Адаптированная образовательная программа воспитанника с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Толкач Ксения Эдуардовна

адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

________________________________________________________________________________________

Принята на заседании ПМПк

протокол № ___ от «___» ___________20___ г.

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий

МБДОУ «Детский сад №9»

М.В. Долгова _______________  

«    »                          2019 г.

Адаптированная образовательная программа

воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

ФИО

Разработали и реализуют:

Специалисты МБДОУ «Д/с № 9»:

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Воспитатели:

Толкач К.Э


I. Пояснительная записка

Цель: формирование самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих развитию личности у старших дошкольников с ОНР 3-4 уровня.

Задачи:

1.Развитие нормативного произношения.

2.Развитие навыков дифференциации звуков по звучанию и артикуляции в устной речи.

3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

4.Накопление, уточнение и активизация словарного запаса (развитие лексической стороны речи).

5Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

6.Развитиесвязной речи и речевого общения.

Место рабочей программы в учебном плане

Данная рабочая программа разработана для реализации адаптированной Программы.

Форма организации занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Частота индивидуальных, подгрупповых занятий 2 раза в неделю с продолжительностью - 20 минут, фронтальные занятия 1 раз в неделю с продолжительностью - 25 минут.

II. Общие сведения

Ф.И.О. ребенка: 

Возраст ребенка: 6лет

Группа: подготовительная

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. воспитателей: Толкач Ксения Эдуардовна.

Ф.И.О. специалистов сопровождения: 

Педагог-психолог:

Логопед:

Физ.инструктор:

Муз.руководитель:

Сроки реализации программы: 09.2019-05.2020

Заключение и рекомендации ПМПК

Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с ЗПР

Специальные условия для получения образования

Не требуется

Наличие инвалидности

нет

III. Организация психолого-медико-педагогической помощи

  1. Основные особенности воспитанника

Учитель-логопед

Прописывает специалист (краткая характеристика ребенка)

Педагог-психолог

Инструкцию выдавать частями, контролировать выполнение каждой части, в процессе выполнения задания просить ребенка повторить, что он делает и что должно получиться. В занятиях менять виды деятельности не менее двух раз.

Дефектолог

Прописывает специалист

  1. Особенности формирования знаний, умений и навыкав

Учитель-логопед

Направления работы из заключения ПМПК

Педагог-психолог

1.Развитие продуктивного взаимодействия 2.Формирование предметно-игровой деятельности. 3.Развитие сенсомоторных навыков. 4.Развитие вербального компонента деятельности.

Дефектолог

Воспитатель

  Создание коррекционно-педагогических условий для процесса обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков ,речевой и физической деятельности

Инструктор по физическому развитию

Музыкальный руководитель

Рекомендации специалистов медицинского профиля

Наблюдение у врача окулиста и невролога

IV. Трудности формирования навыков и умений.

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Нарушения речевой памяти, стимуляция словесно-логического мышления

Нарушения речевой памяти, стимуляция словесно-логического мышления

Нарушение мелкой моторики

Активизация словарного запас ребенка в процессе режимных моментов

Нарушение мелкой моторики

V. Планируемые результаты освоения коррекционной программы:

Планируемые результаты профессиональной коррекции нарушений развития у детей с ЗПР от 5 до 8 лет:

«Социально-коммуникативное развитие»:

• способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию

замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;

• оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность

дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов;

• способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• проявляет способность к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности; произвольная регуляция поведения;

• обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет;

• овладевает основными культурными способами деятельности;

• обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;

• стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;

• проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.

«Познавательное развитие»:

• повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;

• улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;

• возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;

• осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления);

может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения;

• осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;

• у ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени;

• ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.

«Речевое развитие»:

• стремится к речевому общению; участвует в диалоге;

• обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями;

• осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;

• умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;

• может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;

• умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;

• владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;

• знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и

умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.

«Художественно-эстетическое развитие»:

Музыкальное развитие:

• способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;

• способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;

• проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.

Художественное развитие:

• ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;

• у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);

• использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.

«Физическое развитие»:

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;

• подвижен, владеет основными движениями, их техникой;

• может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;

• обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);

• развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма;

• проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.

Необходимыми условиями реализации АОП являются: соблюдение

преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, а также единство требований к воспитанию ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.

Во время прохождения программы предусмотрены:

- входящая (первичная) диагностика;

- текущий мониторинг в форме наблюдения за качеством звукопроизношения, лексико-грамматического оформления речевых высказываний воспитанников в процессе бесед;

- итоговая диагностика (май).

Входящая и итоговая диагностики осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования

VI Содержание коррекционной работы.

Тематическое планирование.  

В представленном тематическом планировании дан перечень коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. (Приложение № 1)

Индивидуальный план логопедической работы на ребенка (Приложение № 2)

План работы воспитателя (Приложение № 3)

План работы педагога-психолога (Приложение № 4)

План работы дефектолога (Приложение № 5)

План работы музыкального руководителя (Приложение №6)

План работы инструктора по физическому развитию (Приложение № 7)

VII. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.

VIII. Список литературы

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  

2.Коррекционно-развивающая работа. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева

3. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной группе. 

4. «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Катаева Л.И.

5. «Психогимнастика» Чистякова М.И. Под ред. М.И. Буянова.

6. «Игровая терапия с тревожными детьми». Под ред. Л.М. Костина.

7. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» О.А.Журбина, Н.В.Краснощёкова.

8. Справочник педагога-психолога. Детский сад. Издательский дом МЦФЭР. (электронный).

Приложение № 4

План работы  индивидуальных коррекционно-развивающих занятий

2019-2020 учебный год.

ФИ ребенка

Содержание занятия

Дата занятия

Примечание

Мелкая моторика. «Угадай на чем играю». Копирование текста. Психогимнастика.

Мелкая моторика. «Откуда звук». «Найди отличия» Психогимнастика.

Мелкая моторика. «Послушаем тишину». «Кто спрятался на зашумленном поле» Психогимнастика.

Мелкая моторика.  «Угадай  чей голос» Психогимнастика.

Мелкая моторика. «Цветные фигуры» «Будь внимательным» Психогимнастика.

Мелкая моторика. «Кто во что одет» . «Муха» (графический диктант). Психогимнастика.

Мелкая моторика. «Что спряталось на зашумленном поле», «Мяч», Психогимнастика.

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Какой игрушки не стало?». «Самолет» (графический диктант).

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Художник», «Кто куда бежит».

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Найди отличия»

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Покажи тень» (определенного предмета).

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Что стояло на столе?»

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Мяч», «Цветные фигуры»

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Подбери узор»

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Собери разрезную картинку», «Четыре стихии»

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Муха» (графический диктант).

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Кто где стоит»,

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Покажи тень» (определенного предмета). Рисуем человека

Мелкая моторика. Психогимнастика. Копируем текст. «Мяч».

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Подбери узор», «Повторяй за мной».

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Что изменилось?».

Исключи лишнее.

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Художник». В каком направлении.

Мелкая моторика. Психогимнастика. Сложи картинку. Покажи, что говорю.

Мелкая моторика. Психогимнастика. «Найди отличия». Добрый, грустный..медвежонок.

Мелкая моторика. Психогимнастика. Сложи картинку. Рисунок ладонью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год

Аналитическая справкапо итогам  мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания   образовательной области  «Речевое развитие» адаптированной  образова...

Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития

   Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...