Рекомендации родителям по развитию сенсорных навыков у детей раннего возраста с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Каримова Ямиля Сайфулловна

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формирования сенсорных эталонов – цвет, форма, величина и накопления представлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по сенсорному развитию детей раннего возраста с ОВЗ

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Сенсорное развитие - предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Что любят больше всего на свете делать дети? Конечно, играть! Дети играют дома, в детском саду, на улице, в гостях. Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

Дорогие Родители! Предлагаю Вашему вниманию перечень игр, которые Вы можете организовать с детьми дома, способствующих сенсорному развитию.

Примеры игр, направленных на развитие цветовосприятия:

«Разноцветные карандаши»

Цель: развитие зрительного восприятия, знакомство с различными цветами.

Материал: цветные карандаши основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный), разноцветные стаканчики заданных цветов, пустая коробка.

Ход игры:

Все карандаши складываем в одну коробку. Демонстрируем ребёнку, указываем на то, что в коробочке ужасный бардак, все карандаши перемешались. Выкладываем на стол цветные стаканчики(по одному, цвета называем) и просим ребёнка навести порядок, разложить все карандаши по стаканчикам.

«Посади бабочку на полянку»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов — жёлтого и красного, бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера.

Ход игры:

Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».

«Угости кукол»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры:

Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая — не такая).

«Построй домики»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры:

Взрослый строит домики, затем говорит ребёнку: «Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднениях показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: «У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а у этого домика — другая крыша, не такая (называет цвет)".

«Собери пирамидки»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры:

Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие — кубики.

Игры, направленные на развитие ориентировки на величину:

«Брось шарик»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры:

Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

«Спрячь мячик в коробочку»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры:

Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку».

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию двигательной активности детей раннего возраста

Данные рекомендации могут использоваться как родителями так и педагогами для развития двигательной активности детей раннего возраста....

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Статья для родителей.Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Статья для родителей .Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста....