Материал для индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике
В данном материале представлены карты индивидульного развития и схема АОП для воспитанников и детей с категорией ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_detey_s_tnr.docx | 79.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф.К.Салманова
(дошкольное отделение)
СОГЛАСОВАНО решением ППк Протокол №________ от « » __________2019г. ОЗНАКОМЛЕН Родитель (законный представитель) ________________/______________ | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ гимназия им. Ф.К.Салманова Директор_____________/Мисюля Г.В. от « »_____________2019г. |
Адаптированнаяобразовательная программа
для воспитанницыс ОВЗ (ТНР)
группысреднего дошкольного возраста (4-5 лет)
________________________ (ФИО ребенка) ______________ (дата рождения)
Срок реализации:
2020-2021 учебный год
Сургут 2020 г.
Содержание
- Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи реализации АОП.
- Планируемые результаты освоения АОП.
- Содержательный раздел.
- Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях.
- Коррекционно-образовательная деятельность специалистов.
- Организационный отдел.
- Организация развивающей предметно-пространственной среды.
- Индивидуальный образовательный план.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разработана для воспитанницы с ТНР соответствии с заключением ПМПК №23683от 01.08.2018 г., обучающуюся по ООПДО в условиях инклюзивного образования в группе среднего дошкольного возраста4-5 лет общеразвивающей направленности.
Образовательная программа | Уровень образования | Специальные методы обучения и учебные пособия | Направления коррекционно-развивающей работы и психолого-педагогической помощи | Срок повторного обследования ПМПК |
АООП ДО для обучающихся с ТНР | Дошкольный | В соответствии с программой | Педагог психолог: Шелим Людмила Ивановна Учитель-логопед: Мироненко Виктория Николаевна | При переходе с одного уровня образования на другой |
По результатам психолого-педагогического обследования воспитанник(ца) имеет особенности речевого и (или) психологического развития и нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Характеристика.
Характеристика.
1. Педагогическая характеристика.
Взаимоотношения со сверстниками: общительна со всеми детьми.
Взаимодействие с педагогами: доверительные, идет на контакт.
Социально-бытовые навыки: навыки самообслуживания соответствуют возрасту. Может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы. Может самостоятельно одеваться, раздеваться, обуваться, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель.
Особенности игровой деятельности: в играх с детьми доброжелательна, спокойна, конфликтных ситуаций не возникает. Предпочитает игры в паре или в одиночестве (при этом никакого дискомфорта в психологическом состоянии не отмечается); придумывает сюжет, принимает в игру других детей, может переключаться на другой сюжет игры. Проявляет интерес к тихим сюжетно-ролевым играм, игровые атрибуты использует по назначению.
Математические представления и конструирование: знания ребенка по разделам программы на среднем уровне. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?». Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5); определяет, каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные). Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице). Части суток определяет. Наблюдаются трудности в определении направления движения от себя (справа, слева). Может работать, используя схему, алгоритм действий, но может во время конструирования и проявлять фантазию.
Продуктивная деятельность:
Аппликация: старается ножницы держать правильно, но иногда требуется помощь воспитателя; навыки вырезания сформированы на среднем уровне (может испытывать затруднения при вырезании ножницами круга из квадрата, овала — из прямоугольника, плавно срезать и закруглить углы. Старается наклеивать изображения предметов, состоящие из нескольких частей, аккуратно.
Лепка:создает образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию; старается использовать разные приемы лепки (шарик, брусок из пластилина и др.)
Рисование: умеет пользоваться кистью, карандашом, старается держать их правильно. Старается изображать предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета. Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов; предметы и их части соотносит по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
Трудности в художественно-эстетическом направлении, в освоении навыков рисования, лепки, аппликации, чаще связаны с недостаточным уровнем развития мелкой моторики.
Отношение к занятиям: понимает одноступенчатые инструкции. На занятиях отмечается средняя работоспособность, помощь воспитателя принимает спокойно; мотивация средняя. Программный материал усваивает на достаточном уровне.
Особенности характера: спокойная, добрая. Легко переключается с одного вида деятельности на другой. Во время прогулки – активна; конфликтные ситуации старается избегать.
Контакт воспитателей с родителями (родственниками): установлен.
1.2Характеристика речевого развития.
Родной язык: русский.
Речевое окружение: речевая среда благополучная.
