Консультация для педагогов "Как помочь ребенку в период адаптации"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов "Как помочь ребенку в период адаптации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kak_pomoch_rebenku_vo_vremya_adaptatsii.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городской округ Балашиха
«Детский сад № 22 «Звездочка»»
__________________________________________________________________
143921, М.О., г. о. Балашиха, д. Федурново тел. 8 (495) 522-15-67
ул. Авиарембаза, стр. 36 eе-mail: marz2266@mail.ru
Консультация для педагогов
«Как помочь ребенку в период адаптации»
Подготовила и провела:
Педагог-психолог
Лазу А. И.
Дата проведения:23.10.2020 г.
2020 год.
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,
- все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет и т.д.
Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
1. Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от
10 – 11 месяцев до полутора лет);
2. Состояния здоровья и уровня развития ребѐнка;
3. Биологического и социального анамнеза (протекание беременности
матери, осложнения при родах; условия, обеспеченные ребѐнку после
рождения – режим дня, питания, игры и т.п.; заболевания в течение
первых трех месяцев жизни и др.).
Некоторые педагоги считают, что плач и капризы – результат
избалованности и изнеженности в семье. Многие вообще не видят проблемы:
«Скучно ребѐнку в детском саду? Плачет? Ничего страшного, поплачет и
перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребѐнка
формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное
отношение к детскому саду.
Чтобы этого не произошло, необходимо комплексный подход к решению
проблемы адаптации.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления
ребѐнка в детский сад.
3. Правильно организация игровой деятельности в адаптационный период,
направленной на формирование эмоциональных контактов «ребеноквзрослый» и «ребѐнок-ребѐнок» и обязательно включающие игры и
упражнения.
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание
идти в детский сад.
Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать
атмосферу тепла и уюта и благожелательности в группе. Если ребѐнок с
первых дней почувствует это тепло, исчезнет его волнения и страхи, намного
легче пройдет адаптация.
Практический любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от
размеров групповой комнаты и спальни – они слишком большие, не такие,
как дома. Чтобы ребѐнку было приятно приходить в детский сад, нужно
«одомашнить» группу. Зрительно уменьшают помещение, сделают его более
уютным красивые занавески на окнах, бордюры по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие
«комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Желательно чтобы
разместить на время адаптации живой уголок. Растения и вообще зеленый
цвет благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.
Необходимо иметь в группе спортивный уголок, художественноэстетический. Как показывают наблюдения, по мере привыкания к новым
условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее нормализуется
сон (от двух недель до двух-трех месяцев).
Необходимо всяческий удовлетворять чрезвычайно острую в период
адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на
руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все
время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный»
альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае
малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так токовать
вдали от дома.
2. Работа с родителями.
Необходимо условие успешной адаптации – согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребѐнка в семье и детском саду.
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить
контакт с семьей. Все привычки и особенности ребѐнка сразу выяснить
сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы
характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребѐнка
только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и
другими детьми.
Родители, отдавая ребѐнка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу.
Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы,
ребѐнок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: пригласить
их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки,
рассказать, чем ребѐнок будет заниматься, во что играть, познакомить с
режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Родители должны быть уверены в том, что воспитатель выполнит их просьбы
относительно питания, сна и одежды ребѐнка, что все медицинские и
закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам
педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания.
Если ребѐнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими
родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой
обстановке.
3. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального
контакта, доверие детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное
общение возникает на основе совместных действий, сопровождением заботы
к каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает
взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места
проведения и т.д.
«ИДИ КО МНЕ»
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к
себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок
подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля
пришел!» Игра повторяется.
«ПРИШЕЛ ПЕТРУШКА»
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они
вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
«ВЫДУВАНИЕ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ»
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует
получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько
пузырей может удержать на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету
все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и
удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребѐнка
выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
«ХОРОВОД»
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу,
приговаривая: Вокруг розовых кустов, До того мы закружились,
Среди травок и цветов, Что на землю повалились.
Кружим, кружим хоровод. БУХ!
При произнесении последних фраз оба «падают» на землю.
Вариант игры: Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребѐнок вместе подпрыгивают.
«ПОКРУЖИМСЯ»
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и
кружатся с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться,
прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишки и действует в соответствии с его
содержанием. Ребѐнок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«ПРЯЧЕМ МИШКУ»
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку
(например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорят: «Где
мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку,
взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой
прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет
его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый
предлагает спрятаться ребенку.
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных
на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в
«окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе
солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу:
«Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за
стульями. Игра повторяется.
« ПОЕЗД»
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы –
вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду
впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться,
приговаривая: «Чу –чу –чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении,
затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит:
«Остановка».
«Мы с вами приехали на полянку. Давайте выйдем и посмотрим, какие цветы
здесь растут. Понюхаем цветочки…»
Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации в ДОУ"
Данная консультация поможет родителям пережить период адаптации своих детей в первом для них социльном учреждении. Условия уверенности и спокойствия ребёнка — это систематичность, ритмичность и повтор...
Консультация для родителей "Как помочь ребенку в период адаптации"
Проблема адаптации ребенка в детском учреждении всегда занимало умы научных и практических работников. Оформляя ребенка в дошкольное учреждение, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ...
Консультация для воспитателей: "Как помочь ребенку в период адаптации"
Сложный период адаптации детей, факторы адаптации, комплексные подходы к решению адаптационного периода. Игры для адаптационного периода....
Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации к ДОУ»
Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношен...
«Как помочь ребенку в период адаптации» Игры в период адаптации
При поступлении ребенка в д/с происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую много неизвестного....
Консультация :Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с .
Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ....
Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."
Консультация:"Как помочь ребенку в период адаптации к детскому саду. Взаимодействие с семьей по вопросам адаптации детей к д с ."...