Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 4 « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Инновационные технологии
в экологическом воспитании дошкольников с ОВЗ
( Из опыта работы)
Подготовила: Воспитатель 1КК Тюгаева О.Г.
2021
«Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды - это проблемы, которые касаются каждого государства. К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях» (из «Концепции экологического воспитания дошкольников»). Формировать экологическую культурунеобходимо у всего населения России, а начинать это надо уже с детства. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Тема экологии настолько актуальна, что 5 января 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
На протяжении многих лет веду работу по экологическому воспитанию дошкольников.Экологическое образование дошкольников проходит в интегрированной образовательной деятельности, где элементы экологических знаний дети получают в непосредственно образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому, речевому и социально-коммуникативному развитиям. По своему опыту могу сказать, что все они очень эффективны.
Опираясь на ФГОС, мы знаем, что ребенок к завершению дошкольного детства должен быть инициативным, самостоятельным, любознательным, уверенным в своих силах, иметь развитое воображение.
Современных детей непросто заинтересовать, они требуют нового подхода ко всему. Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными, тем более, если работа ведется с детьми с ОВЗ. Необходимо направить работу на повышение мотивации, развитие познавательной и речевой активности детей, памяти и мышления. Поэтому возникла потребность поиска усовершенствования своей работы. В интернете нашла интерактивную, интересную форму работы - лэпбук. Тема меня заинтересовала – для экологического воспитания детей это находка! В одном пособии помещается очень много информации в очень привлекательной и интересной форме: игры, рисунки, загадки, стихи и многое другое. Все материалы соответствуют одной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. В связи с этим возникла идея создания и использования нового средства обучения - лэпбук.
Актуальностью является то, что ни у кого из моих коллег я не встречала данную форму работы. Для меня лэпбук - уникальное средство сотрудничества с детьми, это отличный способ закрепления и повторения материала. Объединяя игру, обучение и воспитание в один процесс, лэпбук дает возможность мне построить работу по экологическому воспитанию с детьми с ОВЗ, учитывая индивидуальные особенности ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно закрепляет полученные знания в виде игры, развивает речевые навыки.
На первом этапе мною был изучен немногочисленный опыт работы отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов.
На втором этапе, на основе анализа изученных материалов, сделала пробный лэпбук «Комнатные растения». Детей заинтересовал лэпбук. Наши дети с детства знакомы с ноутбуками и нетбуками. Слово «лэпбук» созвучен этим терминам, он вмещает в себя много интересной и полезной информации. А главное - все можно потрогать, пощупать, исследовать все кармашки и конвертики!
На третьем этапе совместно с детьми стали обсуждать, разрабатывать и использовать лэпбуки: «Времена года», «Зима», «Весна», «Экология». Изготовлению лэпбука предшествовали тематические занятия и игры, обсуждение и выполнение заданий. Ребенок запоминает информацию, рисует схемы расположения игр в книжке, учиться планировать, исследовать, проектировать. При такой работе, лэпбук действительно выполняет свою роль, как закрепляющего, дидактического и игрового пособия.
Не обязательно, чтобы ребенок выполнил все задания за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Поэтому к лэпбуку нужно возвращаться не раз, а значит, играть и заниматься.
Еще одним плюсом является тот факт, что лэпбук - это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Преимущество лэпбука:
- интересное, привлекательное оформление;
- возможность использования в разных формах организации: в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной детской деятельности;
-разнообразие игровых заданий;
- интеграция разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
- компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
- задания разной сложности (возможность учета индивидуальных способностей детей);
- эффективное средство коррекции речи, помогает в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста, развивает словарный запас, грамматический строй речи, связную речь;
- использование данной формы работы не требует больших материальных затрат.
Вывод. Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей в современных условиях. Считаю, что лэпбук можно отнести к альтернативной технологии воспитания и обучения детей. Альтернативные технологии предполагают отказ от традиционных форм педагогического процесса, общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.
Использование лэпбука в работе с детьми с ОВЗ помогает развивать у ребенка инициативу, самостоятельность, обогатить, коррекционно-развивающий процесс,пополнить словарный запас, стимулировать речевую практику, индивидуальную деятельность, развивать познавательный интерес, расширить кругозор, воспитывать личность, адаптированную к жизни в современном обществе. А еще создание лэпбука помогает вести экологическое, познавательное, речевое образование родителей, приобщать родителей к воспитательно - образовательному процессу и совместному творчеству.
Литература:
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. Пермь: Меркурий, 2015.
- НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. (Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста).– М., 1999.
- Указ Президента РФ Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии.
Интернет-ресурсы:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы | 443.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД № 4 « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Инновационные технологии
в экологическом воспитании дошкольников с ОВЗ
( Из опыта работы)
Подготовила: Воспитатель 1КК Тюгаева О.Г.
2021
«Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды - это проблемы, которые касаются каждого государства. К плохой среде обитания, загрязненным воде, воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях» (из «Концепции экологического воспитания дошкольников»). Формировать экологическую культурунеобходимо у всего населения России, а начинать это надо уже с детства. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры — осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Тема экологии настолько актуальна, что 5 января 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии.
