проект «Русские богатыри – защитники Отечества»
проект по развитию речи (старшая группа)
проект на развитие патриотических чувств для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_bogatyri.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Русские богатыри – защитники Отечества»
«Гордиться славою предков
не только можно, но и должно»
А.С.Пушкин.
Пояснительная записка
Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе, верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях, характера и быта наших предков. Это обогатит любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и её будущее.
Гипотеза: если с самого раннего возраста воспитывать чувство привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, то начнёт формироваться тот фундамент, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Цель проекта: развитие патриотических чувств на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи проекта
1. Обучающие:
1. Формировать представление о русском воине - богатыре как о защитнике Отечества;
2. Познакомить детей с доспехами, военным снаряжением русского воина – богатыря;
3. Способствовать пониманию детьми образа русского богатыря, гармонично сочетающего в себе духовную и физическую силу;
4. Познакомить детей с картиной В.М.Васнецова «Богатыри», дать первоначальные представления об особенностях былинного жанра;
5. Познакомить с богатырской темой в русской музыке;
6. Расширять словарный запас детей: воины – богатыри, застава, Родина – Отечество.
2. Воспитательные:
1. Воспитывать в детях отвагу, мужество, желание служить Отечеству, защищать тех, кто нуждается в защите, содействовать воспитанию любви к Родине – России, поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей.
3. Развивающие:
1. Способствовать развитию духовно – нравственного отношения к миру, учить понимать защиту малых и слабых как долг, показать образец отношения к ближним и Родине.
Тип проекта
По основной деятельности: исследовательский.
По характеру процесса продвижения проекта: гибкий, творческий.
По времени: долгосрочный
По характеру контактов: коллективный, в рамках ДОУ.
Форма представления: выступление с проектом в детском саду, презентация.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - подготовительный
Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно – методического обеспечения.
Содержание | Формы работы |
Постановка проблемы. | Самообразование; разработка проекта; постановка цели и задач. |
Обогащение предметно – развивающей среды. | Подборка дидактических игр; изготовление атрибутов для игровой и театрализованной деятельности; игрушки и игровое оборудование. |
Подготовка программно – методического обеспечения для реализации проекта. | Подборка методической и художественной литературы по теме; подбор музыкальных произведений о Родной земле; наглядно-дидактического пособия; наглядно-иллюстративного материала. |
2 этап – рефлексивно - диагностический
Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.
Содержание | Формы работы |
Уточнение представлений детей по данной теме их личный опыт. | Вводная беседа (определить начальный уровень знаний детей по данной теме). |
Выявление уровня знаний родителей по данной теме. | Анкетирование; посредством индивидуальных и групповых консультаций, бесед, выявить у родит елей возможности, средства, необходимые для реализации проекта. |
Составление тематического перспективного планирования. | Самообразование. |
3 этап – практический
Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о русских богатырях – защитниках Отечества.
Содержание | Форма работы |
Ознакомление с темой проекта, постановка проблемной ситуации. | Беседы, занятия. |
Активное внедрение различных форм работы с детьми. | Ознакомление с художественной литературой, включающей пословицы и поговорки о силе, смелости и отваге; познакомить с особенностями былинного жанра с использованием презентации «Богатыри земли русской»; познакомить с музыкальными произведениями и со старинным народным инструментом – гуслями; совершить виртуальную экскурсию «Путешествие по городам Древней Руси»; посещение детьми библиотеки; просмотр мультфильмов: «Илья Муромец». |
Развитие предметно – развивающей среды. | Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм; подборка дидактических игр; наглядно – дидактического пособия, наглядно иллюстративного материала, картин, разнообразных репродукций. |
Досуговая деятельность. | Развлечения, игры – соревнования, подвижные игры; праздник посвящённый дню защитника Отечества. |
Работа с родителями. | Консультации, беседы, родительское собрание, рекомендация по посещению музея изобразительных искусств; конкурс семейных работ по данной теме – конкурс рисунков; совместное изготовление атрибутов к играм. |
4 этап – заключительный
Цель: определение дальнейших форм реализации проекта.
Содержание | Формы работы |
Анализ знаний, умений и навыков детей по теме проекта. | Беседы, занятия, викторины. |
Анализ полученных знаний и умений родителей, их интерес к данной проблеме. | Анкетирование родителей; развлечения, викторины, участие в празднике посвящённом дню защитника Отечества. |
Определение дальнейшей работы по данной теме. | Корректировка перспективного плана, форм работы по данной проблеме. |
Подготовка к презентации проекта. | Подготовка продукта деятельности к презентации, представление продукта деятельности зрителям. |
Оценка: что нового для себя мы узнали?
С точки зрения детей: использование разнообразных форм и методов работы с детьми по формированию нравственно – патриотических чувств способствовали расширению и обогащению знаний детей о русских богатырях, в какое время они жили, какие подвиги совершили, с кем они сражались, кого защищали, как называлась одежда и доспехи русских богатырей. Работа в данном направлении не только обогащает знания и опыт детей, но и помогает использовать их в жизненных ситуациях.
