Методическое пособие " В мире волшебных шаров"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ольга Филкова

Данное методическое пособие предназначено для работы логопеда, педагогов ДОУ, с целью укрепления и формирования психологического, эмоционального и соматического здоровья детей дошкольного возраста. Материалы, представленные в этом пособии соответствуют требованиям дидактики, способствуют повышению интереса у детей к самостоятельной деятельности в формированию и укреплению здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Сказка»

 общеразвивающего вида  с приоритетным

 осуществлением художественно- эстетического

 развития воспитанников

Ольга Владимировна Филкова

Методическое пособие

« В мире  волшебных шаров»

г. Березовский

2016г.

Ольга Владимировна Филкова

Учитель – логопед высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 «Сказка» общеразвивающего вида  с приоритетным

 осуществлением художественно- эстетического развития воспитанников

Данное методическое пособие предназначено для работы логопеда, педагогов ДОУ, с целью укрепления и формирования психологического, эмоционального и соматического здоровья детей дошкольного возраста. Материалы, представленные в этом пособии соответствуют требованиям дидактики, способствуют повышению интереса у детей к самостоятельной деятельности в формированию и укреплению здорового образа жизни.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………3

Основная часть…………………………………………………..

Пояснительная записка

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие  болезней или физических дефектов. Период дошкольного детства наиболее важный в становлении личностных качеств, формирования основ физического, психического, интеллектуального и социального здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Федеральные государственные стандарты  определили содержание и условия организации образовательного процесса для формирования общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

  Таким образом, в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области “Здоровье” направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы здорового образа жизни.

 Все эти задачи педагогам необходимо решать интегрировано, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Такая интеграция возможна только при условии реального соединения в единое целое процессов обучения, воспитания и развития. В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить логопедов,  педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система востпитательно - оздоровительных,  коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и логопеда, ребенка и родителей, ребенка и педагога.

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Поэтому одна из главнейших задач  логопедической работы - это создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и “приумножала” его.

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств:       силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несоформированность мышления;

Из особенностей вытекают задачи по развитию данных процессов, которые решаются учителем-логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях совместно с коррекцией речевых нарушений. А использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:

  • Обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья.
  • Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки о здоровом образе жизни.
  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • Повысить результативность воспитательно-образовательного процесса;
  • Сохранить и укрепить здоровье воспитанников;
  • Стимулировать работоспособность, способствовать восстановлению сил, снятия напряжения;
  •  Создать благоприятную психоэмоциональную атмосферу, поддержать психологическое здоровье;
  •  Пропагандировать здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие педагогические  технологии  применяются в различных видах деятельности  и представлены как:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Корекционные технологии.

Ожидаемые результаты:

  • Правильное речевое дыхание у детей;
  • Сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • Положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • Отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • Улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • Использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

 Таким  образом, можно сделать вывод: здоровье  основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя, связного высказывания – это цель логопедической работы. А использование на логопедических занятиях здоровьесберегающих технологий, позволит не только поддерживать интерес детей к занятиям, но и формировать уклад здорового образа жизни.

Основная часть

Вопрос о внедрении в практику работы логопеда здоровьесберегающих образовательных технологий становится весьма актуальным. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения одна из важнейших задач стоящих перед логопедом. Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для таких  детей  характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как слухоречевая память и внимание, вербально-логическое мышление, пространственная и временная ориентировки, нарушение в артикуляционной, мелкой моторике и общей моторике. Многие дети имеют повышенную утомляемость, быструю истощаемость и лабильность эмоциональной сферы.

 На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Развитие мелкой моторики кисти рук.
  • Массаж и самомассаж.
  • Гимнастика для глаз.
  • Бионергопластика.
  • Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия и многое другое.

В данном методическом пособии представлены наборы разнообразных шаров:

  • мягкие цветные;
  • деревянные;
  • резиновые;
  • пластиковые;
  • массажоры Су-Джок;
  • бумажные плоскостные  круги.