Раннее речевое развитие: в соответствии с возрастной нормой.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: строение и подвижность артикуляционного аппарата без особенностей; Выполняет упражнения по подражанию. Мимические движения в норме.
Состояние дыхательной и голосовой функции: голос тихий, немодулированный; дыхание носовое без особенностей;речевой выдох слабый.
Состояние фонетико-фонематической системы.
изолированное произнесение звуков (с, з, п, б, м, н), в слогах (ба, та, на, бу, но и пр.), в словах (папа, мама, баба).
Фонематическое восприятие: не сформировано
Состояние словаря: обращенную речь понимает, выполняет действия по речевой инструкции. Пассивный и активный словарь не соответствует возрасту.
Грамматические категории: не сформированы.
Связная речь:отсутствует.
Симптоматика заикания: нет.
Заключение учителя-логопеда: ОНР (I уровень речевого развития).
1.3 Характеристика познавательного, двигательного, коммуникативно-личностного развития.
Коммуникативно-личностная сфера:
Поведение адекватно ситуации. Потребность в контакте со сверстниками выражена достаточно, познавательная активность соответствует возрасту, самоконтроль развит, планирует свою деятельность согласно возрасту, может работать длительно и целенаправленно. Развитие личности – без особенностей, моральные нормы усвоены.
Развитие познавательной сферы:
Восприятие сенсорных эталонов в пределах возрастной нормы.
Ориентируется в схеме собственного тела, осознает положение в пространстве, дифференцирует пространственные понятия, действует по словесной инструкции, ориентируется в помещении.
Временные представления сформированы.
Наглядно-действенное мышление соответствует возрастной норме.
Наглядно-образное мышление соответствует возрастной норме.
Словесно-логическое мышление соответствует возрастной норме; обобщает, классифицирует, может обосновать свой выбор.
Память: зрительная память соответствует возрасту; слуховая память соответствует возрасту.
Внимание: устойчивое, способна на длительное сосредоточение. Умение сосредоточиться на задаче на среднем уровне. Темп деятельности равномерный, деятельность продуктивная.
Развитие крупной и мелкой моторики: доступны синхронные действия двумя руками, легко переключается с одного действия на другое, использует правую руку в качестве ведущей, мелкая моторика развита достаточно.
Заключение. На момент обследования уровень актуального психического развития соответствует возрастной норме.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с ТНР МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
-Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13);
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова
Программа обеспечивает комплексную психолого-педагогическую и социальную помощь, ориентируясь на основные характеристики образовательной системы учреждения (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров Программы).
Программа предусмотрена для освоения ребенком с ТНР в возрасте 4-5 лет образовательных отношений в группе общеразвивающей направленности и строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
− полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;
− построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
− содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
− поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
− сотрудничество организации с семьями;
− приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
− формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
− возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
Программа разработана в соответствии с Комплексной образовательной программой дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. (Н.В.Нищева)
Данная программа обеспечивает создание оптимальных условий для:
- развития познавательно-речевой, эмоционально-волевой, двигательной сфер у воспитанника с ТНР;
- развития позитивных качеств личности;
- коррекции недостатков психологического развития и предупреждение вторичных нарушений развития;
- формирования представлений и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе.
1.1.1 Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель:коррекция нарушений речи, обеспечивающая освоение коммуникативной функции языка для оптимальной социализации и всестороннего, целостного развитие личности ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи в различных видах общения и деятельности с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Задачи:
- создание условий, способствующих овладению ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования;
- организация комплексного психолого-педагогического изучения ребенка в целях разработки и уточнения индивидуального образовательного маршрута, а также определение эффективности его реализации;
- преодоление и предупреждение у ребенка вторичных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения и личности в целом;
- формирование у ребенка системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие его познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода;
- обеспечение преемственности в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей по развитию основных составляющих развития речи ребенка, основывающихся на координации педагогического воздействия на образовательный процесс;
- организация работы специалистов по обучению родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
1.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- понимает названия действий, предметов, признаков;
- может показать по просьбе взрослого части тела и лица куклы, части и детали машинки, стула;
- понимаем двухступенчатую инструкцию;
- называет предметы, объекты, изображенные на картинке, и действия, ими совершаемые;
- принимает участие в - проявляет речевую активность, вступает в контакт со сверстниками и взрослыми;
диалоге;
- рассказывает простые потешки;
- общается с помощью предложений, состоящих из двух-трех слов;
- правильно произносит простые согласные звуки;
- не нарушает звуко-слоговую структуру двухсложных слов;
- не допускает ошибок при употреблении существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, существительных в винительном падеже единственного числа без предлога, при согласовании прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода, при употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка с ТНР, представленными в пяти образовательных областях
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.
