Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми умственной отсталостью
презентация по коррекционной педагогике
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми умственной отсталостью в ДОУ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Получение детьми с лёгкой умственной отсталостью образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Для данной категории учащихся необходимы условия, позволяющие осваивать программу в соответствии со своими возможностями и индивидуальными потребностями . Педагог-психолог, работая с детьми с нарушениями в развитии, постоянно ориентируется на личностные особенности обучающихся с умственной отсталостью . При организации коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В данной работе раскрою деятельность педагога-психолога в обычной общеобразовательной школе сельского типа. В МКОУ Ачинская СОШ посещают 2 ребенка с УО.
Основными направлениями коррекционной работы являются: Для получения информации о состоянии психологического статуса обучающихся использую следующие психологические методы и методики диагностики : Метод наблюдения за ребенком на перемене, уроке, в столовой, на прогулке; Анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, продуктами деятельности (рисунки, аппликации, работы, выполненные на занятиях по трудовому обучению), просмотр медицинских записей. Экспертные опросы педагогов. Экспертные опросы проводятся с целью исследования уровня сформированности основных навыков (бытовых, игровых, учебных, двигательных и др.) . Бланковые методики психологического обследования работоспособности, моторики, самооценки, тревожности, адаптации, эмоциональной и нравственной сферы, мотивационной и волевой сферы, межличностных отношений, агрессивности, акцентуаций характера и др.); Патопсихологические методики (на выявление уровня и качества восприятия, внимания, памяти, мышления) Проективные методики: «Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи».
На основании результатов психологического обследования выявляется уровень актуального развития детей. Обследование позволяет представить полную картину нарушений развития, его глубину и структуру, вынести точное и полное психологическое заключение и выбрать оптимальную методику его коррекции, направленную на исправление имеющихся недостатков и предупреждение вторичных отклонений. Результаты обследования позволяют выстроить маршрут индивидуальной психолого-педагогической работы, проследить за динамикой психического развития, определить прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка . Далее мной заполняется индивидуальный образовательный маршрут на ребенка с УО. И разрабатывается план индивидуальной коррекции для каждого ребёнка отдельно.
Коррекционная психологическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей и возможностей, индивидуальных и возрастных особенностей .
Психокоррекционная работа включает в себя: Психомоторную коррекцию (развитие общей, ручной и мелкой (пальчиковой, мимической) моторики, моторной ловкости, динамического (ритмического) праксиса , зрительно-моторной координации и графомоторных навыков, формирование пространственных представлений и конструктивного праксиса ); Развитие основных психических процессов (познавательной сферы: соматогнозиса и стереогноза , восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование и коррекция межполушарного взаимодействия; Развитие и коррекция эмоционально-волевой и мотивационной потребностной сферы (развитие навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений, снижение эмоциональной нестабильности); Релаксационные игры и упражнения (медитативная гимнастика,глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения).
В старшем подростковом возрасте значимой работой является личностно-ориентированные технологии. Здесь я ставлю перед учениками проблемные вопросы. Конечно , это элементарные проблемные вопросы, но их решение доступно старшеклассникам, побуждает к мышлению, а успешное решение проблемы позволяет почувствовать себя исследователями.
Интерес детей к коррекционным воздействиям обеспечивается благодаря разнообразию используемых мной разнообразных здоровьесберегающих технологий : релаксационная игра, растяжки, дыхательные и двигательные упражнения, упражнения для крупной и мелкой моторики, глазодвигательные упражнения, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа), элементы сказотерапии и музотерапии . Важным при построении каждого занятия является четкая структура: ритуалы приветствия и прощания, разминочные упражнения, последовательность упражнений, их логичность, рефлексия занятия. Практика занятий по развитию познавательной деятельности показала целесообразность использования следующих упражнений и приемов: четкого соблюдения правил («Запретное движение», «Тропинка», «Кто летает?», «Четыре стихии», «Слушай хлопки» и др.), установления типа связи между предметами: сходство, противоположность, род-вид и др. («Закончи предложение», «Четвертый лишний» и др.), установления причинно-следственных связей («Последовательные картинки», «Продолжи ряд» и др.), способность домыслить, дорисовать в уме («Муха», «Закорючки» и др.), прохождения лабиринтов и обведение рисунков .
Коррекционно-психологическая работа строится на основе программ и методических пособий, разработанных для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья.
Делая выводы можно сказать что, основное содержание работы педагога - психолога в системе комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью заключается в: проведении психологического первичного обследования, сборе психологического анамнеза; создании специальных индивидуальных программ развития, учащихся совместно со специалистами ПМПк ; динамическом изучение психического развития воспитанника, уточнении соответствия созданной программы обучения реальным достижениям и уровню развития воспитанника; проведении индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий; консультировании родителей и педагогов по вопросам воспитания и обучения и ребёнка с умственной отсталостью; систематической работе с документацией при подготовке к ПМПк , педсоветам и методическим объединениям.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
С развитием инклюзивного и специального образования, ростом количества детей с интеллектуальными нарушениями актуализируется интерес к проблеме оказания коррекционно-развивающей помощи детям с умственной отсталостью. Вопросы их развития, потенциальных возможностей, реабилитации и абилитации их в обществе, адаптации к самостоятельной жизни приобретают большую социальную значимость . Основным средством поддержки детей с умственной отсталостью является специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьей воспитывающей особого ребенка.
