Игровые упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
методическая разработка по коррекционной педагогике
Игровые упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.
1. Корректировка внимания:
Упражнение «Найди игрушку»
Цель: развить память, внимание, аналитические способности.
Описание.Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.
Упражнение «Определи на ощупь»
Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и качества предмета.
Описание.На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это упражнение и с открытыми глазами.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.
Описание.«Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не пропуская петель, стараться не возвращаться назад».
Упражнение «Построй дорожку»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Описание. Ребенку предлагают помочь герою сказки добраться до определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку, необходимо закрывать фишками названные взрослым определенные геометрические фигуры.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками слева направо:
а) все треугольники (круги, квадраты);
б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).
Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.
Упражнение «Срисовывание по клеточкам»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Описание.Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности.
Упражнение «Исключение лишнего»
Цель: развитие объема внимания.
Описание.Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.
2. Коррекция агрессии:
Упражнение «Доброжелательность»
Цель: Снятие агрессивных проявлений, обучение доброжелательности.
Описание. Чтение сказки братьев Гримм «Звездные талеры».
Беседа о доброте.
Игра «хорошо-плохо» - анализ поступков в данных ситуациях.
Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании
Задуй свечу
Описание. Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у”.
Ленивая кошечка
Описание. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук "а”.
Упражнение «Два барана»
Цель: помочь снять физическое напряжение, не принося вред другому человеку.
Описание. Для этой игры попросите малышей разделиться на пары, потом встать, широко расставив ноги, наклонить туловище впереди упереться ладонями и лбами друг в друга. Причем с места сдвигаться нельзя! Кто сдвинулся — проиграл.
Упражнение «Игротерапия»
Цель: дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение, понять собственный творческий потенциал: результатом каждого занятия является поддержание положительного образа «Я» ребенка.
Описание. Необходимы и так называемые «взрослые вещи»: два телефона, фотоаппарат, приемник или плеер с наушниками, украшения и т.п. Детям важно попользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.
Игры с мукой. Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку, «закапывают» в нее руки, прячут «сокровища» (ракушки, монетки, бусики, маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль и воду - месят тесто. Строят из теста замки, а также все, что хочется им самим.
3. Коррекция нарушения моторики рук.
Упражнение пальчиковая гимнастика. «Цепочка»
Пальчики перебираем и цепочку получаем.
Описание. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Упражнение "Мозаика".
Цель: самомасаж кистей и пальцев рук.
Описание. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.
Упражнение «Пластилинография».
Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.
Упражнение с бумагой.
Цель: Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, развить глазомер.
Упражнение «Шнуровка»
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.
Упражнение «Штриховка»
Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учить усидчивости.
4. Коррекция фонетико–фонематическим недоразвитие речи.
Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности губ»
Цель: Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
- рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);
- намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);
- поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).
Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина, конец).
Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».
Цель: Различение звуков.
Упражнение «Повтори слоговой ряд».
Упражнение «Слушай и выбирай», «Верно – неверно», «Подбери рифму»
Цель:Различение сходных между собой по звучанию слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация доклада на тему "Профилактика оптической дисграфии у детей 5-7 лет в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием"
Мои методические разработки....
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Консультация для родителей "Игровыеупражнения на фитболах".
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагаются игровые упражнения на фитболах. Используя их дома, вы повысите интерес ребенка к физическим упражнениям, способствуете развитию физических качеств. Сос...
Безопасность детей в летний период.Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!
Сохранение жизни и здоровья детей - главная обязанность взрослых!...
Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)
Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).
Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....