Результатом коррекционно-образовательной деятельности является устранение недостатков в речевом развитии дошкольников. Коррекционно-образовательный процесс можно представить в виде следующей модели:
Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Направление деятельности | Содержание работы |
Психолого-педагогическая диагностика | Основной целью является прогноз вероятных трудностей в обучении, выявление особых образовательных потребностей определение причин речевых недостатков. Первичная диагностика: Обследование ребенка проводится индивидуально учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на ППк выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной образовательной программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий. Динамическое изучение воспитанников проводится с целью отслеживания динамики речевого и интеллектуального развития ребенка, определения соответствия выбранных методов и приемов коррекции уровню приобретенных речевых навыков. Этапная диагностика необходима для определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности и констатации результативности приобретенных речевых, психологических навыков ребёнка Текущая диагностика направлена на обследование воспитанников дошкольного учреждения по запросу родителей, педагогов. |
Коррекционно-развивающее | Представляет собой систему коррекционного воздействия на языковую и познавательную деятельность ребенка с речевыми нарушениями. В зависимости от структуры речевого дефекта и степени его проявления строится содержательное направление коррекционной работы. Основной формой организации логопедической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Периодичность и продолжительность занятий зависит от характера нарушения и степени его проявления. На этом этапе следует определить основные направления коррекционной работы:
|
Консультативно-просветительское и профилактическое | Консультативно-просветительский направление работы учителя-логопеда проводится для оказания помощи родителям, педагогам и администрации дошкольного учреждения по вопросам устранения существующих речевых недостатков детей с ТНР и предупреждения вторичных нарушений. Задачи данного направления:
|
Организационно-методическое | Этот аспект деятельности учителя-логопеда состоит из подготовки и участия в городских методических объединениях, педагогических совещаниях, оформлении документации, изучении методической литературы, участии в заседаниях ППк МБОУ и т.д. Для участия в ППк дошкольного отделения учителем-логопедом на каждого ребенка заполняется характеристика, которая содержит основные диагностические значимые характеристики особенностей развития ребенка. Учитель-логопед активно участвует почти во все сферы образовательного процесса, планирует свою деятельность по ППМС сопровождению воспитанников с ТНР в условиях тесного взаимодействия специалистов: вместе с психологом и воспитателями реализует комплексные программы коррекционного воздействия на ребенка с ТНР; вовлекается в консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями. |
Содержание программы ориентировано на разностороннее развитие ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных возможностей, поэтому должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования дошкольников:
-социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно-эстетическое развитие,
-физическое развитие.
Содержание образовательной работы с воспитанником по образовательным областям: «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественно–эстетическое развитие», «физическое развитие» соответствует основной образовательной программе дошкольного образования МБОУ гимназии Ф.К.Салманова,которая разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебного-методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015. № 2/15), примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).
Конкретное описание образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования представлено в подразделе 2.1 ООПДО МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова.
Содержание образовательных областейпредполагает перспективное тематическое планирование образовательного процесса на 2019-2020 учебный год.
Комплексно-тематическое планирование представлено в Приложении 3 рабочей программы группы общеразвивающей направленности«Звездочки».
Коррекционно-образовательная деятельностьпо образовательным областям (Приложение 1) предполагает освоение воспитанником коммуникативной функции языка, приближенной к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально-волевой сферы ребенка с ТНР.
Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей.
И включает в себя время, отведенное на:
- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;
- непрерывную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность ребенка;
- взаимодействие с семьей воспитанника по реализации адаптированной программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.
Важным условием при организации работы в группе является соблюдение речевого режима и взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения.
Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, составление индивидуального образовательного плана. | 3. Составление АОП для перспективногопланирования коррекционной работы с воспитанниками |
4. Заполнение карт индивидуального развития для детей с ОВЗ | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей, закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
10. Развитие фонематического восприятия детей | |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации учителя-логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно- печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя. | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
Приоритеты учителя-логопеда: | Приоритеты воспитателей: |
|
|
2.2.Коррекционно-образовательная деятельность специалистов.
