Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.
материал (младшая группа)

Шлейникова Нина Александровна

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей,

как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.

Значение сенсорного воспитания

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-Является основой для интеллектуального развития;

-Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-Развивает наблюдательность;

-Готовит к реальной жизни;

-Позитивно влияет на эстетическое чувство;

-Является основой для развития воображения;

-Развивает внимание;

-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.

2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.

4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.

5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

6. Чаще задавайте ребенку вопросы.

7. Учите детей действовать в определенной последовательности.

8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).

9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.

11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с

образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.

3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, формы и т.п.).

4. Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.

5. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар), цвета (трава, апельсин, помидор и др.).

6. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Библиотека родителя

1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

2. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)»;

3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

4. Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк, И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие»;

5. Айрес Энн Джин «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Знач...

Консультация для родителей "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия ...

Статья для родителей.Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста

Статья для родителей .Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» Во второй группе раннего возраста

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формировани...