Адаптированная образовательная программа воспитанника с ЗПР
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
адаптированной образовательной программой для детей с задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
________________________________________________________________________________________
Принята на заседании ПМПк протокол № ___ от «___» ___________20___ г. | УТВЕРЖДЕНА: Заведующий МБДОУ «Детский сад №9» М.В. Долгова _______________ « » 2019 г. |
Адаптированная образовательная программа
воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
ФИО
Разработали и реализуют:
Специалисты МБДОУ «Д/с № 9»:
Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Воспитатели:
Толкач К.Э
I. Пояснительная записка
Цель: формирование самостоятельной, связной, грамматически правильной речи и навыков речевого общения, способствующих развитию личности у старших дошкольников с ОНР 3-4 уровня.
Задачи:
1.Развитие нормативного произношения.
2.Развитие навыков дифференциации звуков по звучанию и артикуляции в устной речи.
3.Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
4.Накопление, уточнение и активизация словарного запаса (развитие лексической стороны речи).
5Практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.
6.Развитиесвязной речи и речевого общения.
Место рабочей программы в учебном плане
Данная рабочая программа разработана для реализации адаптированной Программы.
Форма организации занятий – индивидуальные, подгрупповые, фронтальные. Частота индивидуальных, подгрупповых занятий 2 раза в неделю с продолжительностью - 20 минут, фронтальные занятия 1 раз в неделю с продолжительностью - 25 минут.
II. Общие сведения
Ф.И.О. ребенка: Возраст ребенка: 6лет Группа: подготовительная | |
Ф.И.О. родителей: | |
Ф.И.О. воспитателей: Толкач Ксения Эдуардовна. | |
Ф.И.О. специалистов сопровождения: Педагог-психолог: Логопед: Физ.инструктор: Муз.руководитель: | |
Сроки реализации программы: 09.2019-05.2020 | |
Заключение и рекомендации ПМПК | Адаптированная основная общеобразовательная программа дошкольного общего образования обучающихся с ЗПР |
Специальные условия для получения образования | Не требуется |
Наличие инвалидности | нет |
III. Организация психолого-медико-педагогической помощи
| |
Учитель-логопед | Прописывает специалист (краткая характеристика ребенка) |
Педагог-психолог | Инструкцию выдавать частями, контролировать выполнение каждой части, в процессе выполнения задания просить ребенка повторить, что он делает и что должно получиться. В занятиях менять виды деятельности не менее двух раз. |
Дефектолог | Прописывает специалист |
| |
Учитель-логопед | Направления работы из заключения ПМПК |
Педагог-психолог | 1.Развитие продуктивного взаимодействия 2.Формирование предметно-игровой деятельности. 3.Развитие сенсомоторных навыков. 4.Развитие вербального компонента деятельности. |
Дефектолог | |
Воспитатель | Создание коррекционно-педагогических условий для процесса обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков ,речевой и физической деятельности |
Инструктор по физическому развитию | |
Музыкальный руководитель | |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | Наблюдение у врача окулиста и невролога |
IV. Трудности формирования навыков и умений.
Речевое развитие | Социально-коммуникативное развитие | Художественно-эстетическое развитие | Познавательное развитие | Физическое развитие |
Нарушения речевой памяти, стимуляция словесно-логического мышления | Нарушения речевой памяти, стимуляция словесно-логического мышления | Нарушение мелкой моторики | Активизация словарного запас ребенка в процессе режимных моментов | Нарушение мелкой моторики |
V. Планируемые результаты освоения коррекционной программы:
Планируемые результаты профессиональной коррекции нарушений развития у детей с ЗПР от 5 до 8 лет:
«Социально-коммуникативное развитие»:
• способен к адекватным межличностным отношениям; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• демонстрирует достаточный уровень игровой деятельности: способен к созданию
замысла и развитию сюжета, к действиям в рамках роли, к ролевому взаимодействию, к коллективной игре; появляется способность к децентрации;
• оптимизировано состояние эмоциональной сферы, снижается выраженность
дезадаптивных форм поведения; способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства; старается конструктивно разрешать конфликты; оценивает поступки других людей, литературных и персонажей мультфильмов;
• способен подчиняться правилам и социальным нормам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
• проявляет способность к волевым усилиям; совершенствуется регуляция и контроль деятельности; произвольная регуляция поведения;
• обладает начальными знаниями о себе и социальном мире, в котором он живет;
• овладевает основными культурными способами деятельности;
• обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
• стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
• проявляет интерес к обучению в школе, готовится стать учеником.
«Познавательное развитие»:
• повышается уровень познавательной активности и мотивационных компонентов деятельности; задает вопросы, проявляет интерес к предметам и явлениями окружающего мира;
• улучшаются показатели развития внимания (объема, устойчивости, переключения и др.), произвольной регуляции поведения и деятельности;
• возрастает продуктивность слухоречевой и зрительной памяти, объем и прочность запоминания словесной и наглядной информации;
• осваивает элементарные логические операции не только на уровне наглядного мышления, но и в словесно-логическом плане (на уровне конкретно-понятийного мышления);
может выделять существенные признаки, с помощью взрослого строит простейшие умозаключения и обобщения;
• осваивает приемы замещения и наглядного моделирования в игре, продуктивной деятельности;
• у ребенка сформированы элементарные пространственные (в том числе квазипространственные) представления и ориентировка во времени;
• ребенок осваивает количественный и порядковый счет в пределах десятка, обратный счет, состав числа из единиц; соотносит цифру и число, решает простые задачи с опорой на наглядность.