Коррекционно-образовательная деятельность с ребенком осуществляетучитель-логопедна основании заключения и в соответствии с рекомендациями ТПМПК.
Работа с дошкольником с ОВЗ в основном представляет собой игровую деятельность, проходящую в форме НОД (непрерывная образовательная деятельность)длительностью: групповая – 20 минут, индивидуальная –20 минут.Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с воспитанником, используют именно игровой метод как ведущий.
В середине каждой непосредственно образовательной деятельности статического характера педагог проводит физкультурные минутки.
Содержание коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда в ДОУ с ребёнком, имеющим заключение ОНР Iу.р.р. проводится по следующим направлениям.
Направления коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда.
Коррекционно-образовательнаядеятельность на индивидуальных занятиях строится в двух взаимодополняющих друг друга блоках:
Блок I - «Коррекция звукопроизношения»;
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
Эти два блока учитель-логопед использует параллельно. Очередностьизложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) формирования звукопроизношения и фонематического восприятия удетей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если онипродиктованы индивидуальными особенностями ребёнка испособствуют успешному их продвижению.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также связанные с речью процессы.
Данные технологии адаптируются под индивидуальные особенности детей:
- игровых технологий в логопедической коррекции;
- технологии логопедической, фонетической и речедвигательной ритмики (Г.А.Волкова, М.Ю.Картушина);
- информационно-коммуникационные технологии (специализированные компьютерные программы: «Игры для Тигры»; «Домашний логопед», «Учимся говорить»; «Учимся, играя»; игры, выполненные в формате презентаций и и флеш-игр);
- здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная); технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж) и т.п.
Содержание работы с учителем-логопедом отражается в календарно-тематическом планировании (Приложение 2), в индивидуальном перспективном плане коррекционно-развивающей работы (Приложение 2.1) и в перспективных планах по коррекции звукопроизношения.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем у учителя-логопеда, количество занятий может меняться по усмотрению специалиста.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационный раздел адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с ТНР, предполагает организацию развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое обеспечение; режим дня воспитанникасоответствующиеООП ДО МБОУ гимназии имени Ф.К.Салманова, а также кадровые условия реализации АОП ДО.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Диагностический инструментарий
- Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с ОНР с 4 до 7 лет.
- Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с ОНР с 4 до 7 лет.
- Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника.
- Верещагина Н.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6 – 7 лет в группе детского сада.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в ДОУ.
- Гуткина Н.И. Диагностика психологической готовности к школе.
Методическое обеспечение программы
Перечень программ и технологий | 1. Н.В. Нищева Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 20182.Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова у дошкольников. 3. Н.Я. Семаго «Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов». 4. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию 5. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.; 6. З.Е. Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у дошкольников»,СПб., «Детство-пресс, 2004г.; 7. Т.Б. Филичева Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Ч.1 Первый год обучения (старшая группа) |
Кадровые условия реализации ИАОП
№ п/п | ФИО педагога | Должность | Образование |
1 | Базуткина Надежда Михайловна | Учитель-логопед | Высшее |
2 | Бован Елена Юрьевна | Воспитатель | Высшее |
3 | Катырова Евгения Викторовна | Воспитатель | Высшее |
3.1.Организация развивающей предметно-пространственной средыРазвивающая предметно-пространственная среда группы организована на следующих принципах: 1) насыщенность; 2) трансформируемость; 3) полифункциональность; 4) вариативность; 5) доступность; 6) безопасность.Описание особенностей организации, развивающей предметно – пространственной среды группы представлено в подразделе 3.2 рабочей программы группы общеразвивающей направленности «Звездочки».
3.2.Материально-техническое обеспечение Описание материально-технического обеспечения образовательной программы дошкольного образования в группе, обеспеченности группы методическими материалами и средствами обучения по образовательной программе дошкольного образования представлено в подразделе 3.1. рабочей программы группы общеразвивающей направленности«Звездочки».