Цель: Целью коррекционного воспитания для детей с умственной отсталостью « является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».
Как правило, основной формой организации педагогической коррекционной работы являются индивидуальные коррекционные занятия. Они должны быть направлены на преодоление и предупреждение вторичных и последующих нарушений развития, а самое главное на социализацию такого ребенка в обществе, на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к жизни. Для удобства планирования своей работы я ориентируюсь на четыре ведущих компонента в содержании коррекционно-развивающей работы .
Развитию мелкой моторики пальцев рук На сегодняшний день научно подтверждена связь между пальцевой моторикой и речью. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. У детей с УО выражена несформированность тонких движений рук, недоразвита ручная умелость. Дети не могут выполнять целенаправленные действия руками, испытывают затруднения при выполнении противоположных действий каждой рукой. Кроме того, у большинства детей отмечается недостаточность мышечной силы.
В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики: песочная терапия; пальчиковые игры ; шнуровка ; массаж пальцев и кистей рук ; геоборд .
Развитие навыков самообслуживания У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Им тяжело освоить самостоятельное застегивание одежды, а иногда навыки одевания и вовсе отсутствуют. Поэтому свою работу по развитию навыков самообслуживания я построила на основе методики М. Монтессори . Данная методика включает в себя набор рамок, каждая их которых имеет собственные застежки. Это молния, шнуровка, большие и маленькие пуговицы, кнопки, застежки на липучках, ремешки, завязки на бантиках и т. д.
Эта методика вырабатывает навыки, необходимые в повседневной жизни . Здесь так же развивается мелкая моторика пальцев рук, ловкость движений. Дети подбирают разные цвета, что позволяет в ходе игры закреплять цвета и оттенки. При длительной работе с данной методикой ребенок постепенно запоминает последовательность действий и движения приобретают автоматизм.
Развитие мотивационной направленности на целенаправленные действия с предметами В основе этой методики я использую доски Э. Сегена . Методика Сегена отличается от многих других тем, что ребенку не нужно ничего объяснять, и заучивать. По сути, она не предполагает никакого принуждения, все занятия проводятся в игровой форме. Единственное что необходимо делать, это регулярность проведения занятий.
Основной инструмент для занятий – это доска, представляющая собой деревянную панель с вырезанными окошками различной формы и подходящие к ним вкладыши. Основные цели, которые направлены на работу с данной методикой затрагивают: возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-образное мышление особого ребенка; исследовать способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости; развитию зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций; знакомство с понятиями цвета и формы; стимулирование речевых функций.
Одним из немало важных направлений коррекционно-развивающей работы является сенсорное развитие ребенка Чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, сформировать у него перцептивные действия. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий и усвоения систем сенсорных эталонов (геометрических форм, цвета, величин, времени, мер веса и т. д.). Восприятие всегда является ориентировочной основой практической деятельности и поэтому развивается в тесной связи с ней. По данному направлению я использую различные игры с сыпучими предметами, это различные игры с крупой, рисование песком, тряпочные лабиринты, выложи по образцу, угадай что в мешке, звуковые коробочки, сенсорные мешочки.
Таким образом, сенсорное развитие у детей с УО способствует формированию представлений об окружающем мире, обогащает детский опыт, развивает интерес к взаимодействию с окружающим, происходит накопление жизненного опыта, дети осознают себя и свое место в окружающем мире.
Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в воспитательном процессе, для детей с УО может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, развитию знаний и представлений об окружающем мире, развитию эмоционально-волевой сферы, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 1 педагога-психолога с детьми 5-6 лет
Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с родителями,...
Дистанционное коррекционно-развивающее занятие № 2 педагога-психолога с детьми 5-6 лет
Во время самоизоляции столкнулась с проблемой проведения занятий с психологом. Занятия проводились на платформе ZOOM/ Основными проблемами были: 1. Организационный момент (договоренность с р...
Индивидуальный коррекционно-развивающий план работы педагога-психолога
Цель: коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, познавательной активности и произвольной регуляции деятельности....
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа тьюторского сопровождения для детей с умственной отсталостью легкой степени 5-6 лет на 2021-2022 уч.год
Данная программа разработана в соответствии со всеми нормативными документами , касающиеся образования детей с ОВЗ .Коррекционно-развивающая образовательная программа направлена на индивидуальное, все...
Портфолио коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей с умственной отсталостью
Цель: Развитие познавательной сферы, произвольной психической деятельности и эмоциональной сферы.Программа индивидуальных занятий по психокоррекции для детей дошкольного возраста подготовительной груп...