С точки зрения воспитателей: воспитатель имел возможность проявить свои творческие способности в соответствии со своим профессиональным уровнем.
С точки зрения родителей: обогащение родительского опыта приёмами воздействия и сотрудничества с ребёнком. Повышение компетенции родителей в вопросах формирования нравственно – патриотических чувств у детей.
Формы реализации проекта
Познавательное развитие
- «Путешествие по городам Древней Руси»;
- «Былины – кладезь народной мудрости»;
- «Былинные богатыри – славные защитники родной земли».
Речевое развитие
Рассматривание картин В.М.Васнецова:
- «Три богатыря»;
- «Витязь на распутье»;
- «Битва на Калиновом мосту»;
- Составление рассказов по картине В.М.Васнецова «Три богатыря»;
- Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырём»;
- Заучивание потешек о богатырях;
- Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках;
- Загадки о богатырях.
Ознакомление с художественной литературой
- Е.А.Николаева «Чудо – богатыри земли Русской»;
- Чтение былин о богатырях: «Застава богатырская», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник»; «Добрыня и змей».
Художественно – эстетическое развитие
Рисование:
- «Богатыри земли русской»;
- «Змей Горыныч»;
- Раскраски по теме.
Лепка:
- «Богатырский конь»;
- «Царь колокол».
Аппликация:
- «Сторожевая башня»;
- «Портрет богатыря».
Конструирование:
- «Старинный город»;
- «Крепость».
Музыкальное развитие
- Тема богатырей – М.Мусоргский «Богатырские ворота»;
- «Русская народная былина об Илье Муромце» в исполнении Ф.И.Шаляпина;
- Тема богатырского дозора – С.Танеев.
Социально – коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
- «Три богатыря»;
- «Богатыри охраняют русскую землю»;
- Просмотр мультфильмов по данной теме.
Настольно – печатные игры:
- «Где кощей»;
- «Кольцо и меч».
Игры – пазлы:
1. «Строим дом»;
2. «Три богатыря».
Дидактические игры:
- «4 лишний»;
- «Что нужно богатырю»;
- «Угадай, о ком говорю»;
- «Узнай по описанию»;
- «Собери богатыря в дорогу».
Ручной труд:
- Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм: щит, меч, шлем, изготовление кольчуг из бросового материала.
Физическое развитие
Подвижные игры:
- «Поймай хвост» (ловишки с ленточками);
- «Змейка» (с верёвкой);
- «Игра в холсты»;
- «Стрелок»;
- Перетягивание каната;
- Игры – эстафеты по данной теме;
- Развлечение «Богатырские состязания».
Беседы
- «Богатырские доспехи»;
- «Оружие богатырей»;
- «Подвиги русских богатырей».
Формы работы с родителями
Консультация
- «Роль чтения былин в воспитании детей».
Рекомендация
- Совместное посещение музея изобразительных искусств.
Мероприятия, совместные с родителями
- Родительское собрание с целью ознакомления родителей с проектом, выявить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников;
- Конкурс детско – родительского творчества «Богатыри земли русской» - конкурс рисунков;
- Совместное изготовление атрибутов к играм, празднику.
Заключение
Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания о нашей Родине – России. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Наш проект – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое внимание уделяется формированию нравственно – патриотических чувств у детей. Этот учебно – воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приёмов.
В рамках реализации работы в этом направлении был создан проект на тему «Русские богатыри – защитники Отечества».
Литература.
- Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живём в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
- Л.П. Гладких, архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков. Основы православной культуры: учебно – методическое пособие для педагогов детских садов; Курский государственный университет, 2008.
- Основы православной культуры. Книга для учителя. О.К.Харитонова под редакцией протоиерея Виктора Дорофеева. – М. : Издательский дом «Покров», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов-дошкольников «Интеллектуальная игра в клубе «Что? Где? Когда?» «Былинные богатыри-защитники Отечества»
Цель: Познакомить педагогов с нетрадиционными формами работы с детьми по патриотическому воспитанию на примере исторического прошлого русского народа. ...
В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»
Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание: - учить рисовать ру...
Проект «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Рав Этот проект был создан исключительно по просьбе детей. Было очень интересно искать информацию, изготавливать доспехи, а также нашим родителям было очень интересно учавствовать в нем....
Проект на тему: «Защитники Отечества!» к Дню Защитников Отечества старшей группы № 12 «Непоседы» МБДОУ ДС «Зоренька» г. Волгодонска
Творческий проект для детей старшей группы...
Русский богатырь – защитник Отечества.
(спортивно – развлекательное мероприятие к 23 февраля для подготовительной группы) ...
Итоговое занятие на тему "Русские богатыри-защитники земли родной"
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе...
Конспект НОД "Русские богатыри - защитники Отечества"
Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.Оживить представление о былинных героях - Илье Муромце, Алёше П...