3.3.Индивидуальныйобразовательный план
Базовая образовательная область | Образовательная нагрузка в неделю |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Физическая культура: помещение на улице | 2/20 мин. 1/20 мин. |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Формирование элементарных математических представлений | 1/20 мин. |
Ознакомление с окружающим миром | 1/20 мин. |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
Развитие речи | 1/20 мин. |
Приобщение к художественной литературе (осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье) | - |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Рисование | 1/20 мин. |
Аппликация, лепка (чередуются ч/з неделю) | 1/20 мин. |
Конструирование, ручной труд (осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье) | - |
Музыка | 2/20 мин. |
Социально – коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье. | |
Итого: | 10/200 мин. |
Индивидуальные занятия | |
Учитель - логопед | 3/15 мин. |
Воспитатель | 2/20 мин. |
Подгрупповые занятия | |
Учитель - логопед | 3/20 мин. |
Приложения:
Приложение 1 – воспитатель
Приложение 2, 2.1 - учитель-логопед
Приложение 3, 3.1 - педагог-психолог
Родители:
С содержанием адаптированной образовательной программы дошкольного образования для воспитанника с ТНРознакомлены:
«____» _____________2019г. ____________/___________________
(дата ознакомления) (подпись/расшифровка)
Приложение 1- воспитатель
Образовательные области | Результаты диагностики | Направление деятельности педагогов | Средства, методы и приемы | Содержание деятельности педагогов по реализации задач |
Социально-коммуникативное развитие | Достаточный уровень | -способствовать преодолению застенчивости, нерешительности, скованности, формированию самоконтроля; -стимулирование коммуникативной деятельности; - мотивирование к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, впечатлений, характерных черт персонажей; - моделирование игровых ситуации, мотивирующих к общению со взрослыми и сверстниками | Создание примеров конфликтных ситуаций с целью выявления способности ребёнка их разрешить, направления воспитателем на способ, стратегию их урегулирования. Использование вербальных и невербальных средств общения. Игровые ситуации, игры с правилами, дидактические игры, подвижные игры, творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) и др. Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, сказок, творческие пересказы, разгадывание загадок, ситуативные разговоры | Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, рисование на социальные темы. Наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями «Магазин», «Рабочий день продавцов и кассиров в супермаркете», «Спортивный магазин», «Центр продажи игрушек», «У врача», «Строим дом», «Семья», «Правила движения», «На дорогах города», «На станции технического обслуживания автомобилей» и др. |
Познавательное развитие | Достаточный уровень | Использование индивидуального и дифференцированного подхода; широкое использование дидактического материала; выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий; использование навыков математического характера в быту, игре, труде и т.д. | Организованная образовательная деятельность; самостоятельная деятельность в развивающей среде; задачи-шутки; развивающие игры и упражнения; игры-головоломки; загадки; дидактические игры; комплекс развивающих познавательных игр; подгрупповая работа; игра-путешествие; познавательные игры; индивидуальная работа | «Волшебный поясок»; «Чет - нечет»; «Сколько нас без одного?»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше - меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какиечисла пропущены?»; «Назови соседей», «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»; «Геометрическое лото»; «Назови фигуры» и др. |
Речевое развитие | Недостаточный уровень | Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение); воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову; развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание); формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование). | Наглядные: -непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии); -опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам). Словесные: -чтение и рассказывание художественных произведений; -заучивание наизусть; -пересказ; -обобщающая беседа; -рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические: -дидактические игры; -игры-драматизации; -инсценировки; -дидактические упражнения; -пластические этюды; -хороводные игры. | «Доскажи словечко», «Какого звука не хватает», «Дополни предложение», «Продолжи словесный ряд», Волшебные картинки», «Кто больше», «Услышишь – хлопни», «Цепочка слов», «Эхо», «Вставь пропущенное слово», «Закончи предложение», «Что общего», «Скажи наоборот», «Исправь ошибку», «Живое – неживое», «Бывает – не бывает», «Что за чем», «Подбери действие к предметам», «Что бывает….», «Скажи ласково», «Назови профессии», «Животные и их дитёныши, «Кто кем был», «Что без чего», «Один – много», «Где мы были? Что мы видели?» «Сравни предметы», «Подбери прилагательные», «Что из чего сделано», «Выбери правильное слово», «Отгадай предмет по признакам», «Одно слово вместо двух», «Слова – родственники» и др. |