На протяжении многих лет веду работу по экологическому воспитанию дошкольников.Экологическое образование дошкольников проходит в интегрированной образовательной деятельности, где элементы экологических знаний дети получают в непосредственно образовательной деятельности по познавательному, художественно-эстетическому, речевому и социально-коммуникативному развитиям. По своему опыту могу сказать, что все они очень эффективны.
Опираясь на ФГОС, мы знаем, что ребенок к завершению дошкольного детства должен быть инициативным, самостоятельным, любознательным, уверенным в своих силах, иметь развитое воображение.
Современных детей непросто заинтересовать, они требуют нового подхода ко всему. Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными, тем более, если работа ведется с детьми с ОВЗ. Необходимо направить работу на повышение мотивации, развитие познавательной и речевой активности детей, памяти и мышления. Поэтому возникла потребность поиска усовершенствования своей работы. В интернете нашла интерактивную, интересную форму работы - лэпбук. Тема меня заинтересовала – для экологического воспитания детей это находка! В одном пособии помещается очень много информации в очень привлекательной и интересной форме: игры, рисунки, загадки, стихи и многое другое. Все материалы соответствуют одной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. В связи с этим возникла идея создания и использования нового средства обучения - лэпбук.
Актуальностью является то, что ни у кого из моих коллег я не встречала данную форму работы. Для меня лэпбук - уникальное средство сотрудничества с детьми, это отличный способ закрепления и повторения материала. Объединяя игру, обучение и воспитание в один процесс, лэпбук дает возможность мне построить работу по экологическому воспитанию с детьми с ОВЗ, учитывая индивидуальные особенности ребенка, создать условия, при которых ребенок самостоятельно закрепляет полученные знания в виде игры, развивает речевые навыки.
На первом этапе мною был изучен немногочисленный опыт работы отечественных педагогов по данной теме с использованием интернет - ресурсов.
На втором этапе, на основе анализа изученных материалов, сделала пробный лэпбук «Комнатные растения». Детей заинтересовал лэпбук. Наши дети с детства знакомы с ноутбуками и нетбуками. Слово «лэпбук» созвучен этим терминам, он вмещает в себя много интересной и полезной информации. А главное - все можно потрогать, пощупать, исследовать все кармашки и конвертики!
На третьем этапе совместно с детьми стали обсуждать, разрабатывать и использовать лэпбуки: «Времена года», «Зима», «Весна», «Экология». Изготовлению лэпбука предшествовали тематические занятия и игры, обсуждение и выполнение заданий. Ребенок запоминает информацию, рисует схемы расположения игр в книжке, учиться планировать, исследовать, проектировать. При такой работе, лэпбук действительно выполняет свою роль, как закрепляющего, дидактического и игрового пособия.
Не обязательно, чтобы ребенок выполнил все задания за один раз. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Поэтому к лэпбуку нужно возвращаться не раз, а значит, играть и заниматься.
Еще одним плюсом является тот факт, что лэпбук - это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Преимущество лэпбука:
- интересное, привлекательное оформление;
- возможность использования в разных формах организации: в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной детской деятельности;
-разнообразие игровых заданий;
- интеграция разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
- компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
- задания разной сложности (возможность учета индивидуальных способностей детей);
- эффективное средство коррекции речи, помогает в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста, развивает словарный запас, грамматический строй речи, связную речь;
- использование данной формы работы не требует больших материальных затрат.
Вывод. Экологическая ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания детей в современных условиях. Считаю, что лэпбук можно отнести к альтернативной технологии воспитания и обучения детей. Альтернативные технологии предполагают отказ от традиционных форм педагогического процесса, общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.
Использование лэпбука в работе с детьми с ОВЗ помогает развивать у ребенка инициативу, самостоятельность, обогатить, коррекционно-развивающий процесс,пополнить словарный запас, стимулировать речевую практику, индивидуальную деятельность, развивать познавательный интерес, расширить кругозор, воспитывать личность, адаптированную к жизни в современном обществе. А еще создание лэпбука помогает вести экологическое, познавательное, речевое образование родителей, приобщать родителей к воспитательно - образовательному процессу и совместному творчеству.
Литература:
- Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС. Пермь: Меркурий, 2015.
- НиколаеваС.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. (Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста).– М., 1999.
- Указ Президента РФ Указ о проведении в 2017 году в России Года экологии.
Интернет-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей"(В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Вопросы для родителей с целью выявления их мнения по поводу экологического воспитания...
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Проект "Организация опытно- экспериментальной работы по социально- нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании" "Мы любим нашу землю"
Проект по экологическому воспитанию "Мы любим нашу землю"...
Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников с ОВЗ
Использование лэпбука в экологическом воспитании детей с ОВЗ....
Инновационные технологии в экологическом воспитании младших дошкольников
выступление на педсовете...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в...
Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников. Сторисек
Инновационные технологии в экологическом воспитании дошкольников. Сторисек 1 слайдОдной из инновационных форм работы проводимой с детьми в части воспитания экологически образованной личност...