Мастер-класс для педагогов "Развитие общения у детей с ОВЗ через использование игровых технологий для успешной социализации в детском коллективе"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Подковыркина (Кузьмина) Татьяна Сергеевна

Мастер-класс был проведен в рамках городского семинара для воспитателей, работающих на коррекционных группах с детьми с ОВЗ, педагогов-психологов и учителей-логопедов по теме "Организация условий успешной социализации детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО".

Конспект мастер-класса был направлен на Всероссийский педагогический конкурс "Свободное образование" и занял 1 место.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Единственно настоящая роскошь –

это роскошь человеческого общения…».

Антуан де Сент-Экзюпери

Тема мастер-класса Развитие общения у детей с ОВЗ через использование игровых технологий для успешной социализации в детском коллективе.

Формирование коммуникативной способности — важное условие нормального психологического развития любого ребёнка (как с нормой развития, так и с ОВЗ), а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Чтобы помочь детям, необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них  навыков общения.

Так как игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

В своей педагогической деятельности я использую игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и взаимоотношений между детьми, умение разрешать конфликты, доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению, делиться своими чувствами, переживаниями, настроением, учитывать интересы других детей. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми из них. Эти игры можно включать в тематические занятия и можно проводить в свободной деятельности.

        

- Начнём с приветствия. Я буду прикасаться «волшебной» палочкой до какой-либо части тела каждого участника (например, рука, нога, голова, нос, палец, локоть и т.д.). Вы поприветствуете присутствующих этой частью тела, выполняя любое движение. Группа должна ответить таким же движением.

Ещё одним подобным вариантом приветствия является «Приветствие разными частями тела». Дети передвигаются по групповому помещению, а педагог называет, какими частями тела им необходимо поздороваться. Можно придумать и нестандартные варианты: мизинцем левой ноги, ухом, кончиком волос и т.д. Детей это очень веселит и раскрепощает.

Основные цели таких игр: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе, поддерживая невербальный диалог с окружающими.

 - Следующее упражнение «Знакомство».  Оно помогает детям запомнить имена своих товарищей и вызывает положительные эмоции.

- Я буду звонить в колокольчик перед каждым из вас, а вы произнесёте своё имя так, как вам бы хотелось, чтобы к вам обращались в процессе мастер-класса.

Детям можно предложить сказать, «как вас ласково называет мама» или «как бы вам хотелось, чтобы вас называли в детском саду».

        

         Я использую в работе с детьми игры в паре, такие как: «Зеркало», где один ребёнок повторяет движения другого, «Разговор через стекло», когда один ребёнок с помощью жестов и мимики показывает задуманное слово или фразу, а второй должен отгадать.  

Но не всегда распределение детей на пары происходит гладко. В детском коллективе могут быть «непринятые» дети, с которыми никто не хочет вставать в пару или «любимчики», с которыми наоборот все хотят быть в паре. Игра «Найди друга» помогает перевести внимание ребёнка от личности того, с кем он встанет в пару на игрушку, которую ребёнок получит в процессе игры.

Я раздам вам игрушки, пока будет звучать музыка, вы можете ходить или танцевать с игрушкой, а когда я выключу музыку, вы найдете себе друга, это тот, у кого такая же игрушка, как и у вас, и сядете рядом с ним.

Раздавая игрушки,  можно регулировать, кого с кем поставить в пару. При распределении игрушек необходимо учитывать предпочтения детей с эмоционально-волевыми нарушениями. Такие дети могут просить определенную игрушку, бросить непонравившуюся игрушку и т.д.

Для детей старшего дошкольного возраста кроме игрушек, можно использовать парные картинки, или разрезанные на две части картинки.

Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращается кто-либо, не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

С целью формирования умения вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, я предлагаю детям игры-ситуации.  Например, «Ребята играют в интересную игру. Попроси, чтобы тебя  приняли в игру. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?». Разыгрываются  ситуации в парах или  мини группах. Если у ребёнка возникают затруднения, можно попросить о помощи остальных участников игры, выслушать все варианты и выбрать лучший для инсценировки или предложить свой.

-Разыграем две-три ситуации. Я раздам вам карточки с ситуациями, ваша задача договориться в паре и изобразить ситуацию.

Также, для формирования у детей умения вступать в разговор, формулировать просьбу, говорить вежливые слова я использую игру «Секрет».

-У меня в сундуке красивые камни, бусины. Каждый из вас выберет понравившийся ему предмет и крепко зажмёт в ладони, так, чтобы никто не увидел. Затем вы обратитесь к своему соседу с просьбой, показать вам его камушек, бусину, а сосед в свою очередь о том же попросит у вас. Детям необходимо объяснять, что для этого надо назвать своего партнера по имени, формулируя просьбу, употреблять слова «пожалуйста», «можно тебя попросить» и др.

- Как в организационной части, так и в завершении занятия можно использовать игры, направленные на формирование положительных эмоций, доброжелательного отношения друг к другу. Это могут быть игры «Аплодисменты по кругу», «Подарок», когда дети по очереди дарят друг другу аплодисменты или воображаемые подарки. И мы с вами завершим мастер-класс подобной игрой. Будем передавать по кругу эту свечу, и каждый скажет сидящему рядом комплимент или приятную фразу. Например, «Я была рада вас видеть», «Мне приятно было с вами играть» и т.д. Детям не всегда легко самостоятельно подобрать фразы, поэтому они могут повторить одну и туже, которую предложит педагог.

Уважаемые коллеги, я надеюсь, что представленный мной материал пригодится в вашей дальнейшей работе.  Спасибо за внимание!

Ты обидел своего друга. Попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки. Поделись с ним.

      Твой друг ударился и заплакал. Попробуй успокоить его.

К тебе в гости пришёл друг,  познакомь его со своими родителями.

Ты случайно толкнул ребёнка. Что ты сделаешь?

Ты и твой друг хотите играть одной и той же игрушкой. Как ты поступишь?

      Ты потерял свою игрушку. Спроси у друга, не видел ли он её.

  У твоего друга новая игрушка. Ты хочешь поиграть с ней. Как ты поступишь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социализации для детей младшей группы с использованием игровой технологии на тему: «Волк и семеро козлят

Программное содержание:  Закрепить знания детей о последствиях опасных ситуаций, которые подстерегают  детей дома: возможность пораниться острыми и режущими предметами; правила пользов...

Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего возраста через использование игрового набора «Дары Фребеля»...

Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий"

Презентация "Развитие речи детей через использование игровых технологий" «Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, это друзья, товарищи, которы...

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "друдлы"»

Друдл – это графическая головоломка, которая имеет множество вариантов ответа. Проще говоря, загадка в визуальной форме. Суть техники «друдлы» заключается в том, что предлагается опи...

Выступление из опыта работы с презентацией авторского дидактического материал «ФЭМП и обучение грамоте дошкольников через использование игровых технологий в образовательном процессе и самостоятельной деятельности детей»

Так как игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.  Игровое обучение...