Игры для развития памяти у детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике
Игры для развития памяти у детей с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_pamyati_u_detey_s_zpr.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР
учитель-дефектолог МБДОУ ДС КВ №5
Дерикьянц Анна Павловна
Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир.
Современная педагогическая наука выделяет несколько видов памяти:
- образная (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная);
- словесно-логическая;
- двигательная
Всестороннее развитие личности ребенка является главной целью системы дошкольного образования. И этот процесс неразрывно связан с развитием у ребенка всех видов памяти.
Индивидуальные особенности памяти. Память, как психический процесс, тесно связана с мышлением. В зависимости от типа мышления и превалирующего вида памяти всех людей условно можно разделить на три группы:
- с наглядно-образным мышлением (лучше запоминают картины, лица, цвета, звуки);
- с преобладанием словесно-логического мышления (лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы);
- с гармоническим типом мышления (одинаково хорошо запоминают наглядно-образный и словесно-логический материал).
Родители часто недоумевают, почему их малыш с трудом заучивает наизусть стишок к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят способности к запоминанию? И, самое главное можно ли развить память ребенка?
Развитие памяти очень важно для детей, и в повседневной жизни, и в учебе. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка. Именно поэтому во все наиболее действенные методики раннего интеллектуального развития обязательно включаются упражнения и игры на развитие всех видов памяти.
Стимулировать процесс развития памяти помогут специальные упражнения и игры.
Игры для развития наглядно-образной памяти
Игры для развития зрительной памяти
Игра «Путаница»
Цель: развивать зрительную память и восприятие.
Задание: ребенок в течение 1 минуты рассматривает картинку, на которой изображены животные в неестественной для них среде обитания (например, лев сидит на льдине, кит лежит на лесной полянке, заяц плавает в море и ловит рыбу и т.д.).Затем картинка переворачивается лицом вниз. Ребенку предлагается вспомнить, что на ней было изображено? Можно задать вспомогательные вопросы:
1. Какие животные изображены на картинке?
2. Какие животные заблудились?
3. Может ли так быть?
4. Где каждое из этих животных живет?
Рекомендации к игре: количество животных не должно превышать 7-ми. На начальных этапах игры ребенку предлагаются изображения трех животных. Необходимо использовать хорошо знакомых ребенку животных, чтобы он мог определить их правильный ареал обитания.
Игра «Что пропало?»
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Перед ребенком выставляются от трех до семи предметов небольшого размера. Он внимательно рассматривает их в течение 1 минуты. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает один предмет. Ребенок называет, какой предмет пропал.
Рекомендации к игре: все предметы должны быть хорошо знакомы ребенку; для лучшего запоминания можно попросить ребенка назвать вслух все предметы, которые он видит.
Вариант игры 2:
Когда ребенок закрывает глаза, убирают 2-3 предмета из 7-ми.
Вариант игры 3:
Ребенок запоминает не только предметы, которые видит, но и последовательность их расположения. Когда ребенок закрывает глаза, предметы остаются в том же количестве, но один предмет переставляют на другое место в цепочке. Задача ребенка вернуть предмет на прежнее место.
Игра "Необычайные приключения в магазине игрушек"
Цель: Развивать внимание, зрительную память и логическое мышление.
Однажды в магазин игрушек прокралась злая волшебница. Она заколдовала все игрушки, и они разучились быть красивыми и опрятными.
Задание: ребенок рассматривает картинки с изображением заколдованных игрушек (кукла перестала завязывать бантики, мишка забыл заправить рубашку в брючки, ежик перестал завязывать шнурки на кедах, зайчонок разучился умываться, львенок не хочет теперь причесываться) в течение 1 минуты, а затем по памяти рассказывает, что произошло с каждой игрушкой.
Рекомендации к игре: На первых этапах знакомства с игрой следует рассмотреть картинки вместе с ребенком и обсудить, что же не так в образе игрушек. Следует обращать внимание на детали, которые позволят формировать в его памяти образ предметов. Количество картинок может варьироваться от одной-двух до семи.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания и зрительной памяти
Ребенок внимательно рассматривает картинку с изображением хорошо знакомых предметов в течение 1 минуты. Затем картинка переворачивается лицом вниз, а ребенку предлагается вторая картинка. Задания для ребенка:
1) определить, есть ли на второй картинке такие же предметы, как на первой;
2) назвать, каких предметов с первой картинки не хватает на второй;
3) назвать, какие новые предметы появились на картинке.
Рекомендации к игре: количество предметов на картинках должно варьироваться от двух до семи; количество предметов на первой и второй картинке может быть разным.
«Геометрические бусы»
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены. Затем попросить ребенка нарисовать на листе бумаги геометрические фигуры, из которых состоят бусы.
Вариант игры 2: Попросить ребенка нарисовать бусы, соблюдая последовательность геометрических фигур.
