опыт работы
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

marina_miscenko@mail.ru

"Эмоциональное развитие детей с ЗПР через знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty11.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 комбинированного вида г.Новозыбкова»

______________________________________________________________

Описание опыта работы на тему:

«Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития через знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности»

ПОДГОТОВИЛА:

 воспитатель

 Мищенко Марина Васильевна

2021 ГОД 

Дошкольный возраст - важный этап в становлении человека. В этот возрастной период закладываются основные черты личности. В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции.

У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы. Это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.

Эмоции детей с  ЗПР поверхностны и неустойчивы.  Это  проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности,  проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов,  дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям, агрессии; однообразии эмоций;  они испытывают трудности при определении эмоций, не могут их назвать (радость, печаль, гнев, страх, удивление).

Одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития детей с ЗПР может являться изобразительная деятельность.

Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям,  выражая различного рода эмоции, в том числе и отрицательные, негативные. Поэтому  рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Из многолетнего опыта работы с детьми с ЗПР по развитию эмоционально-личностной сферы через изобразительную деятельность стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно и поэтому необходимо использовать нетрадиционные изотехнологии, которые дают толчок к эмоциональному развитию:

  • позволяют ребенку эмоционально разгрузится и избавится от отрицательных эмоций;
  • позволяют избежать  агрессию со стороны ребенка;
  •  понять душевное состояния ребенка его переживания;
  •  вывести ребенка на контакт;
  • повысить самооценку ребенка.

 В рамках моей методической работы я выбрала тему: "Эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития через знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности" и разработала дополнительную общеобразовательную программу художественно-эстетической направленности "Фантастические рисовалки".

Цель моей программы: Развивать   эмоционально-личностную  сферу ребёнка через знакомство с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

  • Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Формировать умения детей понимать  и выражать собственное эмоциональное  состояние  через творчество. 
  •  Совершенствовать способность детей управлять своими чувствами и эмоциями.
  •  Снятие эмоционального и мышечного напряжения ребенка.
  •  Снижение уровня тревожности и агрессивности со стороны ребенка.
  • Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.

Данная работа проводилась мною поэтапно:

  • 1 этап – педагогическое обследование детей.
  • 2 этап – подготовительный. По результатам обследования подобрала нетрадиционные изобразительные техники.
  • 3 этап – основной. Он включает в себя знакомство и отработку, подобранных нетрадиционных изобразительных техник с последующим их усложнением.

В работе с детьми мы познакомились со многими изобразительными  техниками и приемами:

Начиная с самых простых и понятных детям: Штампы и оттиски различными материалами. Печатание овощами. Оттиск поролоном через трафарет. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Рисование по мокрому. Рисование манкой и краской. Печатание листьями. Рисование ватными палочками. Рисование жесткой полусухой кистью. Рисование пластиковой вилкой. Рисование свечой и красками. Постепенно я усложняла техники и приемы рисования:  монотипия, ниткография, кляксография с трубочкой. Рисование на мятой бумаге. Рисование смятой бумагой. Рисование восковыми мелками.  Гратаж цветной. Рисование зубной пастой и красками. Набрызг. Рисование солью. Рисование ластиком.  Затем стала использовать несколько техник в одной работе.

Как итог нашей работы организовывали выставки детских работ, делали подарки в разных изобразительных технологиях.

Проводимая мною работа показывает, что системность и  поэтапность деятельности с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуют формированию положительных эмоций у детей.

После проведения коррекционной работы, уровень отрицательного эмоционального состояния у этих детей снизился, дети перестали бояться, что у них что-то не получиться,  начали реже проявлять агрессивность и раздражительность по отношению друг к другу. У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети  с желанием и интересом посещают кружок «Фантастические рисовалки».

Мною отмечено, что такая работа, проводимая с детьми с ЗПР, дает положительную динамику, если она реализуется во взаимодействии педагога с детьми и его родителями, при активной роли самого ребёнка.

Я убеждена, что данный педагогический опыт может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям.

Материалы с опытом моей работы размещены на сайте https://nsportal.ru/sutobudskaya-natalya.

Благодарю за внимание

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...