Консультация «Если в семье ребенок с аутизмом?»
консультация
Рекомендации родителям, если в семье ребенок с аутистическими нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация «Если в семье ребенок с аутизмом?» | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Если в семье ребенок с аутизмом?»
Выполнила: учитель - дефектолог Сюлаева Л. Н.
Диагноз "расстройство аутистического спектра" зачастую ставит родителей ребенка перед неожиданными и серьезными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: "Почему это случилось именно с моим ребенком? Что же делать дальше?".
Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, и непонимание и осуждение окружающих на улице, в магазине усложняет положение его самого и его родителей. Такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдиться своего ребенка.
Живя в такой нервной стрессовой обстановке, иногда испытывая безысходность, некоторые родители срываются на ребенка: кричат, обзывают, а иногда и бьют его. Поэтому доброжелательная атмосфера в семье особенно важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком. Для этого родителям необходимо избавиться от стереотипов, которые преследуют их в жизни. Например, мы слышим:
«Ребенок - инвалид - это наказание за какие-то твои грехи. Ты сама виновата в этом» или «Если у тебя больной ребенок, твоя жизнь кончена: ты должна отказаться от своих планов и остаток жизни посвятить ребенку», «Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!»
Чтобы помочь аутичному ребенку, нужно, прежде всего, избавиться от стереотипов. А именно:
- Избавиться от собственных амбиций в отношении своего ребенка. Конечно, все родители хотят, чтобы их ребенок добился в жизни успеха. Но, под словом "успех” понимают что-то свое, взятое из стереотипных общественных представлений: «Он станет успешным, знаменитым». Часто родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. Именно родители определяют, в какую секцию, школу пойдет ребенок, чем будет заниматься, какой язык учить и тому подобное.
Мы требуем, чтобы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему, сравниваем с детьми знакомых. И, когда он перестает им соответствовать, мы начинаем ругать его, злиться на него, ведем к врачу.
!!! Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.
- Ни в коем случае не стыдиться своего ребенка.
Родителям больно осознавать, что их ребенок болен, что он не оправдает их надежд. Но самое страшное начинается потом, когда родители начинают стыдиться своего ребенка: с ним нельзя выйти на улицу - он неадекватно реагирует и странно себя ведет. Никого нельзя пригласить в гости, никуда нельзя пойти. Родители пытаются делать замечания, постоянно одергивают ребенка, срываются на него.
!!! Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его!
!!! Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Запаситесь терпением на годы.
- Чувство вины.
«Почему именно мой ребенок такой?», «Кто виноват?». Не надо искать ответ на эти вопросы. Не надо думать и о семейном проклятии, о мистике. Если бы ответ на эти вопросы излечивал наших детей! Не лучше ли решить раз и навсегда - я тут не причем, так сложилось.
!!! Глядя на ребенка, не думайте о своей вине. Лучше поймите, что уж он-то точно ни в чем не виноват. И что он нуждается в вас и вашей любви к нему.
- Не замыкайтесь в своем мире. Не бойтесь говорить о своем ребенке. Заставьте друзей принять вашего ребенка таким, какой он есть. Найдите новых друзей, которые примут вашего «особенного» малыша. Не умея самостоятельно строить отношения с людьми, общаться, он возьмет вас и ваших друзей за образец.
- Знайте, что ребенок не требует от вас жертв. Конечно, кое от чего придется отказаться. Но выход можно найти из любой ситуации. И это будет зависеть только от вас. Рассказывайте о детях - пусть все знают, что «нестандартные» малыши есть, и что им нужен особый подход!
Таким образом, семьям, где воспитывается ребенок с нарушениями аутистического спектра, полезно общаться между собой. Родители перестают чувствовать свое одиночество и обособленность, не стесняются своих детей, не переживают из-за их странного поведения, доброжелательно относятся к странностям других. В результате такого общения налаживаются новые дружеские связи, жизнь приобретает новые оттенки.
Существует Конституция семей, воспитывающих детей с нарушениями развития
(Швейцария), где родители имеют право:
1. Не подвергаться обвинению в том, что у них такие дети. Никто, в том числе и сами родители, не должен обвинять родителей в том, что их дети имеют проблемы развития.
2. Понимать, что происходит с их ребенком. Знать как, когда и зачем проводятся те или иные процедуры, назначаются те или иные лекарства, какой ожидается результат такого лечения, чем вызвано то или иное нарушение развития и так далее. Родители имеют право знать.
3. Не подвергаться эксплуатации. Долг и ответственность за ребенка не должны лежать только на родителях. Их должны разделять и специалисты. Специалисты не должны говорить: "Это нужно только вам, вот вы и делайте, нам до этого нет дела”.
4. Получать помощь без необходимости извиняться на нее.
5. Принимать решения наравне со специалистами о том, что, как и когда делать с ребенком, какие процедуры и лекарства использовать.
6. Сердиться. И на ребенка в том числе.
7. Иметь нормальную семейную жизнь. Не замыкаться на своем несчастье - работать, развлекаться, общаться с другими людьми, иметь других детей и так далее.
8. Проводить часть своей жизни, не посвящая ее ребенку.
9. Иногда притворяться. Если родители хотят сделать вид, что у них все хорошо, не надо их в этом разубеждать.
10. Ожидать чуда.
11. Пробовать другие методы лечения, консультироваться у других врачей, специалистов, не замыкаться на одном врач”.
Для реализации этих прав не нужны законы и указы, а нужны только добрая воля и упорство самих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Если в семье ребенок с ДЦП"
Консультация для родителей...
Консультация "Если в семье появился еще один ребенок".
Советы и рекомендации для родителей, у которых родился еще один ребенок. Как помочь ребенку легче принять и привыкнуть к новому члену семьи....
Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ...
Консультация «Если в семье есть старший ребёнок»
Консультация для родителей "Если в семье есть старший ребёнок"...
Консультация «ЕСЛИ В СЕМЬЕ СОБАКА ИЛИ КОШКА»
Животное дома, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Животные в доме - это могучий фактор воспитания детей. Это должен знать взрослый. Общение ребенка с животными, если оно пущен...
Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»
Консультация для родителей «Если в семье ребенок с ЗПР»...
Консультация "Если в семье ребенок с ЗПР"
Диагноз «Задержка психического развития» зачастую ставит родителей ребёнка перед неожиданными, а подчас и серьёзными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себ...