Рекомендации к игре: число геометрических фигур, из которых состоят бусы может варьироваться от двух до пяти. При определении последовательности следует использовать два-три вида геометрических фигур (например, бусы состоят из кружочков, в центре - треугольник).
Игра "Морской бой"
Играют двое детей. Перед каждым ребенком игровое поле, на котором расположены изображения хорошо знакомых ему предметов. Ребенок рассматривает поле 1 минуту, стараясь запомнить место расположения предметов. Затем все ячейки поля закрываются фишками. Ведущий поочередно называет каждому ребенку предмет, тот открывает фишку, под которой по его мнению скрыт данный предмет. Если ребенок угадал, то он забирает фишку себе. Изображение остается открытым. Если ребенок ошибся, то изображение снова закрывается. На поле есть и пустые ячейки. Перед началом игры игроки договариваются о количестве попыток, которые каждый из них может совершить. Выигрывает тот игрок, который откроет все предметы, либо у которого после использования всех попыток, окажется больше фишек.
Рекомендации к игре: каждое игровое поле разделено на 9 частей; количество картинок с изображением предметов варьируется для каждого игрока от двух до семи.
Игры для развития слуховой памяти
«Игра в слова»
1. Постарайся запомнить: кот, мел, шар, чай, дом, лес.
Проверь себя, смог ли ты запомнить все слова.
2. Постарайся запомнить: ваза, мыло, окно, конь, стол, тигр, арбуз, брат.
Проверь себя.
3. Постарайся запомнить: рыба, снег, шкаф, сани, мука, дверь, лето, пенал, мясо, звезда.
Проверь себя.
4. Запомни рассказ и повтори дословно: Сережа встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в школу.
Проверь себя.
Рекомендации к игре: начинать игру необходимо с короткой цепочки слов (3 слова), постепенно ее удлиняя; на начальных этапах игры лучше использовать слова по одной лексической теме; при составлении рассказов необходимо использовать глаголы для перечисления последовательных действий.
Игра в слова «Прогулка в сафари-парке»
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
ВНИМАНИЕ!
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил…..
ЗАДАНИЕ 1.
Перечисли животных, которых ты знаешь.
ЗАДАНИЕ 2.
Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
ЗАДАНИЕ 3.
Найди на картинках животных, которых назвал ты.
ЗАДАНИЕ 4.
Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Игры для развития кинестетической (двигательной) памяти
Игра «Снежки»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь снег.
- Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый?
- Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться.
ЗАДАНИЕ 2.
- Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека?
ЗАДАНИЕ 3.
- Представь, что ты держишь в руках пригоршню снега.
- Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?
РАССКАЖИ.
Игра «Запахи и звуки»
ЗАДАНИЕ.
Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи.
Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни как шумит дождь. Что такое шум дождя?
Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?
Игра «Вкус и запах»
ЗАДАНИЕ 1.
Представь лимон.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.
- Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 2.
Нарисуй лимон.
ЗАДАНИЕ 3.
Представь апельсин.
- Каков он на вкус?
- Вспомни, как пахнет апельсин? Расскажи об этом.
- Какого цвета апельсин?
- Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь?
ЗАДАНИЕ 4.
Нарисуй апельсин.
ЗАДАНИЕ 5.
Расскажи, чем отличаются лимон и апельсин. Чем они похожи?
Игра "Круглый, гладкий и пушистый"
Цель: развитие кинестетической памяти ребенка
Ребенку предлагаются предметы разной текстуры: гладкий, шершавый, пушистый, липкий, холодный, мягкий и т.д. Каждый предмет ребенок берет в руки, запоминая его на ощупь и называет его. Затем ребенок закрывает глаза и прикасается к одному из рассмотренных предметов. Задача: угадать, что это за предмет.
Рекомендации к игре: количество предметов варьируется от двух до семи.
Игры для развития словесно-логической памяти
Можно предложить следующие рассказы для запоминания:
1. Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
Вопросы к рассказу:
- Как звали мальчика?
- Что с ним случилось во время прогулки?
- Кто помог мальчику?
- Чем заканчивается рассказ?
2. Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту, машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.
Вопросы к рассказу:
- Как звали девочку?
- Что она построила?
- Кого девочка хотела катать на машине?
- Что случилось во время игры?
- Как девочка оказала помощь мишке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по развитию памяти для детей средней группы
Небольшая картотека игр по развитию памяти...
«Игры на развитие памяти у детей»
Игры, которые помогут укрепить и развить память ребёнка. Упражнять память не только можно, но и нужно. И лучше всего заниматься этим целенаправленно и начиная с раннего возраста....
Картотека развивающих игр для детей 4-5 лет Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.Игровой материал и наглядные пособия: карточки от лото или любые другие картинки.Описание: в течение 5 секунд демонстрироват...
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
Игра «Запомни — положи»Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).Оборудование: 4 картинки с хорошо знакомыми ребенку пре...
Игры на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное дет...
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ...
"Игры на развитие памяти у детей дошкольного возраста"
В данном материале описываются игры на развитие памяти дете...