Психологические особенности детей с ОВЗ
презентация по коррекционной педагогике
Психологические особенности детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие различные отклонения психического и(или) физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников: глухие , 4 варианта слабослышащие, 3 варианта слепые 4 варианта слабовидящие , 3 варианта с нарушением опорно-двигательного аппарата, 4 варианта с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта
Неслышащие , глухие дети без речи Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
Слабослышащие дети Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас. Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Методическая организация занятия для слабослышаших детей В начале урока необходимо предъявить чёткий алгоритм действий; п реобладание наглядных средств; рациональное дозирование учебного материала; адекватный темп подачи материала; ц вета, используемые на экране, не должны быть очень контрастными; н а одной странице не должно быть много изображений; включать задания на развитие пространственных отношений и целостного восприятия объектов.
Нарушения зрения Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие , с косоглазием и амблиопией . Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Методическая организация занятия ребёнка с нарушением зрения - Достаточная освещённость рабочего места; рекомендуется использовать наглядный материал высокой цифровой контрастности; фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей; рекомендуемая гамма для младших школьников – жёлто-красно-оранжевая или зелёная; е сли это необходимо, то следует увеличить время на экспозицию; с ледует использовать смену различных видов деятельности (подвижные игры, физкультминутки); с ледует помнить, что т.к. слабовидящие лучше видят свет, то текст лучше воспринимается белый на чёрном фоне, чем чёрный на белом, как это принято.
Тяжелая речевая патология Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия . При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы , трудности при чтении и письме, снижается словарный запас .
Нарушение опорно-двигательного аппарата Дети с ДЦП, с врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой . У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций.
Методическая организация занятия для ребёнка с ДЦП В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.); обязательный перерыв в занятии на физкультминутку; необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребёнка и учитывать его во время занятий; д ля детей, имеющих тяжёлые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи), необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребёнку не давать развёрнутый речевой ответ; и ндивидуальный подбор объёма заданий; д обиваться чёткого ответа на поставленный вопрос; д авать навыки социально-бытового ориентирования.
Дети с ЗПР Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний. Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. Для таких детей характерно непроизвольное импульсивное поведение.
Отклонение интеллектуального развития Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта ). К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости . Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, в дальнейшем, помощь в трудоустройстве.
Общие психолого-педагогические рекомендации: Принимать ребёнка таким, какой он есть; как можно чаще общаться с ребёнком; и збегать переутомления (через 20 минут после начала занятия, необходим отдых); н еобходимо в работе с такими детьми зрительная гимнастика, дыхательная гимнастика, физкультминутки; н е сравнивать ребенка с окружающими; поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее; с пособствовать повышению его самооценки; о бращаться к ребёнку по имени; н е предъявлять ребёнку повышенных требований; о ставаться спокойным в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/16/picture-643241-1434432235.jpg)
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-816276-1586435078.jpg)
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-749780-1517148036.jpg)
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста и их решающее значение для подготовки детей к обучению в школе».
Как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них особенности развития и в соответствии...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-736552-1452772767.jpg)
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"
Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста "Психологические особенности детей 4 лет"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-982071-1569215808.jpg)
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...