Данные материалы используются в следующих направлениях:

  • воспитание сенсорных эталонов;
  • формирование основ самоанализа  (рефлексия);
  • формирование речевого дыхания;
  • постановка и укрепление  артикуляционной моторики;
  • развитие логического мышления;
  • развитие мелкой моторики;
  • автоматизация звуков;
  • развитие связной речи;
  • формирование навыка конструирования.

Формирование речевого дыхания

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика,

способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения

дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального

– речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).

Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме

оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для

дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на

звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная

гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное

воздействие:

  • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
  • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
  • улучшает дренажную функцию бронхов;
  • восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
  • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

    Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5 - 10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как его часть, направленную на развитие речевого дыхания, в результате чего возрастает объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма. 

Дыхательные упражнения можно проводить на занятиях классифицируя их по временам года, это поможет формировать представления об изменениях в природе и закрепить новые слова в речи детей.

Для формирования речевого дыхания рекомендовано использовать набор мягких шаров, коктейльные трубочки. Эти мягкие шарики разного цвета и  размера. Дети самостоятельно для упражнения выбирают шарики. Это способствует не только выбору ребёнка, но и умению объяснить, почему он выбрал тот или иной шарик.

Игра « Снег и ветер»

Цель: формировать направленную воздушную струю.

Небольшие шарики  белого цвета – это «снег», выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

По такому же принципу можно подобрать и другие упражнения:

  • « Кто дальше задует шарик»
  • « Футбол»
  • « Воздушный баскетбол»
  • « Собираем цветы»

Также для проведения комплекса дыхательных упражнений в наборе имеются индивидуальные воздушные шары.

Игра « Насос»

Цель: Развивать силу выдоха, формировать направленный воздушный поток.

Инструкция:

 Ребенку предлагается побыть «насосом», и надуть шарики к празднику. При этом взрослый объясняет, как правильно это сделать.

 « Делаем глубокий, короткий вдох носом, не поднимаем плечи, и дуем в шарик так, чтобы щеки не надувались, а весь воздух попадал в шарик. Шарик должен получиться красивым, но не очень большим».

Такие игры можно использовать как в индивидуальном порядке, так и с подгруппой детей, создавая элемент соревнования.

 

Артикуляционная гимнастика

Это неотъемлемая и очень важная часть логопедической работы.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки 
подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Для выполнения артикуляционных упражнений данное пособие предлагает несколько вариантов работы с шарикам.

Игра « Покажи, что нашёл?»

Цель: развивать артикуляционную моторику, учить самостоятельно, подбирать комплекс упражнений для заданного звука.

 Для этого используем мягкие шарики с изображением на них названий артикуляционных упражнений. Ребенок достает из корзинки шарик и перед зеркалом выполняет артикуляционное упражнение. Задачу можно усложнить: на столе перед ребенком взрослый выкладывает некоторое количество маленьких шариков от 3до 5. ребёнку дается инструкция, что это упражнение нужно выполнить столько раз, сколько шариков лежит перед тобой. Также детям предлагают из предложенных шариков, самостоятельно выбрать упражнения для заданного звука.

Упражнения с шариком

Для этого упражнения используем резиновый шарик, так как его легко можно обработать, диаметр шарика 2 – 3 см,  длина верёвки 60 см, верёвка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

Цель: укреплять артикуляционную моторику, способствовать развитию более точных движений.

Инструкция:

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах     обеих рук верёвке языком вправо – влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой верёвочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх – вниз, верёвка натянута горизонтально.

4. Язык – «Чашечка», цель – поймать шарик в «Чашечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками верёвочку.

палец

палец                          палец

шарик

30 см

 Су – джок терапия

Су – джок терапия - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Методика Су-Джок диагностики заключается в поиске на кисти и стопе в определенных зонах, являющихся отраженными рефлекторными проекциями внутренних органов, мышц, позвоночника болезненных точек соответствия (су-джок точки соответствия), указывающих на ту или иную патологию. Обладая большим количеством рецепторных полей, кисть и стопа связанна с различными частями человеческого тела. При возникновении болезненного процесса в органах тела, на кистях и стопах возникают болезненные точки «соответствия» - связанные с этими органами. Находя эти точки, суджок (су-джок) терапия может помочь организму справится с заболеванием путем их стимуляции иглами, магнитами, мокасми (прогревающими палочками), модулированным определенной волной светом, семенами (биологически активными стимуляторами) и прочими воздействиями в зависимости от нужд выбранной методики лечения.

