проекта (ноябрь -май) (Приложение 1.)

3.этап (заключительный): мониторинг речевого развития детей, выставка, презентация проекта для педагогов, родителей.

Этапы реализации проекта.

Сроки проведения

Вид деятельности

Содержание деятельности

Iэтап (сентябрь-октябрь)

 1.Изучение и анализ научно-методической литературы по теме проекта.

2. Подборка  игр и игровых упражнений с использованием прозрачного мольберта.

 3. Подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.

4. Диагностика : «Тэст тревожности» (Тэммл, Дорки, Амен ), «Два дома» « Методика диагностики самооценки» , « Рисунок семьи»

II этап

1.Знакомство детей с «Прозрачным чудом»

Упражнение «Прозрачное чудо. Давайте познакомимся»

Коррекционные задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла;

развитие зрительного внимания, коммуникативных навыков

2.Упражнение «Послушные пальчики»

Коррекционные задачи: Знакомство с пособием, со свойствами стекла;

развитие зрительного внимания, упражнять в фиксации взора, развитие

коммуникативных навыков.

3.Упражнение «Согрей ладошку»

Коррекционные задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации

взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева). Словесное

обозначение ребенком пространственного положения ладони на прозрачной

вертикальной плоскости.

«Чудо шарик» (знакомство, передача хорошего настроения, тепла)

Игровая задача: согреть холодное стекло своими теплыми ладонями, подарить

улыбку другу.

Игровая задача: разбудить спящие пальчики

Игровая задача: прикоснуться и согреть ладошку друга

 

4.Упражнение «Весёлые догоняжки»

Коррекционные задачи: Развитие прослеживающей функции глаз, фиксации

взора и ориентировки в пространстве (вверх, вниз, справа, слева).

Игровая задача: не упустить, догнать ладошку другого.

5. Упражнение «Мечты»

Коррекционные задачи: снятие эмоционального напряжения.

Участникам необходимо в течение нескольких минут подумать о том, как каждый из них видит своё будущее. Затем нужно обменяться мыслями о своих мечтах или  изобразить их на мольберте.

6.Упражнение «Зернышко»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий. В зернышке или семечке спрятаны различные растения. Зернышко, попадая в почву, начинает прорастать. Представьте себя в виде зернышка. Присядьте на корточки. Сейчас вы чувствуете, как тепло согревает вас изнутри, ваши ноги, тело, руки. Солнышко пригревает, и зернышко прорастает. Постепенно вы выпрямляетесь, из вашего зернышка к солнцу тянется росток, он набирается сил и становится все сильнее и сильнее. Присмотритесь к нему, что это за растение? Возможно, ягода или цветок, а кто-то овощ или фруктовое деревце. Оно выпрямляет свои листочки и радуется солнышку. Потянитесь, встаньте на носочки.

Сделайте глубокий вдох и выдох. Вы сейчас снова ребята, но очень хотелось бы знать, какие растения вы вырастили из зерен. Нарисуйте это растение и расскажите о нем.

7. Графическое задание «Лучи солнца»

Цель: способствование принятию участниками себя.

Педагог : Ребята давайте представим, что каждый из вас — солнце! Если у вас радостное настроение — от вас отходят радостные лучи, если грустное — грустные. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.(В центре мольберта нарисовано солнце, от которого дети рисуют лучи. Педагог комментирует работу.) Затем, среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром 5 см) каждый ребенок выбирает те, которые выражают его собственные.

8. Упражнение «Я в будущем»

Цель: помощь в осознание возможности преодолевать свою застенчивость.

Ребенку дается задание нарисовать себя таким, каким он видит себя в будущем. Или предлагают картинки из журналов, из которых он сможет составить коллаж, его можно дорисовать красками маркерами.  (Педагог может обсуждать с ним рисунок, спросите, как он будет выглядеть, как он будет себя чувствовать, какими будут его отношения с родителями, братом или сестрой, с друзьями)

9. Упражнение «Плавают рыбки» 

Задачи: развитие полисенсорных способностей детей в процессе различения признаков и свойств предметов, формирование коммуникативных навыков, развитие предпосылок творчества.

Педагог рисует водоросли, а дети — ладошками — рыбок.