«Речевое развитие»:
• стремится к речевому общению; участвует в диалоге;
• обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звуко-произносительными возможностями;
• осваивает основные лексико-грамматические средства языка; употребляет все части речи, усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; обобщающие понятия в соответствии с возрастными возможностями; проявляет словотворчество;
• умеет строить простые распространенные предложения разных моделей;
• может строить монологические высказывания, которые приобретают большую цельность и связность: составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, на основе примеров из личного опыта;
• умеет анализировать и моделировать звуко-слоговой состав слова и состав предложения;
• владеет языковыми операциями, обеспечивающими овладение грамотой;
• знаком с произведениями детской литературы, проявляет к ним интерес; знает и
умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи.
«Художественно-эстетическое развитие»:
Музыкальное развитие:
• способен эмоционально реагировать на музыкальные произведения; знаком с основными культурными способами и видами музыкальной деятельности;
• способен выбирать себе род музыкальных занятий, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
• проявляет творческую активность и способность к созданию новых образов в художественно-эстетической деятельности.
Художественное развитие:
• ребенок осваивает основные культурные способы художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных ее видах;
• у ребенка развит интерес и основные умения в изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация); в конструировании из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);
• использует в продуктивной деятельности знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством.
«Физическое развитие»:
• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; движения рук достаточно координированы; рука подготовлена к письму;
• подвижен, владеет основными движениями, их техникой;
• может контролировать свои движения и управлять ими; достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений;
• обладает физическими качествами (сила, выносливость, гибкость и др.);
• развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма;
• проявляет способность к выразительным движениям, импровизациям.
Необходимыми условиями реализации АОП являются: соблюдение
преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, а также единство требований к воспитанию ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в условиях семьи.
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика;
- текущий мониторинг в форме наблюдения за качеством звукопроизношения, лексико-грамматического оформления речевых высказываний воспитанников в процессе бесед;
- итоговая диагностика (май).
Входящая и итоговая диагностики осуществляется на индивидуальных занятиях по протоколу обследования
VI Содержание коррекционной работы.
Тематическое планирование.
В представленном тематическом планировании дан перечень коррекционных занятий. Количество часов может меняться как в сторону увеличения, так и в противоположную сторону в зависимости от степени тяжести нарушения. (Приложение № 1)
Индивидуальный план логопедической работы на ребенка (Приложение № 2)
План работы воспитателя (Приложение № 3)
План работы педагога-психолога (Приложение № 4)
План работы дефектолога (Приложение № 5)
План работы музыкального руководителя (Приложение №6)
План работы инструктора по физическому развитию (Приложение № 7)
VII. Описание материально-технического обеспечения коррекционно-развивающего процесса.
VIII. Список литературы
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2.Коррекционно-развивающая работа. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н.В. Нищева
3. О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 6-7 лет» Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной группе.
4. «Коррекционно-развивающие занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Катаева Л.И.
5. «Психогимнастика» Чистякова М.И. Под ред. М.И. Буянова.
6. «Игровая терапия с тревожными детьми». Под ред. Л.М. Костина.
7. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» О.А.Журбина, Н.В.Краснощёкова.
8. Справочник педагога-психолога. Детский сад. Издательский дом МЦФЭР. (электронный).
Приложение № 4
План работы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
2019-2020 учебный год.
ФИ ребенка
Содержание занятия | Дата занятия | Примечание |
Мелкая моторика. «Угадай на чем играю». Копирование текста. Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. «Откуда звук». «Найди отличия» Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. «Послушаем тишину». «Кто спрятался на зашумленном поле» Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. «Угадай чей голос» Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. «Цветные фигуры» «Будь внимательным» Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. «Кто во что одет» . «Муха» (графический диктант). Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. «Что спряталось на зашумленном поле», «Мяч», Психогимнастика. | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Какой игрушки не стало?». «Самолет» (графический диктант). | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Художник», «Кто куда бежит». | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Найди отличия» | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Покажи тень» (определенного предмета). | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Что стояло на столе?» | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Мяч», «Цветные фигуры» | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Подбери узор» | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Собери разрезную картинку», «Четыре стихии» | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Муха» (графический диктант). | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Кто где стоит», | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Покажи тень» (определенного предмета). Рисуем человека | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. Копируем текст. «Мяч». | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Подбери узор», «Повторяй за мной». | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Что изменилось?». Исключи лишнее. | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Художник». В каком направлении. | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. Сложи картинку. Покажи, что говорю. | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. «Найди отличия». Добрый, грустный..медвежонок. | ||
Мелкая моторика. Психогимнастика. Сложи картинку. Рисунок ладонью. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год
Аналитическая справкапо итогам мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образова...
Примерное планирование коррекционно-образовательной деятельности по реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы.
Данная индивидуальная программа расчитана на ребенка 3-4-х лет с ДЦП....
Индивидуальный образовательный маршрут (на I полугодие учебного года) для ребёнка 5-6 лет с ОВЗ по адаптированной образовательной программе для обучающихся с ОНР III уровня речевого развития
Особые образовательные потребности ребёнка-дошкольника с ОВЗ предполагают сопровождение его по адаптированной программе, также составляется ИОМ, в котором отражены индивидуальные о...
Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет «Планета Здоровья», как новая образовательная технология по здоровьесбережению в дошкольных организациях.
Пояснительная записка к адаптированной парциальной программе для детей с ТНР от 4 до 7 лет "Планета Здоровья"...