Позднее подобные рецепторные поля были открыты на ушной раковине (гомосистемы аурикулярной су-джок терапии), волосистой части головы (скальпе - су-джок скальпотерапия), языке и других частях тела.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.

Для данного вида здоровьесберегающего воздействия рекомендованы в данном пособии массажные шарики су-джок. Детям предлагаются следующие игровые приемы:

Игра « Ёжики»

Цель: массировать активные точки кисти рук, с использованием художественного слова.

Инструкция: Ребёнку предлагаю т шариком су-джок массировать подушечки пальцев рук, ладони, тыльной стороны руки. При этом проговаривать стихотворный текст:

***

Гладь мои ладошки ёж,

Ты колючий ну и чтож.

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

***

Ёжик, ёжик побежал.

Все листочки и цветочки он собрал.

По такому же принципу можно подобрать и другие задания.

Игра « У кого больше шариков»

Цель: Развивать координацию тонких движений пальцев рук, активизировать биологические точки.

Инструкция: на столе перед детьми лежат шарики су-джок, разного цвета. Логопед предлагает собрать  щепоткой пальцев шарики, поочередно меняя руки, при этом называть определенные слоги, автоматизируя поставленные звуки в речи детей.  

   

 Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает: 
1) игровая коррекционная физминутка; 
2) с предметами; 
3) по зрительным тренажёрам; 
4) комплексы по словесным инструкциям.

Для проведения игровых упражнений для профилактики нарушения зрения, пособие « В мире волшебны шариков» предлагает наборы плоскостных , разноцветных шариков, разной величины.

Игра « Сосчитай облака»

Цель: тренировать зрительный анализатор у детей, координировать движение в пространстве.

Инструкция:  на панно размещают в хаотичном направление шарики одного цвета: белого или других нежных, теплых оттенков.  На каждом из них есть номер. Ребёнку предлагают глазами проследить путь движения «облаков» в соответствие с их нумерацией

  3

  2

  4

  1

   5

Это же вариант упражнения может быть предложен ребёнку на карточке, где он сможет обозначить путь движения « облаков» и нарисовав стрелки.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике: 
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

  • Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  • Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
  • Можно использовать без специального медицинского образования.

Пособие предлагает для этого использовать массажные резиновые шарики с шипами или маленькие шарики, в народе именуемые как « попрыгунчики». Использование  таких шариков, также весьма разнообразно и подбирается в соответствии с  темой занятия или этапом логопедического воздействия: закреплением звукопроизношения изолированно, в слогах или тексте.

Упражнения с мячом-ёжиком

Цель: развивать координацию движений по средствам самомассажа

***

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

                                               ***

Ловко с мячиком играем,

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти на покой.

Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану.

Перед грудью пронесу,

Сзади спрячу, потрясу.

Подержу вверху, внизу,

Мимо носа пронесу.

Мяч снаружи, мяч внутри.

По руке качу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой – Вот я фокусник, какой!

Развитие мелкой моторики

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занимает прочное место в наших занятиях с детьми.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Для развития мелкой моторики пальцев рук в пособии представлены  наборы деревянных шаров, шарики суд -  жок, мягкие шарики, мелкие бусины, пластилиновые шарики, мелкие  пенопластовые шарики, стеклянные шарики.

Игра «  Украсим коврик»

Цель: развивать мелкую моторику, учить подбирать цветовые сочетания шариков.

Инструкция: ребёнку предлагают украсить коврик, так чтобы в узоре присутствовали различные шарики, но они были одного цвета.

Игра « Золушка»

Цель: учить детей классифицировать шарики по одному признаку (стеклянные, мягкие, деревянные, горох).