10.Упражнение «Рисуем вместе»

Дети на противоположных сторонах стекла рисуют одинаковые предметы. Потом объединяют рисунки совместным сюжетом. (Например: «У кошки день рождения». Дети рисуют шарики для кошки, затем проводят ниточки к её лапкам. Героев могут быть из бумаги приклеенные  на мольберте)

11. Упражнение «Ёлочка»

Педагог рисует ёлочку, а дети «зажигают» на ней огоньки. (работа сопровождается чтением стихотворений о елке, празднике)

12. Игра «Гусеница»

Задачи:

формировать умения дорисовывать изображения до целостного образа, расширять активный и пассивный словарный запас

Обмакнем ребро ладони в краску или используем кисть для окрашивания его в нужный цвет. Оттиснем отпечаток ребра ладони несколько раз на стекле мольберта. Дорисуем рисунок кистью.

13.Упражнение «Солнышко лучистое»
Коррекционные задачи: Развитие зрительно-моторной координации,
прослеживающей функции глаз, ориентировки в пространстве.

 Педагог приклеивает по середине на прозрачном мольберте
картинку солнышка без луче и предлагает превратить его в теплое солнышко,
подрисовав лучи. Два ребёнка стоят, друг напротив друга, подрисовывают
пальчиками лучи к солнышку.

14.Упражнение «Воздушные шары»
Коррекционная задача: умение работать в парах, снять напряжение.

Педагог на стекле рисует один за другим воздушные шарики,
разного цвета, формы, величины. Ребёнок с противоположной стороны стекла
рисует пальчиком ниточку такого же цвета, как и шарик, называя его цвет и размер.

15.Упражнение «Дорисуй фигуру»
Коррекционные задачи: развития воображения, речи, снятия напряжения.


Ход: Гномик Яша не может отправиться в плавание, у него сломан корабль,
ребёнку предлагается отремонтировать (дорисовать ) недостающую
часть корабля или предложить свой вариант выхода из ситуации.

16.Упражнение «Угадай и нарисуй»  ( со штампами)

Коррекционные задачи: развития воображения, речи, снятия напряжения.

 Педагог загадывает загадку, отгадку ребенок рисует с использованием штампов (Красками, маркером по выбору ребенка)

17. Занятие «Лес» (техника монотопия)

Коррекционные задачи: развития воображения, речи, снятия напряжения.

 Ребенку предлагается нарисовать лес, и с помощью бумаги перенести это рисунок.  (можн дополнить рисунок по желанию)

18. Упражнение «Необычная радуга»

( звучит спокойная  музыка) Коррекционные задачи: развития воображения, речи, снятия напряжения.

Занятие «Рисую  что хочу» рисуночная терапия

Педагог просит представить П, что перед вашими глазами необычная радуга и попробовать нарисовать ее.

Первый цвет — голубой.(педагог задает вопросы : что этот цвет тебе напоминает, можно ли его назвать теплым, веселым, спокойным) Следующий — желтый цвет. (что можн сказать про желтый цвет? Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроениеи т.д)

Зеленый — цвет ( он мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше)

Раз у нас волшебная радуга ты можешь добавить любой цвет.(педагог спрашивает об ощущениях ребенка обоснования выбранных цветов)

Педагог предлагает послушать песню В,Шаинского «От улыбки», догадаться о чем эта песня, веселая или грустная. И под музыку нарисовать, кто что хочет.

III этап

Мониторинг речевого развития детей, выставка, презентация проекта для педагогов, родителей.

Список используемой литературы:

1. Устинова Е.В. Детский церебральный паралич:Психологическая помощь дошкольникам.- М.: Издательство «Книголюб», 2007.- 62 с.

2.Л.П. Носкова, Н.Д.Соколова, О.П. Гаврилушкина  Дошкольное воспитание аномальных детей- М.:Просвещение ,1993.- 132 с.

3. Е.М.Мостюкова Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии.-М.:  Изд.центр ВЛАДОС,1997.- 75 с.

4. Веракса А.Н.,Гуторова М.Ф. Практичесский психолог в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 2011.-144 с.

5. Веракса А.Н. Индивидуальная психологичесская диагностика дошкольника-М.: Мозаика-Синтез, 2014-130 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО

Данная статья содержит рекомендации для педагогов по организации проектной деятельтности с воспитанниками старшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность "Мороженое" с детьми подготовительной к школе группы

Проектная деятельность "Мороженое" с детьми подготовительной к школе группы...

Проектная деятельность "Мороженое" с детьми подготовительной к школе группы

Проектная деятельность "Мороженое" с детьми подготовительной к школе группы...

Презентация проектной деятельности педагога с детьми " Краски лета" 2018г.

Использование летнего периода для развития познавательно-исследовательской и творческой деятельности с детьми раннего дошкольного возраста....

Реализация проектной деятельности при изучении детьми правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Реализация проектной деятельностипри изучении детьми правил дорожного движенияи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ...

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (2018)

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Планирование проектной деятельности педагога с детьми старшей группы «Волшебница - вода»

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и...