Тревожность в дошкольном возрасте
презентация по коррекционной педагогике

Борискина Виталия Сергеевна

Презентация для родителей, педагогов и психологов о том, что такое тревожность, как отличить тревожность от страха и как помочь ребёнку с повышенным уровнем тревожности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_v_doshkolnom_vozraste.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТРЕВОЖНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Слайд 2

Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Чем тревожность отличается от страха? Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Слайд 3

ПРИЗНАКИ ТРЕВОЖНОСТИ Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи. Страхи непременный спутник тревожности, они могут развиться невротические черты. Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом. Это способствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так, один из самых известных способов, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничего не боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательно скрывает тревогу не только от окружающих, но и от самого ребенка. Тем не менее, в глубине души у них - все та же тревожность, растерянность и неуверенность, отсутствие твердой опоры. Также реакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен. Возможен также вариант, когда ребенок находит психолог

Слайд 4

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ Ситуативная тревожность , т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает мобилизующим механизмом, позволяющим человеку серьезно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания. Л ичностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизм

Слайд 5

ПРИЧИНЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 1. Повышенная чувствительность ребенка. 2 . Авторитарный характер общения взрослого с ребенком. 3 . Наличие страхов у родителей. 4 . Завышенные требования со стороны родителей и воспитателей. 5 . Частые упреки, вызывающие чувство вины.

Слайд 6

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ Гиперопека . Заботливые мама и папа – хорошие родители. Но забота, контроль и даже любовь должны быть дозированными. Чрезмерная опека чревата тем, что малыш вырастет безвольным, не умеющим принимать решения и отвечать за свои поступки человеком. Такому индивиду очень сложно взаимодействовать с социумом. Дошкольник, страдающий от гиперпротекции , при попадании в детский сад столкнётся с множеством проблем, которые будут требовать от него самостоятельности решений и действий. В такой стрессовой ситуации развитие повышенной тревожности ребенку гарантированно. Особенности темперамента. Тревожность дошкольников также часто бывает вызвана врожденной характеристикой личности – темпераментом. Наибольшая тревожность наблюдается у меланхоликов, которым и без влияния вышеперечисленным факторов, характерны эмоциональная хрупкость, инертность, слабость.

Слайд 7

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан». Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди…» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я…». Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить. Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей . Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества . Отсутствие привязанности внутри семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь .

Слайд 8

ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ Поведенческими формами проявления проблемы является: Чрезмерная жестикуляция, торопливость; Необходимость что-то теребить в руках, грызть ногти; Плаксивость ; Рассеянность; Ступор , если ребенку задали вопрос; Скованность . Физиологические признаки тревожности у ребенка дошкольного возраста : Беспокойный сон, бессонница ; Повышенная потливость; Учащенное сердцебиение; Покраснения кожных покровов; Дрожание конечностей; Заикание ; Нарушение аппетита.

Слайд 9

ТИПЫ ТРЕВОЖНЫХ ДЕТЕЙ Невротики . Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Расторможенные . Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой). Застенчивые . Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Замкнутые . Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе.

Слайд 10

МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ Прежде всего, психологи советуют родителям пересмотреть своё отношение к ребёнку и взаимоотношения в семье в целом. Было бы хорошо завести домашнего питомца : кота, собаку, хомячка, попугая. Для коррекции тревожности у дошколят очень успешно используются сказкотерапия , арттерапия , песочная терапия. Игра, как способ борьбы с тревожными состояниями, просто творит чудеса. Психотерапевт может порекомендовать крохе групповые занятия с такими же детьми, как и он. Повышение самооценки. Обучение ребёнка умению управлять собой (своим поведением) в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. Снятие мышечного напряжения.

Слайд 11

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ Включение ребёнка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда сам захочет, станет её участником. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения задания, например, таких как «Кто быстрее ?». Если вводится новую игру, то для того чтобы тревожный ребёнок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить её на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребёнок уже неоднократно играл. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребёнком, когда он сам решит, что может выполнить условие.

Слайд 12

Тем не менее у детей дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. Любите своих детей, уважайте в них личность, уделяйте им больше времени и своего родительского внимания, и они вырастут уверенными в себе и своих силах людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление тревожности в дошкольном возрасте

           Одним из важнейших условий нормального развития ребенка является чувство безопасности, чувство защищенности и покоя. На основе благоприятного психическо...

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Статья на тему: "Особенности возникновения и проявления тревожности в дошкольном возрасте"

Проблема тревожности в дошкольном возрасте в настоящее время является наиболее актуальной и изучаемой, так как понимая причины возникновения детской тревожности, можно грамотно простроить коррекционно...

Статья по теме "Тревожность в дошкольном возрасте"

Стаья, посвященая понятию "Тревожность в дошкольном возрасте" и способы ее диагностики и  коррекции...

Картотека игр направленных на снижение тревожности детей дошкольного возраста.

Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля за ходом психического развития ребенка   давно признана в отечественной психологии. На современном этапе детский сад стано­вится ...

Использование сказкотерапии в работе с тревожными детьми дошкольного возраста

Наши дети, это самая чувствительная часть социума и они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, ...