Инструкция: в одной емкости лежат разные шарики, ребёнку предлагают помочь золушке отделить одинаковые шарики и разложить их к картинкам, на которых изображены стручок гороха, вата, дерево, стекло.

С шариками можно осуществлять различные манипуляции в зависимости от предложенной темы занятия.

Формирование основ самоанализа  (рефлексия)

В последние годы рефлексии в педагогической практике уделяется достаточно много внимания. Ведь именно рефлексия позволяет посмотреть на учебный процесс «глазами детей», учесть их индивидуальные особенности, самостоятельную оценку ими своей деятельности и ее результатов. Как показывает практика, в основном педагоги используют различные приемы рефлексии, позволяющие понять эмоциональное состояние детей, отследить его динамику в процессе деятельности.

Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.  На логопедическом занятии очень важен прием рефлексии, так как ребенок может отразить свои пережитые эмоции, отследить результативность тех знаний и побед, которые он смог получить в результате логопедической деятельности.

В пособии « В мире волшебных шаров» для проведения рефлексии представлены наборы мягких шариков.

Игра « Выбери свой цвет»

Цель: научить ребенка отражать сои чувства и эмоции в цветовой гамме.

Инструкция: в начале занятия ребенку предлагают выбрать шарик такого цвета, какое у него сейчас настроение или как он себя чувствует, предложить ему  объяснить, почему он выбрал шарик этого цвета.

В конце занятия логопед предлагает опять взять шарик:

  • если изменилось настроение, то шарик другого цвета;
  • если он узнал, что-то новое, то взять шарик голубого цвета;
  • если было не очень интересно, то взять шарик белого цвета и т.д.

 Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия
         Кинезеологические упражнения.  Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Кинезеологические упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.  в логопедической практике задействовать  ощуще особенно важны, так как тактильные и двигательные анализаторы ребенка 
     
      

                Систематически используем в работе элементы методики сенсорно –координаторных тренажей В.Ф Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках и ...отгадывают загадки, отвечают на вопросы, составляют рассказы - описания и т.д. В четырёх верхних углах групповой комнате наклеены предметные картинки любой лексической темы, можно использовать сюжетные картинки, важно, чтобы все вместе картинки составляли развивающийся в логической последовательности единый комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности цифры 1-2-3-4.

В зависимости от характера, 1-2 раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. Под команды логопеда 1 -2-3-4.....1 -2-3-4.....и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно сочетающиеся движения глазами, головой и туловищем. Дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 предметные картинки или сюжета. Найти ответ на поставленный вопрос. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности.

Руки на коленях, кулачки сжаты / Крепко с напряжением,/ Пальчики прижаты/. Пальчики сильней сжимаем/ Отпускаем, разжимаем/ Знайте девочки и мальчики/ Отдыхают ваши пальчики/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическое пособие "В мире животных"

ПРОЕКТ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»Вид проекта: долгосрочный творческий групповой совместный детскородительский проект для детей от 6 лет. I этап:Подготовительный. ...

Учебно-методическое пособие "В мире книг"

Презентация "В мире книг" содержит познавательный материал о мире книг. Предназначена для воспитания эстетического и творческого мышления у дошкольников и родителей. Может использоваться как самостоят...

методическое пособие "В мире животных"

В методическом пособие разработаны игры по развитию речи среднего и старшего возраста....

Учебно-методическое пособие:"В мире сказки."

Презентация "В мире сказки" содержит познавательный материал к сказке "Маша и медведь", используется в качестве наглядного пособия.Материал содержит игровые упражнения,задания....

Иллюстративно-методическое пособие "В мире цвета"

Для детей всех возрастов дошкольного возраста...

Изготовление методического пособия по экологии „Волшебная коробка“ и его многофункциональное использование.

Задачи:- познакомить  с методическим пособием «Волшебная коробочка» его особенностью создания и применению; - показать для чего можно использовать готовую...

Методическое пособие для квеста «Волшебная карта»

https://drive.google.com/drive/folders/1GfePMMPdIsqBrJDvPsP_iurTc1yYEpZ1?usp=sharingМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 16Методич...