Физическое развитие | Достаточный уровень | Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков; выявление интересов, склонностей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы | Основные движения, спортивные игры и упражнения (ходьба, бег, катание, бросание, ловля, метание; ползание, лазанье, прыжки, групповые упражнения с переходами). Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Спортивные игры и упражнения. | Подвижные игры С бегом: «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках», «Цветные автомобили», «Найди себе пару», «Бездомный заяц». С прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку». С подлезанием и лазаньем. «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». С бросанием и ловлей: «Подбрось - поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку». На ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано». Народные игры: «У медведя во бору», «Волк и зайцы» |
Художественно-эстетическое развитие | Достаточный уровень | -Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; -развитие образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей; -использование материалов (традиционных и нетрадиционных), инструментов, пособий, стимулирующих детскую деятельность (ножницы, ручки, стеки и т.д.) и создающих ситуации «упражнения и освоения» (альбомы, раскраски, творческие тетради и т.д.); -использование материалов для развития художественно-эстетического восприятия (репродукции картин, книги, иллюстрированные разными художниками, предметы народных промыслов, скульптура малых форм, коллекции цветов, камней и т.д.) | Обследование, рассматривание предмета, наблюдение, создание образца, приём показа способов изображения. Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр (приём обыгрывания предметов или игрушек, обыгрывание изображения, обыгрывание незаконченного изображения, приём обыгрывания выполненного изображения), сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых | «Весёлые краски», «В гостях у Солнышка», «Как мы Снеговичку помогали», «Городецкие мастера», «Волшебная акварель» «Сказочный замок», «Матрёшкин сарафан», «На что похож круг?», «На что похожи наши ладошки», «Волшебная мозаика», «Нарисуй тёплую картинку», «Собери пейзаж» и др. |
Приложение 2 – учитель-логопед
Индивидуальный перспективный план коррекционно-развивающей работы на 2019 – 2020 учебный год
Фамилия, имя ребенка:
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Уточнение нервно-психического состояния ребенка | Направление на консультацию к неврологу. |
Развитие моторики речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы: - упражнения для стимуляции кончика языка (вне ротовой полости); - упражнения для развития точности движений кончика языка; - формировать навык создавать и удерживать язык в форме «чашечки» в ротовой полости; - отрабатывать силу выдыхаемой воздушной струи при созданной артикуляционной позе «чашечка» (упр. «дуем на чашечку»); - воспитание длительного ротового выдоха. |
Формирование правильного произношения | Постановка, автоматизация и дифференциация звуков: Постановка звука «К», автоматизация Постановка звука «Г», автоматизация Постановка звука «С», автоматизация Постановка звука «С*», автоматизация Постановка звука «З», автоматизация Постановка звука «З*», автоматизация Постановка звука «Ц», автоматизация I этап - подготовительный Задача - всесторонняя подготовка ребенка к коррекционной работе. а) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия; б) формирование артикуляционной моторики; в) развитие мимики, общей и мелкой моторики г) развитие зрительного восприятия II этап – формирование произносительных умений и навыков Задачи: а) устранение дефектного звукопроизношения; б) дифференциация звуков, сходных артикуляционно и акустически; в) формирование практических навыков и умений пользования исправленной речью. Виды работ на данном этапе:
|
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа |
|
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи |
|
Развитие связной речи |
|
Развитие ВПФ |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дневник индивидуального сопровождения воспитанника
Данный дневник является альтернативой сводной таблицы результатов мониторинга образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) и мониторинга детского развития , данны...
Организация индивидуального сопровождения воспитанников с ОВЗ в ДОУ
Материал содержит опыт работы детского сада по индивидуальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья...
Карта индивидуального сопровождения воспитанников
Карта индивидуального сопровождения воспитанников позволяет обеспечить индивидуализацию образовательного процесса...
Карта индивидуального сопровождения воспитанника с ярко выраженными способностями
Карта содержит полную информацию о воспитаннике и индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника по развитию способностей...
Дневник индивидуального сопровождения воспитанника по театрализованной деятельности
В дневнике отмечаются индивидуальные особенности ребёнка, регистрируются достижения, ведётся карта наблюдений детского развития в театральной деятельности и интегральные показатели развития (интеллект...
Карта индивидуального сопровождения воспитанника
Карта содержит полную информацию о воспитаннике и индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника по развитию способностей....
ДНЕВНИК Индивидуального сопровождения воспитанника. Карта индивидуального развития.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Подгоренский детский сад №2»Подгоренского муниципального района Воронежской области Д...